Е. А. Шишкина, А. Н. Шипунов. Два памятника Ф.И.Шубину из коллекции Государственного музея городской скульптуры

К 280-летию со дня рождения скульптора

В этом году исполняется 280 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Федота Ивановича Шубина (17 (28) мая 1740-1805). Шубин вошел в историю русского искусства как родоначальник русского реалистического скульптурного  портрета, как мастер, создавший галерею образов русских государственных деятелей, как автор многочисленных декоративных скульптур, украшающих фонтаны Петродворца, Мраморный дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры. Его произведения относятся к высшим достижениям мировой пластики XVIII века. Большая часть работ скульптура хранится в Государственном  Русском музее: блистательные мраморные бюсты А.М.Голицина, Екатерины II, Павла I, М.Р.Паниной, скульптура Екатерины II — Законодательницы, М.В.Ломоносова — не только выдающегося ученого, но и земляка скульптора. Шубин родился в Архангельской губернии, близ Холмогор в крестьяно-рыбацкой семье, занимающейся резьбой по кости. Интересно, что  именно в семье Шубиных юноша-Ломоносов, отправляясь  в Москву, получает на дорогу 3 рубля и полукафтан. В 1758 году  с обозом в Петербург отправляется и Федот Шубин. Здесь, не без дружеской поддержки своего знаменитого земляка М.В.Ломоносова, он поступает в Академию художеств, и в дальнейшем становится  «искусным в своем художестве мастером». Шубин — гениальный ваятель, поднявшийся до высших достижений своего времени и воплотивший в мраморе всех главных деятелей эпохи. «…Он одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен…»

В 1959 году в Ленинграде, перед фасадом Русского музея со стороны Михайловского сада был открыт памятник и самому скульптору. Погрудный бронзовый бюст, установлен на цилиндрическом постаменте в виде колонны из розового гранита. На лицевой стороне постамента, в бронзовом картуше литыми знаками имя скульптора и даты жизни. Автор бюста советский скульптор Виктор Александрович Синайский (1893-1968) [1] постарался запечатлеть характерные черты Шубина и стилевые особенности его времени: сосредоточенный взгляд, стремительный поворот головы, характерные для XVIII века детали  одежды и прически.  Возможно, образ получился излишне театральный. На научном совете по скульптуре 1956 г. при обсуждении бюста Синайский высказывается о том, что при решении «затруднений в смысле одежды» ему пришлось воспользоваться реквизитом из Кировского театра. На этом же совете такие  авторитетные мастера как В.Б.Пинчук, К.Л.Иогансен, М.К.Аникушин, В.В.Исаева дали  положительные  отзывы, отметив  «красивое  решение, удивительно красивое. Здесь все ритмично, очень переносит в тот период. Сама трактовка бюста … поэтична, широка и деликатна.» [2] Неслучайно было выбрано и место установки бюста — у Русского музея, в коллекции которого творчество мастера представлено наиболее полно. Также предлагалось, что в дальнейшем, в Михайловском саду, около Русского музея установить бюсты-памятники тем художникам и скульпторам, имена которых названы в списке монументов 1918 г., утвержденном еще В.И.Лениным и, творчество которых связано с нашим городом: О.А.Кипренскому, М.А.Врубелю, М.И.Козловскому, а также новых бюстов-памятников, архитекторам, художникам и скульпторам. Музей исходил из того, что в 1957 году, в связи с юбилеем Ленинграда, будет произведена торжественная закладка этих памятников и объявлен конкурс на их исполнение, а сооружение самих памятников будет осуществлено в течении последующих 5-ти лет, в 1958-1962 году. Этот проект осуществлен не был.[3] 

В 2003 году начинается реконструкция Михайловского сада. За основу реконструкции взят план, сделанный зодчим Росси в 1822 году. Памятник-бюст Шубину на плане, разумеется, указан не был. Современным проектом, согласованным с КГИОП, отмечалось, что перенос бюста являлся неотъемлемым элементом реконструкции сада. Памятник был демонтирован. Некоторое время части монумента хранились на хозяйственном дворе Русского музея, ожидая установки на новое место в уже открытом после реконструкции парке. После нескольких обращений Музея городской скульптуры в Русский музей и в КГИОП, выясняется, что установка  памятника не состоится, так как он не вписывается в исторически-обновленный вид Михайловского парка. В 2012 бюст и постамент были транспортированы в фонды ГМГС.

В связи с подготовкой к 280-летию со дня рождения скульптора в 2019 г. музеем принято решение о временном  экспонировании памятника на территории музейного сквера. По заданию музея реставраторами ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» монумент был приведен в экспозиционное состояние, на бюсте и постаменте, устранены повреждения, восстановлены утраченные фрагменты картуша, выполнена консервация бронзы.

Только благодаря созидательной деятельности Государственного музея городской скульптуры этот единственный  в городе памятник выдающемуся скульптору, вновь экспонируется, пусть даже и временно.

Временное постоянство. Удивительно, как порой создаются  пространственно-временные связи между как бы случайными событиями, предметами, памятниками – бюст Ф.И. Шубина, в музейном сквере, лицом, взглядом обращен в сторону Александро-Невской лавры, где на территории Музейного Некрополя XVIII века, находится могила скульптора с мраморным надгробным  памятником.

Федот Иванович Шубин скончался 17 (24) мая 1805 года. Тогда же, в начале XIX столетия был создан памятник на могиле ваятеля. Данный монумент выполнен в характерной для классического искусства своего времени форме колонны, а точнее – восьмигранного пилона, увенчанного вазой-светильником – аллегорией добродетели и неугасимой памяти. Материал памятника – мрамор различных сортов. Использование этого камня также типично для русского искусства эпохи высокого классицизма.

На фусте пилона располагается мраморный медальон с портретом Федота Ивановича, а также высечена стихотворная эпитафия. Каждый из этих элементов заслуживает отдельного рассмотрения.

Барельефный портрет Шубина помещён в изящный овальный медальон на южной стороне памятника. Скульптор изображён в сюртуке и с париком на голове, т. е. предстаёт перед нами в облике человека своей эпохи – галантного и просвещённого XVIII столетия. Авторство барельефа приписывают различным мастерам. В частности, в литературе встречается упоминание в связи с этой работой самого Федота Ивановича, автопортрет которого мог быть помещен на его же надгробии. Однако наиболее вероятной представляется версия, согласно которой возможным автором барельефа является скульптор Якоб Земмельгак – ученик Шубина, работавший с ним в одной мастерской и специализировавшийся на надгробных скульптурных портретах.

С 1950-х годов на памятнике Ф. И. Шубину установлена копия барельефа-портрета, в то время как оригинал экспонируется в Благовещенской усыпальнице, также являющейся частью Государственного музея городской скульптуры.

Под барельефом высечена эпитафия, характеризующая социальное положение скульптора:

Императорской Академiи художествъ профессоръ коллегскiй Совѣтникъ Федотъ Ивановичъ Шубинъ родился маiя 17 го дня 1740 го года преставился маiя 12 го дня 1805 го года.

С противоположной стороны памятника высечена стихотворная эпитафия, образно описывающая творческие дарования Федота Ивановича. Её авторство не установлено, но она, несомненно, представляет собой яркий образец русской «мемориальной поэзии» начала XIX века:

Сынъ мразныя страны, где генiи возстали
где Ломоносовы изъ мрака возсияли

изъ росовъ первый здѣсь въ плоть камни претворялъ
и видомъ дышущихъ скалъ чувства восхищалъ.
Земные Боги въ нихъ миръ новый обретали
Римъ и Болонiя въ немъ генiя венчали.
Екатерине духъ, что намъ открылъ законъ
воззрѣлъ — и подъ его рукою марморъ дышетъ
богиня, кажется еще въ немъ правду пишетъ
но сей нашъ Прометей, сей нашъ Пигмалiонъ
бездушныхъ, дикихъ скалъ рѣзцомъ животворитель
природы сынъ и другъ, искусствамъ же зиждитель,
в комъ победителя она страшилась зрѣть,
а с смертiю его страшилась умереть
самъ спитъ подъ камнемъ симъ, и къ вечной славъ зрѣетъ,
доколь наставница — природа не изтлѣетъ.

По материалам  из  архива ГМГС.

©Е.А.Шишкина, А.Н.Шипунов

©ГМГС, 2020

[1] Архитектор  памятника Сперанский Сергей Борисович (1914-1983)

[2] Стенографический отчет Управления культуры. Научный Совет от 26 ноября 1956 г. Архив ГМГС. Дело Пам-114

[3]Предложение Ленинградского музея городской скульптуры по мероприятиям, связанным с памятниками и мемориальными досками, посвященными архитекторам, художникам и скульпторам Петербурга-Ленинграда.1957 г. Архив ГМГС. Дело Пам-114. С.4

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: