Е.А.Шишкина. И Ленин такой молодой

К 150-летию со дня рождения В.И.Ленина и к 50 — летию со дня открытия памятника В.И.Ленину на Московской площади

«И Ленин — такой  молодой…»[1]

В коллекции Государственного музея городской скульптуры памятник В.И.Ленину на Московской площади занимает почетное место.

Он установлен 22 апреля 1970 года к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Надо отметить, что к началу сооружения памятника на площади у станции метро «Московская», в городе уже насчитывается более 150 памятников Вождю, а по всей стране – их более 2000. Но именно этот монумент займет совершенно особое место в советской монументальной лениниане.

Это памятник — в котором создатель и руководитель коммунистической партии, первого в истории социалистического государства, вознесется, как в прямом, так и в переносном смысле на недосягаемую высоту. В 1970 году — это самый высокий памятник Ленину.

Это памятника — который, по сути, завершит истерию официального советского искусства — появления многочисленных памятников В.И.Ленину, когда «монументальность» представляется скорей категорией количественных изменений, чем характеристикой качественного порядка».[2]

Авторы памятника должны были решить нелегкую задачу — создать монумент в городе, где уже имелись прочно связавшиеся с обликом Ленинграда памятники В.И.Ленину – у Финляндского вокзала (ск. С.А.Евсеев, арх. В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, 1926 г.), у Смольного (ск. В.В.Козлов, арх. В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, 1927г.), на проспекте Обуховской Обороны (ск. М.Я.Харламов,1926 г.) и др.

По результатам закрытого конкурса, объявленного еще в 1967 году был выбран проект творческого коллектива, в который входили скульптор М.К.Аникушин и архитекторы С.Г.Майофис и В.А.Каменский. На характер авторского замысла во многом повлиял выбор места для установки монумента — новый район города — Московский проспект, магистраль, связывающая четыре развивающихся районов и направления с юга — аэродром, Гатчину, Пушкин. Вытянутая вдоль проспекта Московская площадь формировалась как новый центр города. Её облик сложился к 1960-ым годам, когда уже было построено огромных размеров здание Дома Советов (арх. Н.А.Троцкий) с гигантским ордерным фасадом и монументальным фризом. С противоположной стороны сооружены два девятиэтажных дома (арх. С.Б.Сперанский). Памятник должен был стать и  архитектурно-пространственным центром этой большой городской площади, просматриваясь со всех точек.  Высота его гранитного постамента 7м 44 см, высота бронзовой фигуры 8 м 10 см.

В образе В.И.Ленина тема вдохновения, порожденного революционным порывом, торжество идеи, доведено скульптором М.К. Аникушиным до огромной силы обобщения, несмотря на то, что автор отходит от традиционного понимания образа В.И.Ленина как оратора, изображаемого, как правило, на трибуне с простертой рукой, или как философа-мыслителя. Перед нами иконографический тип памятника Ленину, примеры которого уже встречались в городе (у Финлянского вокзала, у  Смольного) — Вождь-Призывающий. Но, Аникушин дерзко отступил от привычных канонов — Ленин не статичен, а исполнен стремительного движения. Вождь, поднявший революционную бурю, прокатившуюся по миру, и сам захвачен ее стихией. В творческом аспекте автор нашел убедительное и яркое воплощение романтического пафоса революции, одновременно решая обще конструктивные задачи — сочетая в скульптуре динамику и статику, подвижность и устойчивость, используя мощный пластический язык – памятник обретает поистине  монументальное звучание.

Образ Вождя в какой-то степени романтический. Представление о  революции как всепобеждающей стихии, несущей творческое начало, на мой взгляд — идейная основа памятника.[3]. Аникушин видит в образе Ленина прежде всего творческое начало, которое ассоциируется для мастера с представлением не только о духовной, но и о физической молодости. Автор хотел подчеркнуть, что «Октябрьскую революцию возглавляли люди  молодые»[4] В 1917 году Ленину было 47 лет. Кроме  того, он  был человеком «физически крепким, сильным, в динамике своей пластичным»[5]

Для выражения грандиозности замысла памятника необходимо было найти особый, мощный пластический «язык». Аникушин использует такие средства художественной выразительности, как – подчеркнутое всеми частями диагональное решение композиции, резкое чередование пластической проработки форм от больших плоскостей к деталям, учитывает светотеневые эффекты. Реалистично промоделированы складки развивающегося пальто. Постамент сдвинут вперед, по движению бронзовой фигуры. Скульптор добивается «чтобы цикл ее движений был внутренне завершен. Поэтому наклонной, динамичной части постамента и самой фигуре он противопоставляет статическую вертикаль и старается избежать слишком открытого и незавершенного жеста. Это сочетание статики и динамики, это движение фигуры вперед, движение, однако внутренне законченное.

Осуществляя замысел, Аникушин связывает образ Ленина «с определенной внутренней цельностью его характера, завершенностью учения и всего дела его жизни…. Создавая памятник, я старался представить себе Ленина в период Октябрьской революции. Н.К.Крупская говорила, что в этот период у Ильича  было какое-то особенно приподнятое, радостное настроение. Я все время помнил также о том, что Ленину в этот ответственный момент мировой истории приходилось решать множество труднейших вопросов, причем решать очень быстро и безошибочно. Мне представлялось необходимым, таким образом, выразить не только характер определенной личности, но и прежде всего, выразить характер исторических действий этой личности, сила которой была не в самоутверждении, а в подлинной преданности людям и своим идеям. Я почувствовал внутреннюю необходимость в образе Ленина показать черты, выражающие решительность, собранность, смелость, убежденность.» [6] Это — новое понимание образа. Активный, темпераментный, вдохновенный, волевой, обладающий колоссальной энергией молодой вождь народа.

Создание модели скульптуры происходило в личной мастерской М.К.Аникушина в Вяземском переулке. Сейчас это здание является филиалом музея городской скульптуры — «Мемориальная мастерская М.К.Аникушина». В выставочном пространстве сохранилась платформа и механизм, на которой скульптор работал над моделью в натуральную величину. Параллельно с созданием скульптуры на площади возводился  фундамент, из карьера «Ровное», с Карельского  перешейка осуществляется доставка гранитного блока весом 250 тонн для изготовления постамента. Подобные работы выполняются не чаще чем раз в столетие и представляют целый комплекс работ с привлечением различных специалистов, универсальных подъёмно-транспортных средств и механизмов.  Торжественное открытие монумента состоялось 22 апреля 1970 года. Это событие имело всенародный резонанс.

Сейчас невозможно представить Московскую площадь без этого памятника, ставшего – символом эпохи социализма, грандиозным заключительным аккордом в советской монументально-скульптурной лениниане.

©Екатерина Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных  досок

©ГМГС, 2020

1 Строка из песни «И вновь продолжается бой»  на слова поэта А.Пахмутовой, музыка Н.Добронравого.

2 А.Халтурин А.«О новых памятниках» 100-летие со дня рождения В.И.Ленина. ж. Искусство.1970.  №4, с. 32.

3 Шкеле Н.В. Памятник А.С.Пушкину и В.И.Ленину в Ленинграде, созданные скульптором М.К.Аникушиным. Научно-историческая  справка. Ленинград. 1978. С.34. Архив ГМГС.

4. Кравцов А. Ленинградский  монумент. Литературная Россия. 17 апреля 1970 г. Архив ГМГС. Дело №133

5 Там же.

6 Аникушин М. Замысел и его осуществление. ж. Искусство.1970.  №4, с. 31.


Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: