Пелагея Шурига. Скульптура, графика. К 120-летию со дня рождения

Творчество Пелагеи Николаевны Шуриги (1900–1980) не может оставить зрителя равнодушным. Ее искусство – яркое, самобытное, полное любви к жизни и своим моделям, удивляет свободой самовыражения художника, что было редкостью в то время, когда она работала. Шурига – талантливый скульптор и график, искусный рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства – известна прежде всего как портретист. Она создала обширную галерею портретов своих современников, в которых запечатлела не только характерные черты своих моделей, их внутренний настрой, но также смогла передать «дыхание» времени.

Пелагея Николаевна родилась 30 апреля 1900 года в Харькове. После окончания гимназии поступила в Харьковское художественное училище (1917–1918), вскоре начала посещать студию ученицы О. Родена Элеоноры Блох. Обучение продолжила во ВХУТЕМАСе в Москве (1920–1921) в мастерской А.М. Лавинского. Переехав в 1922 г. в Петроград, Шурига была принята на скульптурный факультет Академии художеств (ВХУТЕМАС) в мастерскую А.Т. Матвеева, которую закончила в 1925 г. С 1929 г. она работала на Ленинградском фарфором заводе им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ), с 1936 – в должности заведующей музеем при ЛФЗ. В 1941 г. вместе с экспонатами музея Шурига была эвакуирована в г. Ирбит Свердловской обл.
В годы войны Шурига создала тридцать скульптурных портретов, главным образом, рабочих оборонного завода в Ирбите, а также ставшие самыми знаменитыми ее работами – графические серии «Большие обнаженные» и «Малые обнаженные» (экспонируются на выставке). В 1943 г. в театре Ирбита состоялась первая персональная выставка художника.

После возвращения в 1945 в Ленинград Шурига продолжает работать в портретном жанре в скульптуре и графике, в малой пластике, являясь на протяжении последующих десятилетий непременным участником ленинградских и всесоюзных художественных выставок. В 1965 г. состоялась ее вторая персональная выставка в залах Ленинградского Союза художников.

Представленные на выставке произведения из фондов музея охватывают период с 1925 («Этюд женской фигуры») до конца 1970- х годов. В большинстве своем – модели были хорошо знакомы скульптору: близкие люди, деятели искусства, работницы ленинградских фабрик знакомы скульптору: близкие люди, деятели искусства, работницы ленинградских фабрик. Портреты разнообразны по своей пластической выразительности, как разнообразны лица и характеры моделей. Иногда они поражают остротой характеристики, не лишенной известной доли гротеска.

Шурига обогатила портретную пластику цветом – она расписывала гипсовые и фарфоровые работы, чего не делал никто из ее современников. Цвет придает созданному образу особое звучание.
В ряде случаев отлитые в фарфоре произведения оставались нерасписанными – обретая в белом, гладком, бликующем материале новую образную выразительность.

В 1960-е годы, в период «оттепели» талант художника раскрылся наиболее полно и ярко. В скульптуре особое место в творческой биографии Шуриги занимает работа над образами работниц ленинградской швейной фабрики им. Володарского. На выставке можно видеть расписанные гуашью рельефы (1962–
1964 гг.) – своего рода этюды для монументального группового портрета (1969). Со своими моделями художника связывала настоящая дружба, которая вдохновила ее на создание одного из
самых смелых и ярких произведений этого времени – панно «Право на отдых».

Большинство графических произведений, представленных на выставке, созданы Шуригой в 1960-е годы. Это работы, выполненные в различной технике – литографии, рисунки, исполненные цветными фломастерами, гуашью.

Среди них – оригинальные и пронзительно искренние портреты дочери Вирко Блэк, реалистичные, легкоузнаваемые автопортреты, психологически острые портреты художников А.Н. Латаш, Н.Д. Парфацкой. Свобода и уверенное мастерство чувствуется во всем: в художественных приемах, в мироощущении и взглядах автора. Неожиданность и свобода композиционного решения, яркость и изысканность колорита отличает её произведения в жанре натюрморта. Пейзажи Шуриги отмечены таким же своеобразием и оригинальностью художественного видения и воплощения, присущего только этому мастеру.

Выставка Пелагеи Шуриги знакомит зрителя с творчеством разносторонне одаренного художника, обладающего редким декоративным даром, и дает еще один пример художественной жизни Ленинграда, главным образом, 1960–1970-х годов, отразившей время в его истинном свете.

Все произведения П.Н. Шуриги были сохранены ее дочерью, доктором искусствоведения, преподавателем Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Вирко Борисовной Блэк. В 2005 г. Вирко Борисовна передала в дар музею более ста работ мастера.

©Ирина Лермонтова, ©Вера Рытикова

©ГМГС, 2020

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: