Свод памятников Санкт-Петербурга, состоящих на учёте Государственного музея городской скульптуры. «Народному ополчению — «Октябрь»

Ринальди А., арх.
1791 г.
Гранит, мрамор, чугун.
Каменотесные работы.
Общая высота — 8,75 м.

Памятник посвящен событиям Русско-шведской (Свейской) войны 1788–1790 гг., во время которой жители сел Рыбацкое, Усть-Ижора и других поселений добровольно вступили в гребную флотилию для отражения интервенции шведов, вторгшихся в прибалтийские владения России. Мраморная текстовая доска установлена в 1954 г. взамен утраченной в 1918 г. первоначальной надписи.

Ринальди А., арх.
1791 г.
Гранит, чугун, латунь.
Высота — 8, 75 м.

Обелиск аналогичен памятнику в селе Рыбацком и посвящен событиям русско-шведской (Свейской) войны 1788–1790 гг. Во время интервенции жители села Усть-Ижора послали каждого пятого мужчину в гребную флотилию, сражавшуюся против шведов. Первоначальная надпись, выполненная бронзовыми накладными знаками, впоследствии была утрачена. В 1960 г. в ходе реставрации воссоздана металлическая доска с первоначальным историческим текстом, со-чиненным, по преданию, Екатериной II. Одновременно восстановлены по сохранившимся образцам утраченные цепи и навершия столбов ограды.

тасов В.П., арх., Демут-Малиновский В.И., ск., Пименов С.С., ск., Клодт П.К., ск.
17 августа 1834 г.
Кирпич, медь листовая, медь, выколотка, бронза золоченая, гранит, черницкий камень,
выколотка, чеканка, позолота, кирпичная кладка.
Общая высота ворот — 31 м; ширина ворот — 22 м; ширина торцевой стороны ворот — 7 м; диаметр колонн — 1,4 м; высота колесницы со статуей Победы — 7,6 м; высота статуи Победы — 5,1 м; высота коней — 4,5 м; высота воинов — 4,1 м; высота постаментов под фигурами воинов — 1,45 м.

Для встречи российской гвардии, воз-вращавшейся из Парижа после победоносного завершения военной кампании 1812–1814 гг., соорудили триумфальную арку у въезда в столицу. Деревянные триумфальные ворота, представляющие собой по замыслу архитектора Д. Кваренги вариацию на тему арки Тита в Риме, установили на Петергофской дороге, се-вернее городской заставы. Скульптурный декор ворот из гипса выполнен по моделям И. И. Теребенева. Строительство было завершено к 30 июля 1814 г. По инициативе петербургского дворянства принято решение соорудить монумент в честь побед русской армии в постоянном материале. Император Александр I распорядился для возведения триумфальных ворот использовать 400 тысяч рублей, завещанных генералом Ф. П. Уваровым на памятник в честь Гвардейского корпуса. Первоначально предполагалось повторить проект Д. Кваренги на месте старых городских ворот, лишь увеличив ширину пролета арки. Но в 1827 г. архитектор В. П. Ста-сов создает новый проект, существенно отличающийся от арки Кваренги как по размерам и пропорциям, так и характеру монументально-декоративного оформления. Длительное время обсуждался вопрос, в каком материале создавать триумфальные ворота. 21 мая 1830 г. утверждено предложение В. П. Стасова о сооружении их из кирпича с облицовкой медными листами и установкой на гранитном цоколе. Торжественная закладка памятника состоялась 17 августа 1827 г., в годовщину Бородинской битвы. Скульптурный декор выполнен из листовой меди. В его в создании приняли участие известные ваятели петербургской Академии художеств. Однопролетная 12-ти колонная арка увенчана Колесницей Славы с шестеркой коней (скульпторы П. К. Клодт, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский). На аттике ворот — 8 крылатых Гениев Мира и Победы (скульпторы М. Г. Крылов, Н. А. Токарев), в тимпанах — фигуры летящих Слав (скульптор И. И. Леппе). У подножия пило-нов — 4 изваяния русских витязей (скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский).
В 1879–1881 гг. проводилась реставрация медного покрытия ворот, скульптуры, окон, дверей, внутренних помещений. В 1888 г. внутренние помещения в аттике были приспособлены для размещения архива, сгоревшего в 1918 г. Триумфальные ворота пострадали во время Великой Отечественной войны, но к 1952 г. были полностью отреставрированы. В 1987 г. после капитальной реставрации в помещении аттика разместился новый отдел музея городской скульптуры — «Нарвские ворота». Его сотрудники разработали первую мемориальную экспозицию, посвященную не только созданию конкретного памятника, но и истории развития русского монументального искусства в целом. В настоящее время Нарвские ворота стали местом проведения временных выставок, посвященных военной истории России, а также лекций, конференций и других мероприятий научно-просветительского характера.

Эйдлин Л.Ю., ск., Васильковский В.С., арх.
14 декабря 1971 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 3,4 м, высота постамента — 3, 95 м.

В 1946 г., к 125-й годовщине со дня рождения Н. А. Некрасова, Совет Министров СССР принял Постановление о сооружении памятника поэту в Ленинграде. Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР организовал за-крытый конкурс, в ходе которого выбран для исполнения проект скульптора Л. Ю. Эйдлина. Решением Ленгорисполкома в декабре 1956 г. утверждено место установки памятника в саду «Прудки».
Отливка скульптуры произведена на заводе «Монументскульптура». Постамент изготовлен Ленинградским камнеобрабатывающим заводом из гранита Мгинского карьера.

Лишев В.В., ск.
8 ноября 1922 — открыт в саду «Прудки» (ул.Некрасова), 2декабря 1946 — перенос памятника на Литейный пр., 37
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье.
Общая высота памятника — 3,07 м. Высота бюста — 0,77 м. Высота постамента с основанием — 2,3 м.

Памятник-бюст Н. А. Некрасову, установленный в 1922 г., является одним из первых памятников, выполненных в бронзе, т. е. в постоянном материале, из числа созданных в после-революционный период. Бюст отливался в 1-й Государственной мастерской художественного литья мастером В. З. Гавриловым. Первоначально памятник установлен в саду «Прудки» на углу ул. Некрасова и Греческого пр. В декабре 1946 г. в доме № 36 по Литейному проспекту открыт музей-квартира Н. А. Некрасова. Тогда же памятник-бюст Некрасову был перенесен из сада «Прудки» на Литейный пр. и установлен между домами № 37–39, где размещалась резиденция министра государственных имуществ, упомянутая поэтом в стихотворении «Размышление у парадного подъезда».

Клодт П.К., ск., Залеман Р.К., ск., Рамазанов Н.А., ск., Бонштедт Л.Л., арх., Вейгельт Р. К., арх.
25 июня 1859 г.
Бронза, мрамор, гранит.
Литье, каменотесные работы.
Общая высота памятника — 16,2 м; высота конной статуи — 6 м; высота от плинта до темени всадника — 5,75 м; высота плинта — 0,21 м; высота постамента — 10,3; высота скульптур на постаменте — 3 м.

В феврале 1856 г., в первую годовщину смерти императора Николая I, по Высочайшему повелению императора Александра II началось проектирование монумента. Архитектору О. Монферрану было поручено представить «соображения о памятнике Николаю I». Проект Монферрана утвержден в мае 1856 г. Через месяц определено место установки памятника: напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.
По рисунку Монферрана скульптор Р. К. Залеман выполнил модель памятника «в 1/8 натуральной величины со всеми архитектурными частями и украшениями». Конную статую Николая I создал скульптор П. К. Клодт, выполнивший не только модель уникальной скульптуры, имею-щей всего две точки опоры — задние ноги коня, но и осуществивший ее бронзовую отливку в литейной мастерской Академии художеств. Автором рисунков и моделей аллегорических женских скульптур: Правосудия (с весами), Силы (с мечом), Мудрости (с зеркалом) и Веры (с крестом и Библией), имеющих портретное сходство с императрицей Александрой Федоровной и дочерями Николая I — Марией, Александрой и Ольгой, стал скульптор Р. К. Залеман. Он же является автором горельефа на поста-менте «Награждение Николаем I графа М. М. Сперанского за окончание полного Свода Законов 1832 г.» и геральдических композиций на постаменте памятника.
Аллегорические скульптуры, горельеф и детали для постамента отливали в Гальваническом литейном заведении герцога М. Лейхтенбергского. Там же отлит горельеф «Открытие Веребьин-кого моста на Николаевской железной дороге 1851 г.».
Рисунки и модели горельефов «Открытие Веребьинского моста на Николаевской железной дороге 1851 г.», «Николай I передает государя наследника Лейб-гвардии Саперному батальону 14 декабря 1825 г.», «Николай I на Сенной площади во время холерного бунта 1831 г.» исполнены скульптором Н. А. Рамазановым. Два последних горельефа были отлиты в бронзе под руководством П. К. Клодта в мастерской Академии художеств.
По замыслу О. Монферрана в ансамбль памятника входили фонари- торшеры со светильниками, декорированные бронзовыми двуглавыми орлами. Фонари выполнены по проекту архитектора Р. К. Вейгельта в 1859–1860 гг., орлы исполнены скульптором П. К. Клодтом. Фонари-торшеры отли-вались в Гальваническом заведении герцога М. Лейхтенбергского, там же была выполнена бронзовая решетка из двадцати звеньев, созданная по проекту архитектора Л. Л. Бонштедта и установленная вокруг памятника в 1860 г. Решетка была утрачена в 1940-х гг. Разрозненные детали ограды сохранились в фондах Государственого музея городской скульптуры и позже стали основой для воссоздания ее.
В годы Великой Отечественной войны памятник был укрыт футляром из досок, заполненным стегаными матами с песком. Ступенчатый стилобат засыпан песком. Фонарные столбы не укрывались, но светильники и декоративные кронштейны хранились в музее. В годы войны памятник не пострадал. В марте 1945 г. сняты укрытия памятника, в 1946 г. проведена реставрация и электрофикация фонарей. Полная реставрация памятника осуществлена Государственным музеем городской скульптуры в 1987–1988 гг. В процессе реставрации вскрыт люк на крупе коня, обследовано состояние внутреннего каркаса, выполнен комплекс технических экспертиз с гаммаграфированием опорных ног коня. Воссозданы утраченные фрагменты, сделаны вставки в бронзе, граните и мраморе. Гальваническим способом произведено золочение знаков посвяти-тельной надписи. В 1994 г. по проекту архитектора С. В. Ивонина скульптором Л. Л. Михайленком выполнено воссоздание утраченных деталей ограды. Решетка отлита на заводе «Монументскульптура».

Безпалов И.Ф., ск.
6 августа 1935 г.
Бронза, известняк, гранит.
Высота скульптуры — 1 м, высота постамента — 2 м.

Памятник «Научным экспериментам» (или «Памятник Собаке») создан к XV Международному конгрессу физиологов, проходившему в Ленинграде в 1935 г. Идея его установки принадлежит академику И.П.Павлову. Памятник одновременно является фонтаном: из восьми маскаронов в виде головок собак льется вода. Бронзолитейные работы выполнены на Комбинате наглядной агитации и пропаганды (КНАП) литейщиком К.И.Миглинником.

Воронихина Т.Н., арх., Меликова М.К., арх., Щербин В.Н., арх.
9 мая 1961 г.
Гранит.
Стела 9,8 х 5,4 х10 м.

Матвеев А.Т., ск.
1968 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 2 м., высота постамента — 1,1 м.

Скульптурная группа «Октябрь» выполнена скульптором А. Т. Матвеевым по заказу Совета Народных Комиссаров для московской юбилейной выставки художественных произведений «10 лет Октября». Сразу перевести группу в бронзу не удалось. После закрытия выставки гипсовая скульптура долго находилась под открытым небом. Со временем гипс начал разрушаться. В 1934 г. скульптура поступила в Государственный Русский музей. С этого гипсового оригинала и была выполнена бронзовая отливка группы «Октябрь» для установки перед зданием Большого концертного зала «Октябрьский», сооруженного к 50-летней годовщине Октябрьской революции.

Авторы проекта: Е.А.Шишкина, А.А.Алексеев, А.С.Конев
©ГМГС, 2020

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: