Василий Васильевич Ушаков. К 115-летию со дня рождения художника

В феврале исполняется 115 лет со дня рождения известного ленинградского-петербургского  архитектора, живописца, графика, рисовальщика, мастера акварели В.В.Ушакова.

Василий Ушаков  художник  необычайно разносторонний, он прекрасный мастер  жанровых  композиций,  великолепный портретист. Но наибольшую известность художник заслужил как создатель городских пейзажей Ленинграда-Петербурга, Старой Руссы, Старой Ладоги, Череповца, Алма-Аты и других.Василий Васильевич  Ушаков   родился 2 февраля 1905 года в  Старой Руссе в семье главного архитектора города и пианистки. С детства Василий занимался  рисованием и музыкой.

Первоначальное художественное образование получил в студии В.С.Сварога.  В  1922 году поступает в Академию художеств на живописный факультет, где обучается  под руководством К.С.Петрова-Водкина, Б.М.Кустодиева, В.А.Гринберга. Война застала В.Ушакова в Крыму. Вернулся в Ленинград, где его ждали  голод, холод, смерть близких… В 1942 году был контужен и это «будет долго  сказываться на состоянии его здоровья и судьбе». Для лечения он был направлен  в больницу для душевнобольных,  вместе с которой был эвакуирован в Алма-Ату. Время, проведенное в больнице, не прошло даром – в итоге огромное количество рисунков, изображающих «товарищей художника по палате». Это портреты глубоко страдающих людей. Работы отличаются строгостью лепки форм и глубиной передачи мрачных, трагических характеров». 

В нашей музейной коллекции находятся около двух десятков рисунков этого  периода, подаренных автором. Это живые, непосредственные, щемящие, острохарактерные портреты душевнобольных, врачей, учащихся ФЗО, людей, встретившихся  на его жизненном пути в этот тяжелый период.   Очень образно охарактеризовал этот цикл рисунков  директор Музея «Царскосельская коллекция»  А. Некрасов: «Нет подобных ушаковским сумасшедшим, беспризорникам и калекам, вобравшим всю боль поверженной во время войны страны, и уникален каждый набросок художника, доведенный до гротеска, и нет равного по силе и состраданию рисунку мастера, сделанного в высшем проявлении его души». Александр Михайлович прекрасно знал  Василия Ушакова и очень часто выставлял произведения этого мастера у себя в музее.

И еще  один важный момент в жизни художника произошел в Средней Азии, судьба сводит его со  В.В.Стерлиговым и Т.Н.Глебовой. После войны В.Ушаков  начал преподавать в Высшем художественном училище им. В.И.Мухиной, затем в Инженерно-строительном институте. Параллельно продолжая  заниматься творчеством,  участвуя в различных  выставках. Большой любовью художника всегда оставался городской пейзаж. Огромное внимание он уделял  пейзажам Ленинграда и Старой Руссы.   Никогда художник не порывал со своей малой родиной: он был инициатором создания галереи художников-земляков в Старой Руссе.   Василий Васильевич  удостоен – звания Почетный гражданин Старой Руссы.  Нашему музею художник подарил несколько великолепных акварельных ленинградских пейзажей  «Площадь Декабристов» (1960), с  одним из лучших монументов  мира «Медным всадником», «Летний сад» (1958), «Марсово поле» (1970), «Новая Голландия» (1960) особенно выразителен, изыскан по композиции лист «Кирха»  на Невском проспекте (1959).

В.В.Ушаков создал большое количество работ и его произведения хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея «Царскосельская коллекция», музеях и картинных галереях Старой Руссы, Старой Ладоги, Пскова и других.

Незадолго до смерти художника мы с Верой Валентиновной Рытиковой  побывали в его мастерской в «Доме ветеранов архитекторов» в Пушкине, тогда же он и подарил нашему музею  значительную коллекцию своих произведений. 

Василий Васильевич Ушаков  умер 10 января 1996 года и похоронен на Казанском кладбище в Пушкине. 

© Ирина Лермонтова

© ГМГС

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: