Вера Мануртдинова. Из истории одного памятника. «Сказание о Диоскурах»

Ко дню рождения города на Неве реставраторы музейной Службы по текущему уходу выполнили комплекс профилактических реставрационных работ на памятниках, входящих в коллекцию Государственного музея городской скульптуры, среди которых скульптурная группа “Диоскуры”.История скульптурной группы «Диоскуры» насчитывает 210 лет.

Два столетия назад архитектор Джакомо Кваренги при проектировании здания Конногвардейского манежа задумал установить перед его портиком две скульптурные группы. Они должны были олицетворять мифологических героев Древней Греции – братьев-близнецов Полидевка (Поллукс) и Кастора, (сыновья супруги спартанского царя Тиндарея Леды). Существовала легенда, согласно которой Полидевк, сын Зевса, из любви к смертному брату уделил ему часть своего бессмертия (они попеременно, как утренняя и вечерняя звезда, являются в созвездии Близнецов). Оба брата традиционно изображались с конями: Кастор славился как укротитель коней, Поллукс был кулачным бойцом.

В заказе на изготовление скульптурных композиций для города на Неве отмечалось, какими должны быть скульптурные группы: «две группы из каррарского мрамора и самого лучшего мастерства, изображающая каждая человеческую фигуру, держащую в одной руке лошадь. Каждая фигура и лошадь должны быть из одной цельной штуки мрамора — мрамор должен быть самой доброты, какой обычно употребляют на колоссальные фигуры, ценой за обе 15000 руб.». Далее в контракте говорилось, что «работа сих групп должна быть того самого художника, которого он несколько вещей в казну и партикулярным людям продал, а именно: «Три грации» в Павловском, «Лаокоон» в Таврическом дворце находящийся, и протчие вещи, засвидетельствовавшие всеобщее одобрение». Художником этим был итальянский скульптор Паоло Трискорни, у которого была мастерская в Карраре.

Долго ли коротко, но работа по созданию скульптур продолжалась с 1806 по 1810 г. Прообразом созданных скульптур послужили античные статуи Диоскуров, установленные в Риме, перед Квиринальским дворцом.

Только через 6 лет скульптуры из солнечной Италии будут доставлены на шведском судне «Константин» в г. Кронштадт, а позднее в 1817 году они уже будут установлены перед портиком манежа.

Минуло 40 лет и скульптуры оказались у здания Конногвардейских казарм на устоях ворот. Это произошло по настоянию духовенства, возражавшего против нахождения близ Исаакиевского собора обнаженных скульптур.

В годы Великой Отечественной войны Музеем городской скульптуры приняты меры к сохранению скульптур – Диоскуры были укрыты в земле, в специально вырытых котлованах. По окончании войны вновь установлены на пилоны ворот. Спустя годы, в 1953 г. скульптуры вновь были перенесены к центральному входу Манежа и установлены на новые постаменты из серого гранита. Из года в год под воздействием негативных факторов окружающей среды ухудшалось состояние скульптур из белоснежного итальянского мрамора: поверхность покрывали многочисленные трещины различной длины и глубины, значительные участки мрамора имели биопоражения и корковые загрязнения, полировочный слой поверхности мрамора был утрачен полностью. Разветвленная сеть трещин вызывала опасения в прочности скульптур.

В 2001 году остро возникает вопрос о сохранении скульптурных групп, о проведении реставрации, а может быть, замене на копии. Было выполнено уникальное обследование состояния скульптур: визуально-измерительный и ультразвуковой контроль. Результатом ультразвуковой диагностики стали, выявленные дефекты и повреждения мраморной скульптуры в виде трещин, сколов, раковин и неоднородности структуры мрамора.

Ряд трещин отличается значительной глубиной и протяженностью, также была выполнена расчетно — теоретическая оценка прочности элементов скульптурных групп. Расчёт производился с использованием программного комплекса «Лира». Расчет выполнен с учётом постоянных и временных нагрузок: собственный вес, ветровая нагрузка, температурное воздействие, вследствие неравномерного нагрева фигур, вибрация от проходящего автотранспорта, по результатам ультразвукового обследования качество мрамора оценено от удовлетворительного до хорошего.

Вычисленные эквивалентные напряжения не превышают минимальных значений прочности на растяжение и сжатие мрамора. Выявленные дефекты и повреждения не являются критическими с точки зрения прочности и жесткости конструкции в целом. Эти обследования позволили определить запас прочности скульптур и получить однозначный ответ, что реставрация возможна и необходима. Для обеспечения требуемой долговечности скульптурных групп была выполнена заделка выявленных повреждений по принятой для мрамора технологии. Методика реставрации разработана реставратором высшей категории — технологом С.А. Шадриным.

Таким образом, у портика Конногвардейского Манежа сохранены подлинники скульптур, и снят вопрос о выполнении копий из современных материалов. Но петербургский климат не щадит итальянский мрамор, опасения за состояние скульптурной группы появились вновь. Ведь с момента последней реставрации прошло почти 20 лет.

В 2019 году ООО «Реставратор» проведены комплексные исследования, включающие инженерно-технические обследования скульптурной группы с обмером памятника, картограммой дефектов и утрат. На основе полученных данных разработан проект реставрации. Научно — проектная документации по реставрации объекта культурного наследия «Скульптурные группы «Диоскуры, укрощающие коней» получила положительное заключение в КГИОП. В скором времени у нас не останется опасений за состояние скульптурной группы.

©Вера Мануртдинова

©ГМГС

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: