События 9 января 1905 года, вызванные глобальным государственным кризисом, вылились в массовые протесты, а затем и революцию. Сопутствующий экономический кризис, приводивший к массовому закрытию предприятий и увольнению рабочих, увеличивал ряды бастующих. В Петербурге к началу 1905 г. в забастовках участвовало около 150 тыс. рабочих. Воскресным утром 9 (22) января 1905 г. десятки тысяч людей, среди которых были старики и дети, из разных районов города, с иконами, портретами царя в руках двинулись к Зимнему дворцу, чтобы передать петицию. Предвидя беспорядки, власти объявили военное положение, выставив на пути шествия вооружённые войска и полицию, не пропускавшие народ к Дворцовой площади. В течение нескольких часов, в разных местах на пути следования групп, по мирной демонстрации открыта стрельба. В это воскресенье, получившее в народе название «кровавого», было убито, ранено, задавлено в толпе больше 4,5 тысяч человек.
Жертв демонстрации 9 января 1905 года похоронили в братских могилах на Преображенском кладбище (позднее названном в их честь — кладбищем Жертв 9 Января). Это место сразу стало почитаемым, имело большое значение не только для семей погибших, но для многих современников, мало кто мог оставаться равнодушным к этой трагедии. Траурное место через 10 месяцев после гибели безоружных демонстрантов посетил В.И. Ленин, только что возвратившийся из первой эмиграции. После Октябрьской революции в памятные дни на братских могилах стали проводиться массовые митинги. В 1923 г. по инициативе Исполкома Володарского района создан Комитет по сооружению памятника. В 1925 г. скульптор Матвей Манизер и архитектор Владимир Витман предлагают свой первый проект. В январе 1926 г., в 21ю годовщину событий произведена закладка монумента. Работа над памятником длилась не один год, проект претерпевал значительные изменения. Так, 20 июня 1926 г. Ленинградская правда сообщает о начале сооружения памятника: «Памятник будет представлять усечённый обелиск, окружённый массивной оградой. Внутри ограды будут разбиты газоны и цветник. Все работы по сооружению памятника…будут закончены в этом сезоне».
Вечерняя Красная газета 10 июня 1929 г. сообщала: «В связи с исполняющимся в будущем году 25-летием со дня январского расстрела рабочих в 1905 году, президиум Ленинградсовета признал необходимым установить памятник жертвам первой русской революции на братской могиле…для выбора места и определения характера памятника образована комиссия…». Через месяц Красная газета пишет: «После кровавого воскресения тела расстрелянных…были наскоро погребены в отдалённом и болотистом участке кладбища. Теперь намечается их останки перенести…» По воспоминаниям М.Г. Манизера, в августе 1929 года «в торжественной обстановке останки…перенесены из прежней могилы в склепы фундамента памятника». Скульптор так описывает символику образа: «Композиция… рассчитана на видимость издали. На высоком пьедестале стоит гигантская фигура рабочего, держащего урну с прахом погибших и призывающего к восстанию. Эта лаконичная, символическая фигура должна говорить о значении для дела Революции жертв, понесённых рабочим классом в 1905 году». После утверждения проекта и места установки начался поиск средств на создание монумента. «На работы отпущено 10 тысяч рублей, на фабриках и заводах будет развёрнута кампания по сбору средств… [завод] «Большевик» уже собрал 8 тыс. рублей. Памятник обойдётся около 100 тыс. рублей», говорится в августовских номерах Красной газеты.
Работы по созданию фигуры рабочего и рельефа, изображающего расстрел демонстрантов: отливку, сборку и прочеканку выполнили сотрудники бронзолитейной мастерской Губполитпросвета. Фон рельефа – лист прокатной бронзы – выполнен на заводе «Красный Выборжец».
Постамент сооружён из блоков гранита, сохранившегося на территории кладбища для задуманной когда-то, но так и не построенной церкви. Авторы создали памятник-трибуну, на которой могли выступать митингующие. В этом образно-стилистическом решении гармонично сочетаются классическая скульптурная часть – фигура рабочего на вершине и архитектурная часть, гранитный постамент-трибуна, выполненный «в авангардном ключе», в характерном для периода конца 20-х-начала 30-х стиле «постконструктивизма».
С первых дней Великой Отечественной войны Ленинградский музей городской скульптуры занимался укрытием памятников, переданных в его ведение. Сжатые сроки, отсутствие материальных и физических ресурсов очень осложняло эту работу. Многие монументы стояли всю войну не укрытыми буквально под огнём, как памятник Жертвам 9 января. В послевоенные годы во время реставрационных работ то и дело приходилось «залечивать раны» на скульптуре, заполнять утраты и выбоины на гранитной части монумента. И в наши дни, спустя десятилетия после войны скульптура всё ещё нуждалась в устранении следов от осколков снарядов – линия фронта проходила рядом, памятник прекрасно просматривался с вражеских позиций под Ленинградом и фашисты регулярно обстреливали стратегически важную железную дорогу.
В качестве подрядных организаций в разные годы к реставрации привлекались, например, Научно-производственные реставрационные мастерские Управления по делам архитектуры (1955 г.), в 1959 и 1969 гг. «коллектив строительства № 20 «Ленметростроя» и завода «Монументскульптура». Последняя по времени реставрация проводилась музеем в 2011 г. силами ЗАО РПНЦ «Специалист».
Композиция рассчитана на обзор издали, вознесённая на 18 метров грандиозная, мощная фигура рабочего производит впечатление ещё на расстоянии. Даже теперь, спустя десятилетия, когда разрослись деревья вокруг мемориала, он прекрасно «читается» издали. В трактовке скульптуры, героике образа, в жесте руки, передающем смысл и пафос произведения, читаются античные мотивы. Бронзовая фигура рабочего и рельеф органично вписаны в конструктивистскую гранитную часть сооружения – трибуну для митингов. Несмотря на смену государственного строя идея, заложенная авторами в основу этого величественного по замыслу и воплощению памятника, по-прежнему воздействует на нас.
Памятник Жертвам 9 января, открытый в 1931 году, значительный по размерам архитектурно-скульптурный монумент, пожалуй, самое сильное произведение данного периода и значимый предмет коллекции Государственного музея городской скульптуры.
Е.В. Шудрова
Старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда открытки.
По материалам архива отдела памятников, собрания Научно-справочных материалов отдела МИС ГМГС и фонда Открытки
©ГМГС, 2022