Свод памятников Санкт-Петербурга, состоящих на учёте Государственного музея городской скульптуры. «Памятный знак» — Петру I — А.С.Пушкину»

Скреплева М.И., арх., Соколов Н.Н.,арх., Михайлов С.Л.,арх., Дема А.Г.,ск., Васильев А.В., худ.
29 мая 2000 г. Гранит, чугун, мозаика. Рубка по камню, мозаичные работы. Размеры стены 5,0х1,4х0,9м; высота креста — 1,1 м; размеры цоколя — 2,5 х3,0 х0,3м

Памятный знак на месте утраченной церкви Покрова Пресвятой Богородицы сооружен на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга «Об установлении памятных знаков на месте утраченных культовых сооружений».
Поставлен на месте церкви, построенной по проекту архитектора И. Е. Старова в 1798–1812 гг. и снесенной в 1934 г. Авторский коллектив определен в ходе прове­денного в 1998 г. открытого конкурса на лучший проект памятного знака. Заказчиком выступило Территориальное управление Адмиралтейского административного района. Работы по граниту произведены ООО «Строй-Нева», крест изготовлен ООО «Гефест». Икона Покрова Пресвятой Богородицы выполнена из мозаики художником-монументалистом А. В. Васильевым.

Фальконе Э.М., ск., Колло М.А., ск., Гордеев Ф.Г., ск., Фельтен Ю.М., арх. 07 августа 1782 г. Бронза, гранит кованый, литье.
Высота скульптуры — 5,35 м, высота коня — 5,29 м, Размеры постамента — 5,1 х 14,5 х 8,5 м

Памятник Петру I, названный А.С.Пушкиным «Медным всадником», занимает исключительное место в истории русской монументальной скульптуры. Это первый скульптурный памятник в Петербурге и вообще в России.

Французский скульптор Э.-М.Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента «благодетелю, преобразователю и законодателю» России, выполненного в новаторской для своего времени предельно лаконичной и глубокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А.Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый «гром-камень» удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 т были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построены специальные баржа и корабли.

Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е.М.Хайлов. В августе 1775 г состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была «срезана». Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778». В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф.Г.Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э.Фальконе из России вел архитектор Ю.М.Фельтен.

В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

По замыслу Э.Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д.Дидро скульптор писал на этот счет следующее: «Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?». Вопреки идее автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, «благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей своей красоте».


Растрелли Б. К., арх., Козловский М. И. ск., Теребенев И. И., ск., Демут-Малиновский В. И., ск. 1800 г.
Бронза, мрамор, гранит. Каменотесные работы, литье, позолота, рубка по камню. Высота скульптуры — 4,6 м, высота постамента — 6,2 м, Размер барельефов — 1,75 х 2,65 м

Работу по созданию монумента Петру I итальянский скульптор
Б.-К.Растрелли начал в 1717 г. Модель конного памятника с множеством аллегорических фигур и барельефов, прославляющих деяния первого российского императора, была завершена к 1724 г., однако, смерть Петра I в январе следующего года надолго приостановила работу над осуществлением замысла. Лишь в 1743 г., после «апробирования» модели императрицей Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к выполнению большой модели конной статуи. Она была закончена и переведена в воск осенью 1744 г., когда Б.-К.Растрелли скончался. По созданной им восковой модели в 1747 г. конная статуя отлита в бронзе пушечных дел мастером Степаном Копьевым. С 1747 по 1755 гг. велись расчистка и прочеканка статуи. В 1782 г. Императрица Екатерина II подарила скульптуру князю Г.А.Потемкину, с 1782 по 1799 гг. она хранилась в амбаре при Таврическом дворце.
В 1800 г. по повелению императора Павла I конный монумент установлен перед Михайловским замком на площади Коннетабля, на искусственном острове, окруженном каналами. Проект постамента памятника выполнил архитектор Ф.И.Волков. Барельефы «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте» исполнены по рисункам и под руководством скульптора М.И.Козловского его учениками – скульпторами И.И.Теребеневым, В.И.Демут-Малиновским, И.Моисеевым. Барельефы и разборный плинт для конной статуи отлиты в бронзе В.П.Екимовым. Композиция из воинских атрибутов для тыльной стороны постамента отлита в бронзе и вызолочена скульптором П.П.Ажи по созданным им моделям.
Во время Великой Отечественной войны, конная статуя была снята с постамента и укрыта в котловане. В 1945 г. памятник восстановлен.


Жилле Н.Ф, ск. Жибер Э.И., арх. 30 августа 1875 г.
Бронза, гранит. Высота бюста — 0,72 м. высота постамента — 2,53 м.

Памятник-бюст перед Домиком Петра I сооружен в год 150-летия со дня смерти основателя города. Высочайшее повеление императора Александра II об устройстве сада с бюстом перед Домиком дано 3 июля 1875 г. Открытие памятника приурочено к празднику святого князя Александра Невского. Расходы по изготовлению бюста с чугунной оградой в сумме 28 тысяч рублей взял на себя известный петербургский благотворитель, лесопромышленник И.Ф.Громов.
Встречающееся в литературе имя скульптора П.П.Забелло как автора памятника не подтверждается архивными источниками. Бюст является выполненной в бронзе копией мраморного бюста Петра I работы скульптора Н.-Ф.Жилле (1760 г.). Последняя, в свою очередь, – реплика известного бюста Петра I работы Б.-К.Растрелли (1723 г.).
Одновременно с бюстом была устроена ограда сквера с вензелями Петра I на звеньях и двуглавыми орлами на угловых столбиках.


Жак Т.Н., ск.
27 июня 1841 г. Бронза, гранит. Высота скульптуры — 4, 55 м. высота постамента — 4м.

Исполнение памятника Петру I для г. Кронштадта поручено императором Николаем I скульптору Теодору-Наполеону Жаку в конце 1838 г. В основу проекта памятника положена фигура, выполненная Т.-Н.Жаком в 1836 –1837 гг. и приобретенная Николаем I. Автор получил на сооружение памятника 100 тысяч рублей. В эту сумму входило исполнение модели из глины, приобретение меди, отливка и чеканка скульптуры, а также изготовление и установка гранитного постамента, проект которого был утвержден 26 февраля 1839 г. Наблюдение за сооружением памятника осуществлял президент Академии художеств А.Н.Оленин. Литейные работы, вверенные П.К.Клодту, велись в мастерской Академии. На рубеже XIX – XX вв. памятник окружала ограда из вкопанных в землю пушечных жерл, соединенных цепями, утраченная после 1917 года.

Антокольский М. М. , ск., Воронова В. Н., арх. 24 мая 2003 г.
Бронза, гранит. Каменотесные работы, литье, рубка по камню
Высота скульптуры — 248 см. Высота постамента — 352 см.

Оригинальный памятник Петру I напротив собора во имя преподобного Сампсония Странноприимца (Сампсо­ниевскогособора) был открыт 27 июля 1909 г. в честь 200-летия Полтавской победы. Памятник создан скульптором М. М. Антокольским на средства потомков фельдмаршала Б. П. Шереметева. В 1929 г. памятник был демонтирован.
Воссозданный памятник Петру I установлен к 300-летию Санкт­Петербурга на основании распоряжения Администрации Санкт-Петербурга по инициативе и на средства Музейного комплекса «Государственный музей ­памятник “Исаакиевский собор”». Выполнен по авторской модели 1872 г. скульптора М. М. Антокольского, которая с 1940 г. находится в фондах Государственной Третьяковской галереи.
Проект воссоздания памятника реализован РПНЦ «Специалист». Скульптура отлита в мастерской при Санкт­-Петербургском политехническом университете ООО НПКП «ПИН». Постамент изготовлен в мастерской ЗАО «Северо-Западная дорожная компания»


Костюхин И.Н.,ск., Новиков В.С.,ск., Алымов А.И.,арх., Гепнер Ф.А.,арх.
Закладка памятного камня 1957 г. Открытие 10 ноября 1962 г.
Известняк. Рубка по камню. Высота стелы — 4,8м

Памятник является первым в городе монументом, посвященным детям- героям Великой Отечественной войны. Инициатором его создания высту-пили учащиеся школы № 57 Ждановского района Ленинграда. По их призыву начался сбор средств, поступавших на расчетный счет Дворца пионеров. Выбор места установки памятника объясняется тем, что с 1955 г. Таврический сад имел статус городского детского парка.
Закладка памятника «пионерам-героям Ленинграда и Ленинградской области, которые вместе с отцами и братьями проявили героизм и отвагу в годы Великой Отечественной войны», состоялась 9 ноября 1957 г. От-крытый конкурс на проект монумента объявлен в марте 1958 г. На первый тур представлено 24 проекта, но ни один не был принят к осуществлению. В ходе дальнейшего творческого соревнования проект в виде стелы с горельефом «Группа юных бойцов со знаменем», представленный И.Н.Костюхиным, В.С.Новиковым и А.И.Алымовым, рекомендован для сооружения. В памяти молодых создателей монумента были живы воспоминания о военных годах. Оба скульптора подростками перенесли все тяготы войны, архитектор А.И.Алымов сразу после окончания школы ушел на фронт. Надписи на стеле выполнены по проекту архитектора Ф.А.Гепнера.


Гинцбург И.Я.,ск., Харламов М.Я.,ск., Гевирц Я.Г.,арх.
03 мая 1925 г. Бронза, гранит. Каменотесные работы, литье, рубка по камню. Высота фигуры Плеханова — 3 м; высота фигуры рабочего — 2,1 м; высота постамента — 3 м

В июле 1921 г. народный комиссар здравоохранения Н.А.Семашко обратился в Политбюро ЦК ВКП(б) с предложением об установке памятника Г.В.Плеханову в Петрограде.
Создание проекта поручили скульптору И.Я.Гинцбургу, который также являлся автором надгробного памятника Плеханову в некрополе «Литераторские мостки». Созданные скульптором модели были представлены на обсуждение, в том числе и близким Плеханова. В мае 1924 г. осуществлена пробная установка гипсовой модели на площади перед Казанским собором, показавшая, что памятник не соответствует размеру площади и архитектурному окружению. В 1925 г. найдено новое место — площадь у Технологического института, где проходили выступления Г.В.Плеханова.
Работы по отливке статуи велись на заводе «Красный Выборжец». Отливка фигуры рабочего произведена в литейной мастерской Академии художеств по модели скульптора М.Я.Харламова. Постамент выполнен каменотесами производственного бюро Академии художеств, которые по условиям контракта подрядились «сделать постамент из красного гранита, состоящий из девяти частей.


Боголюбов В.Я., ск., Исаева В.В., ск., Баранов Н.В., арх.
22 марта 1959 г. Бронза, гранит. Высота скульптуры — 4м. Высота постамента — 3,6м.

Памятник сооружен на основании Постановления Совета Народных Комиссаров от 2 мая 1945 г. В 1949 г. был объявлен конкурс на проект памятника. В конкурсе участвовало четыре авторских коллектива. Лучшим признан проект скульптора В.Я.Боголюбова. В процессе подготовки модели в 1954 г. скульптор скончался. Большая модель осталась незавершенной. Заканчивал работы над скульптурой коллектив молодых скульпторов М.К.Аникушин, М.Р.Габе, Р.К.Таурит под руководством скульптора В.В.Исаевой.
В 1956 г. скульптура отлита в бронзе на заводе «Монументскульптура». Постамент вырублен из гранита, добытого в карьере «Кузнечное».


Шарлемань Л. И,, арх., Росси К.И., арх.
Порфир, чугун, гранит. Каменотесные работы, рубка по камню, чеканка. Высота — 2,409 м; диаметр — 1,68 м; высота чугунного пьедестала — 0,7 м; высота гранитного постамента — 1,4 м.

Две вазы полированного порфира в 1830 году преподнесены шведским королем в подарок Николаю I. До 1832 года вазы находились в Таврическом саду. В 1832 году порфировые вазы и скульптуры львов были установлены на Дворцовой пристани. В 1914-1916 годах, в связи со строительством Дворцового моста, Дворцовая пристань была разобрана и сооружена на новом месте, напротив восточного павильона Адмиралтейства. Порфировые вазы при этом перенесли на Адмиралтейскую пристань, а скульптуры львов украсили вновь сооруженную Дворцовую пристань.


Бильдерлинг А.А.,худ., Шредер И.Н., ск.
20.10.1892. Бронза, гранит. Каменотесные работы, литье, рубка по камню. Высота бюста 1,5 м; высота постамента 3,3 м.

Памятник-бюст Н.М.Пржевальскому сооружен на средства, собранные по подписке Русским географическим обществом. Проект монумента составил генерал-майор А.А.Бильдерлинг — ближайший друг путешественника. Утвержден проект 13 июня 1891 г. К этому времени относится и выбор места для установки — Александровский сад. Для осуществления проекта был приглашен скульптор, академик И.Н.Шредер. По его модели отлиты на бронзолитейном заводе К.Берто (б.фабрике Ф.Шопена) бюст Пржевальского и скульптура верблюда. По модели И.Шредера создавался и постамент в виде гранитной скалы. Работы по изготовлению постамента выполнены фирмой «Бюро Вега», возглавляемой Р.И.Рунебергом.

Опекушин А.М., ск., Бенуа Н.Л., арх., Лыткин А.С., арх.
07 августа 1884. Бронза, гранит, Каменотесные работы, литье, рубка по камню. Высота скульптуры 2,05 м; высота постамента 2,9 м.

Памятник А.С.Пушкину сооружен по инициативе Петербургского го-родского общественного управления и по решению Городской Думы от 17 марта 1882 г. Высочайшее соизволение последовало 28 апреля 1883 г. Монумент исполнен по модели скульптора А.М.Опекушина, представ¬ленной им на двух конкурсах для московского памятника поэту 1873 и 1875 гг.
Отливка фигуры произведена на бронзолитейном заводе А. Морана литеищиком А.Н.Соколовым. Проект постамента выполнен архитектором Н.Л.Бенуа при участии А.С.Лыткина в конце 1882 — 1883 гг. Постамент сооружен в мастерской В.Е.Ефимова.

Бах Р.Р.,ск.,  Бах А.Р., арх.
15.09.1900. Бронза, гранит, чугун. Каменотесные работы, литье, рубка по камню. Высота скульптуры — 1,9 м; высота постамента — 1,1 м.

В 1899 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, был создан юбилейный комитет, объявивший сбор средств на сооружение памятника и конкурс на лучший его проект. Комитет возглавил поэт И.Ф.Анненский, предложивший для надписей на постаменте памятника подбор цитат из стихов А.С.Пушкина. Победу в конкурсе одержал цар¬скосельский житель скульптор Р.Бах. День рождения Пушкина, 26 мая 1899 г., отмечен закладкой памятника. Отливка скульптуры произведена на «фабрике художественной бронзы под фирмой «Н.Штанге». Вскоре после открытия памятника была установлена чугунная ограда.
В первые дни Великой Отечественной войны скульптура была бережно снята и зарыта в землю в Лицейском саду. В мае 1945 г. скульптура установлена на постамент. Тогда же проведены неотложные реставрационные работы.


Бернштам Л.А., ск., Яковлев В.И., арх.
июль 1938 г. Бронза, гранит. Общая высота 3,3 м.

2 февраля 1937 г. в связи со 100-летней годовщиной гибели А.С.Пушкина было принято Постановление о переименовании Детского Села (бывш. Царское Село) в город Пушкин. По инициативе жителей г.Пушкина возле Египетских ворот была установлена статуя поэта, созданная скульптором Л.А.Бернштамом.
Бронзовая фигура А.С.Пушкина исполнена Л.Бернштамом еще в 1912 г. в Париже и приобретена «государем императором». После доставки скульптуры в Царское Село вплоть до 1937 г. статуя находилась в вестибюле здания Лицея. Работы по сооружению памятника окончены лишь в 1938 г., что и следует считать датой его открытия.
В годы Великой Отечественной войны особенно пострадала скульптурная часть памятника, на бронзе остались многочисленные пробоины от пуль, так как фашисты превратили его в мишень для стрельбы из пистолетов. В 1949 г., к 150-летию со дня рождения поэта, произведена реставрация скульптуры, были зачеканены 142 пробоины на бронзе — следы от пуль.


Дыдыкин Н.В., ск., Медведев Н.А., арх. 05 октября 1952 г. Бронза, бут. Высота скульптуры — 1,7 м; высота постамента — 1,7 м; размер накладной доски — 0,5 х 0,5 м.

Скульптор Н.В.Дыдыкин являлся участником Всесоюзного конкурса проектов на памятник А.С.Пушкину, проходивший в 1947 — 1949 гг. Модель скульптуры поэта, представленная Дыдыкиным на конкурс, была приобретена в 1950 г. Пушкинским обществом и предложена к установке во дворе дома на Мойке, 12.
Отливка скульптуры произведена в бронзолитейной мастерской Академии художеств в 1951 г.
Первоначально статуя установлена на временном постаменте. В 1954 г. выполнена облицовка постамента бутовым камнем. Одновременно установлена текстовая доска, исполненная по проекту архитектора Н.А.Медведева.


Манизер М.Г., ск., Лапиров А.И., арх., Катонин Е.И., арх.
08 февраля 1937 г. Гранит, бронза. Каменотесные работы, литье, рубка по камню. Общая высота памятника — 9 м; размеры барельефа — 0,85 х 0,65 м; высота стел — 1,05 м.

В первые годы после смерти А.С.Пушкина в силу цензурных запретов место дуэли поэта на Коломяжском шоссе, близ Комендантской дачи, не было отмечено, хотя и предпринимались по частной инициативе попытки установки временных знаков.
В 1932 г. по проекту арх.Е.И.Катонина на месте дуэли установлен памятник в виде гранитной колонны. В 1936 — 1937 гг., к 100-летию со дня смерти Пушкина, проводились работы по благоустройству сквера и сооружению нового памятника, т.к. решено «вместо существующей колонны установить обелиск…» Проект памятника разработан архитектором
А.И.Лапировым под непосредственным руководством Е.И.Катонина. Модель барельефа с профильным портретом поэта выполнил скульптор М. Г .Манизер. Отлит барельеф в мастерской Треста художественного производства при Управлении по делам искусств Ленгорисполкома.
В годы Великой Отечественной войны памятник не был укрыт.
В мае 1962 г. по решению Ленгорисполкома на аллее перед обелиском установлены две стелы по проекту А.И.Лапирова.


Аникушин М.К., ск., Петров В.А. арх.19 июня 1957 г. Бронза, гранит. Литье, каменотесные работы. Высота скульптуры — 4,1м; высота постамента — 4,5м.

В связи с приближающимся 100-летием гибели А.С.Пушкина Совет Народных Комиссаров СССР в декабре 1936 г. принял Постановление о сооружении памятника поэту в Ленинграде. В 1937 г. объявляется открытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника.
Одновременно выбирается место установки — стрелка Васильевского острова, площадь против здания Биржи. Состоялась закладка памятника, Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую. В конкурсе приняли участие многие известные мастера Москвы и Ленинграда, в т.ч. скульпторы И.Шадр, А.Матвеев, В.Синайский, В.Боголюбов и другие. Положительных результатов конкурс не дал, место установки также было крайне неудачным.
После Великой Отечественной войны в 1947 г. Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР объявлен новый конкурс и утверждено новое место для памятника — пл.Искусств. В результате четырех туров закрытого конкурса лучшими были определены проекты скульпторов Н.В.Томского и молодого выпускника Академии художеств М.К.Анику шина. В дни празднования 150-летия со дня рождения А.С.Пушкина 6 июня 1949 г. на пл. Искусств состоялась закладка памятника поэту.
В дальнейшем Н.В.Томский от работ отказался, и на заключительном пятом туре к исполнению принята модель М.К.Аникушина, который на протяжении нескольких лет творчески разрабатывал проект, стремясь к предельной выразительности образа поэта.
Скульптура отлита в бронзе на заводе «Монументскульптура». Работы по сооружению постамента выполнены Трестом № 1 Главленинградстроя.

Шредер И.Н., ск., Одновалов С.П., арх. 04 июня 1999 г.
Бронза, гранит, Каменотесные работы, литье, рубка по камню. Бюст 210х150 Постамент 325х250х250.

Первоначально в 1899 г. памятник-бюст А.С.Пушкину, выполненный скульптором И.Н.Шредером, был установлен на Каменноостровском пр., в саду за зданием Александровского лицея, переведенного из Царского Села. Бюст отлит из бронзы на петербургской фабрике Н.Штанге.
В послереволюционные годы в ходе реконструкции территории памятник был утрачен, но бюст сохранился и поступил в фонды Государственного музея городской скульптуры.
В связи с 200-летием со дня рождения А.С.Пушкина по инициативе музея, поддержанной общественностью города, принято решение об установке сохраненного бюста поэта у Пушкинского дома. Работы по реставрации бюста, изготовлению постамента и монтажу памятника произведены комбинатом «Скульптура».



Авторы проекта: Е.А.Шишкина, А.А.Алексеев, А.С.Конев
©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: