Александр Невский — символ Санкт-Петербурга и его небесный защитник

Радуйтесь тому,
что имена Ваши
написаны на небесах.
(Евангелие от Луки, Х, 20)

Санкт-Петербург, новый город, основанный упорством и энергией Петра I, вобрал в себя не только достижения европейской культуры, но стал восприемником исторической традиции, славных деяний в истории Отечества. Одним из покровителей Петербурга, его небесным хранителем и защитником стал святой благоверный великий князь Александр Невский (1221—1263), «Солнце земли Русской», как почтительно величали его современники. Это поистине легендарная личность: князь, воин, талантливый полководец и не менее талантливый и прозорливый государственный деятель, дипломат.

15 июля 1240 г. новгородский князь Александр Ярославич во главе небольшой дружины одержал свою знаменитую победу над шведами в битве при Ижоре, на том месте, где река впадает в Неву. 3a эту победу князь получает почетное имя — Невский. Так оценили его современники и потомки. Затем было Ледовое побоище, борьба за сплочение русских земель; на северных и западных рубежах завоеватели получили решительный отпор. Князь Александр Невский прожил недолгую жизнь, путь его был труден и велик, деяния его оценены по достоинству, издавна князь почитался как защитник земли Русской.

В 1547 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых, освятив его лице такие понятия, как воинская доблесть, героизм, беззаветное служение Отечеству, верность православной вере. «У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости… тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него перед Богом, к ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий».1

Александр Ярославич родился 30 мая 1221 г. в Переславле-Залесском. По отцу и матери он был прямым потомком славного Мономаха, унаследовал от своих благородных необыкновенное благочестие, горячую любовь к Родине и мужество воина. При крещении получает греческое имя — Александр — «защитник людей».

«Следует отметить, что с принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации, с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские имена. Имя Александр носили русские князья и до Александра Невского, например, Александр Всеволодович Суздальский (1204 — 1251) и др.

Святых с именем Александр довольно много, особым почитанием пользовался священномученик Александр. По всей вероятности, именно он и является ангелом хранителем князя Александра Невского. Известно, что в 1240 г. князь в Суздале основал «Александровский Большая Лавра — Вознесенский монастырь в честь св. Александра, своего ангела». 2

Христианство как высший религиозный опыт со всей серьезностью относилось к личным именам: имя человека отображает таинство неповторимости человеческой личности. Имя считалось частью человека, содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы «вкладывалось» ему внутрь. Имя управляло судьбой.

Следует отметить, что выдающийся религиозный мыслитель и ученый, священник Павел Флоренский интересно и своеобразно развил «имяславческие» идеи о том, что все святые люди имели определенный склад личности, во многом обозначенный именем: «по имени — житие». Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как эмблему личности, ее духовного и душевного строения. В этом смысле особое значение имеет имя Александр. Флоренский, перечисляя признаки, соответствующие данному имени, считает его «активно действующим, самым внутри себя гармоничным, пропорциональным, заключающим в себе микрокосмос. Имя Александр ­­— типическое для великих людей.3

Имя оценивается как идея, духовная норма личностного бытия. Имя признается, если носитель его достойно прожил жизнь, наполнив его светом своей святости. Именно это в полной мере удалось Александру Невскому, сумевшему не только оправдать особое предназначение имени Александр, но и первым из русских князей получить дополнительное имя за свой ратный подвиг. Личность Александра Невского — героя и святого — чрезвычайно импонировала Петру I.4

Известно также, что первый храм на Руси во имя св. Александра Невского был воздвигнут в Московском Кремле (около 1630 г.). Возможно, в этом храме бывал Пётр I, крестившийся в 1691 г. сына-первенца, родившегося от брака с Евдокией Лопухиной, которого назвали Александром в честь Александра Невского. «Во дни благочестивых царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича была устроена … рака для нетленных мощей, хранившихся в Рождественском монастыре во Владимире». Содержание текста на раке — напоминание о победах Александра Невского, в том числе на берегах Невы и Ижоры. Отметим, что, судя по этим фактам, Петр достаточно подробно знал о деяниях и заслугах князя Александра, в том числе на Невской земле.

Петр I, ведя Северную войну, пробиваясь к Балтийскому морю, освобождает исконно русские земли по течению Невы, «отичей и дедичей», за чью независимость еще в XIII в. сражался Александр Невский. Его имя становится символом («эмблемой») незыблемости вновь обретенных границ Отечества.

Одновременно с рождением Петербурга Петр I замыслил увековечить память национального героя, основав монастырь, прежде всего как памятник подвигам Александра Невского.

Александро-Невский монастырь был заложен в 1710 1. (проект арх. Д. Трезини), а 30 августа 1724 г. во вновь построенную каменную Александро-Невскую церковь были торжественно перенесены святые мощи Александра Невского, доставленные из Владимира.

Новая столица была освящена покровом русского святого «из стародавних времён». «Хранителем Петрограда были положены мощи храброго Невского победителя, первого защитника рубежей новгородской земли против шведов и немцев».5

30.08.1721 г. – день подписания договора о мире («вечный мир») со Швецией стал днём почитания небесного покровителя города – св. блг. князя Александра Невского. Именно этот день отмечался также как праздник общего тезоименитства Александров, названных в честь Александра Невского. 30.08 отмечали именины императоры Александры (I, II, III), А.В. Суворов, А.С. Пушкин и многие другие. 30.08.1743г. – состоялся первый крестный ход в Александро-Невский монастырь из «церкви Казанской Пресвятой Богородицы». Он был установлен императорским указом Елизаветы Петровны, став на многие годы важны событием в жизни города.

В 1725 г. Екатерина I учредила новый военный орден св. Александра Невского, задуманный еще Петром I и имевший девиз «За труды и Отечество».

В годы Великой Отечественной войны был возрождён орден Александра Невского за особые военные заслуги командиров Красной Армии.

Начиная с 1989г., года возвращения в Лавру святых мощей Александра Невского, ежегодно 30.08. (12.09) отмечается как общегородской праздник с участием духовенства, администрации, кавалеров ордена Александра Невского, курсантов военных училищ.

В целом светская традиция прославления князя Александра Невского довольно обширна.

В русской скульптуре впервые образ Александра Невского отражен в галерее портретов великих князей и царей от Рюрика до Елизаветы Петровны, выполненных Ф.И. Шубиным для украшения центрального зала Чесменского дворца (арх. Ю.М. Фельтен, 1774-1777). Известны изображения князя-воина в нише Казанского Собора, в рельефах южных дверей Исаакиевского собора, а также среди русских героев памятника «Тысячелетию России» в Великом Новгороде.

Кроме того, в 1913 – 1914 гг. широко обсуждается идея о необходимости увековечить «Святого Благоверного Великого князя Александра Ярославича сооружением в честь его памятника». Подчёркивалось, что «необходимо почтить его как воина и древнерусского витязя». Одновременно важным было воздвигнуть памятник в Петербурге, но не на площади перед Александро-Невской лаврой.6

Александро-Невский монастырь (лавра) создавались Петром I как архитектурный памятник «витязю и ратоборцу за русскую Землю», за эти победы он причислен к лику святых.

Установка перед монастырём светского памятника считалась неэтичным, соперничество светской сущности образа Александра Невского и его духовного начала было неприемлемо.

Начавшаяся I Мировая война приостановила дальнейшие действия по созданию монумента.

С 1970х годов в связи с разработкой перспективных планов развития Ленинграда, вновь поднят вопрос о памятнике Александру Невскому. В 1980х годах проводились конкурсы на лучший проект, ставилась задача средствами монументальной скульптуры раскрыть образ выдающегося полководца. В Музее городской скульптуры проводилась выставка проектов. Местом установки предполагалась площадь перед Лаврой по оси Невского проспекта, но ближе к Неве. По итогам конкурса были отмечены 3 коллектива: I место – проект Б.Н. Никифорова, С.Ш. Валеева, И.И. Эффендиевой, предложивших пешую фигуру воину, на щите которого надпись: «Не в силе бог, а в правде».

Конная статуя В.Г. Козенюка и Г.С. Пейчева заняла II место. III место получил проект скульпторов В.Э.Горевого, С.А.Кубасова и архитектора В.Б.Бухаева.  

Далее, на протяжении ряда лет велась работа над созданием проекта памятника, насыщенная различными, в том числе и драматическими событиями (смерть Б.Н. Никифорова, В.Г. Козенюка).

Для реализации был выбран проект В.Г. Козенюка, продолженный его учеником — скульптором А.А. Пальминым. Затем к работам присоединился опытный скульптор А.С. Чаркин. Проект постамента разработал архитектор В.В. Попов. Конная статуя отливалась на заводе «Монументскульптура». Работы по сооружению вела ЗАО «Балтийская строительная компания».

9.05.2002 года памятник был торжественно открыт.

В 2005 году на постаменте установлены два бронзовых барельефа: «Невская битва» и «Доставка мощей Александра Невского в Петербург».

Несмотря на значимость для нашего города образа воина-защитника, такой разносторонней личности как Св. Блг. Великий Князь Александр Невский, данный памятник трудно отнести к шедеврам монументальной скульптуры. Преобладает банальная иллюстративность, отсутствуют глубокое содержание, подлинная монументальность, символический подтекст. Монумент стал лишь современным дополнением к созданному по воле Петра I архитектурному памятнику Невскому герою. Но, по-прежнему, главным является идея державного основателя Санкт-Петербурга о том, что святое имя и праведные подвиги Александра Невского являются историческими знаками особой избранности и высокого предназначения нового, основанного на Невских берегах города.

1. Хитрово М. Святой Блг. Князь Александр Невский, М., 1991.
2. Святой священномученик Александр епископ Прусский, память которого церковь отмечает 9 июня. (Этот день ближайший ко дню крещения и наречения князя Александра Невского). См.: Архиеп. Сергий. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1902.
3. Флоренский, Павел. Имена. М., 1993.
4. Там же.
5. Шляпкин И.А. Иконография, св. блг. великого князя Александра Невского. Пч., 1915.
6. Русский Инвалид. СПб, 1913, №257.

©Надежда Ефремова
ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: