Фёдор Шаляпин и Иван Ершов в произведениях Игоря Ершова

Федор Иванович Шаляпин – великий русский оперный, камерный певец, обладающий «полетным голосом» красивым высоким баритональным басом basso cantante огромного певческого диапазона, артист, наделенный «прирожденной музыкальностью, яркими вокальными данными, необыкновенным актерским мастерством». Неповторимый синтез всех этих качеств позволил выходцу из простой семьи стать певцом с мировым именем. Вот уж истинно, талантливый человек талантлив во всем, он занимался живописью, графикой, скульптурой, играл на нескольких музыкальных инструментах, «режиссировал спектакли… владел многими европейскими языками настолько свободно, что сам переводил оперные либретто», а также снимался в кино и был писателем-мемуаристом. Солист Мариинского и Большого театров, Метрополитен Опера. Ему первому в молодой Советской республике было присвоено звание Народного артиста.

В.В. Стасов, впервые увидев Ф.И. Шаляпина на гастролях оперы Мамонтова в Петербурге в роли Грозного восторженно восклицал: «… Новый великий талант народился».

Ф.И. Шаляпину в музейной графической коллекции посвящен ряд замечательных литографий известного ленинградского художника графика Игоря Ивановича Ершова (1916–1985), сына прославленного русского оперного певца, солиста Мариинского театра Ивана Васильевича Ершова, современника Шаляпина. Так, например, в 1895 году молодой Иван Ершов исполняет роль Фауста в опере Ш. Гуно в Мариинском театре, а роль Мефистофеля – другой начинающий певец – Федор Шаляпин. Интересно, что современники высоко оценивали талант Ершова и называли его «Шаляпиным среди теноров». Память о выдающемся певце Иване Ершове бережно сохраняется в музейном Некрополе Мастеров искусств.

Игорь Ершов, несомненно, обладал даром художника-портретиста. В его творчестве наиболее сильные и выразительные портреты отца И.В. Ершова и Ф.И. Шаляпина в образах их оперных героев. Среди многочисленных ролей Ивана Ершова: Зигфрид, Герман, Отелло, Гришка Кутерьма. И Игорь Ершов запечатлел своего знаменитого отца в этих ролях. Художнику вслед за певцом  особенно удался образ Гришки Кутерьмы в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Напомним, что и сам Игорь Ершов, будучи известным художником, был хорошим певцом (два сезона он пел в Малом оперном театре). Более подробно остановимся на хранящихся в нашем собрании графических работах И.И. Ершова «Шаляпин в жизни», «Шаляпин в роли Олоферна из оперы «Юдифь», «Шаляпин в роли Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник». Эти выразительные тоновые литографии конца 1940-х годов заняли в творчестве мастера весьма заметное место. Художнику, вслед за певцом, необходимо было погрузить современного зрителя в столь отдаленную по времени и менталитету эпоху древних ассирийцев. Понятно, что когда Шаляпин пел в русских операх, то их «национальная природа помогала ему проникнуть в суть изображаемых образов». С партией же ассирийского военноначальника Олоферна все было неизмеримо сложнее. И.И. Ершов, несомненно, знал о замысле художника В.А. Серова, который работал над оформлением этой оперы и буквально «оживил древнеассирийские барельефы» и это образное решение стало отправной точкой шаляпинского Олоферна – страстного, неукротимого повелителя. Художник полностью поддается «обаянию этого мрачного, надменного, величавого… древнего Тамерлана» в трактовке Федора Ивановича. Сколь выразительны жесты, поза возлежащего героя, его горящий взгляд…   

Не мог художник пройти мимо одной из центральных ролей Ф.И. Шаляпина – Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Дж. Россини. Современники особенно отмечали эту роль певца, «где он так оригинален, прекрасен и велик…». Обладающему необыкновенным богатством интонаций, умением передать сложнейшую гамму переживаний Шаляпину удалось ярко и полно раскрыть образ испанского органиста. Именно это уловил и передал зрителю талантливый и тонкий художник Игорь Ершов.

О Шаляпине можно смело сказать, что «не было другого артиста, который мог бы сравниться с ним самобытностью и разносторонностью дарования». Федор Иванович в своих ролях Дона Базилио и Олоферна достигал высочайшего совершенства как в вокальном, так и в сценическом отношении и это в полной мере удалось почувствовать и передать художнику.

В репертуаре Ф.И. Шаляпина – свыше 50 ролей в классических операх, около 400 песен, романсов, русских народных песен. Известно более 300 произведений, изображающих певца, но Игорь Иванович Ершов один из немногих художников, который глубоко проникся личностью Федора Шаляпина и донес до зрителя многогранность таланта «гениального сына земли русской».

Ирина Лермонтова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: