Замечательный петербургский график XX века, мастер офорта, литографии, акварели, монотипии Мария Николаевна Бутрова (1905–1989) всю свою жизнь на протяжении более полувека посвятила бескорыстному служению искусству.
Творчество этого мастера графического искусства неизменно обращает на себя внимание чуткого зрителя, вводит его в гармоничный мир человека и природы. В ее лучших пейзажах, посвященных Дальнему Востоку, Сибири древнерусским городам, Прибалтике и Крыму раскрывается истинное мастерство художника, сумевшего сочетать правдивое реалистическое видение и романтическую приподнятость.
Родилась Мария Николаевна в Петербурге в семье типографского служащего 11 марта 1905 года. В 1920–е годы ей посчастливилось учиться в Училище Штиглица у В.В.Лебедева, а затем в Академии художеств у К.С.Петрова-Водкина и А.Е.Карева. К середине тридцатых годов Бутрова уже сложившийся мастер. Начиная с этого времени она успешно работала в издательствах: Лениздат и Детгиз, в журналах «Чиж» и «Еж». Тонкое понимание детской психологии, искреннее внимание к миру ребенка помогли художнику при создании ее лучших детских книжек: «Золотое яблоко, «Песенки», «Калитка в саду», «Золотое яблоко».
Определяющую роль в ее судьбе, в развитии высокой профессиональной культуры сыграли творческое и дружеское общение с В.Г.Верейским, В.М.Конашевичем, Н.А.Тырсой – своеобразным камертоном, душой Экспериментальной литографской мастерской, в которую с 1936 года входила М.Н.Бутрова.
В годы блокады Мария Николаевна разделила все трудности с теми, кто жил и работал в осажденном Ленинграде. Как и многие ленинградцы дежурила в ПВО, тушила зажигалки. С воодушевлением работала над плакатами и знаменитыми листами «Боевого карандаша», вселяя веру в победу мужественных земляков. На исходе первой страшной зимы Мария Николаевна вместе с тяжело больным мужем, художником П.В.Новиковым, была эвакуирована в Москву, где продолжала работать в Детгизе и журнале «Мурзилка». После окончания войны М.Н.Бутрова вернулась в свой родной город, но уже одна – мужа не стало в 1943 году.
Молодая художница еще до войны совершила первую поездку в северные районы Сибири с целью сбора этнографических материалов, зарисовок для подготовки учебников для школ Крайнего Севера. В этой экспедиции она добиралась от стана к стану не только на пароходе, катере и гидроплане, но со свойственным ей бесстрашием могла сесть верхом на лошадь или оленя, преодолевая таежные чащи, топкие болота, перебираясь на плотах по порожистым и быстрым рекам. Такое под силу только необыкновенно мужественному и уж, конечно, страстно увлеченному своим делом человеку. Зародившаяся в то далекое время любовь к суровой, нетронутой северной природе не покидала Марию Николаевну на протяжении всей ее жизни и была воплощена в ее главной теме. Неудивительно, что все ее произведения столь жизненны и правдивы. Это и одна из лучших ранних литографий «В юрте (Ханты)», тонкие лирические акварели «Вечер в Саянах», и «Встреча. Тайга», серии эпически строгих офортов «Верховья Енисея» и «Зимой в тайге», завораживающие монотипии «У костра» и «Хантыйская мама». В своих акварелях художник взволнованно и трепетно передает свое потрясение от торжествующей красоты и мощи таежного леса в разгар золотой осени. Поражаешься звучностью колористической гаммы, гармонией колорита, своеобразной ритмикой цвета и формы. Осязаемо ощущаешь звенящую тишину, запахи тайги, едкого дыма от костра, глядя на офорт «Вечер в Саянах» и монотипию «У костра».
Художника восхищали не только загадочная мощь бескрайних таежных лесов, озер и рек, но и своеобразие национального быта, жизненного уклада, людских судеб и характеров народов ханты, манси, эвенков, тувинцев, якутов.
Мария Николаевна всегда была человеком увлеченным. Жизнь во всех ее проявлениях интересовала, радовала, поражала ее. Она любила жизнь и была счастливым человеком. Особенно ясно это осознаешь, когда видишь ее светлые, радостные, мажорные листы «Купальщицы» и «Игра» (Летние радости). Ее юные купальщицы пронизаны солнечным светом, кажется, они сами излучают свет. Эти жизнеутверждающие работы превосходно передают и теплоту загорелых юных тел и зной летнего раскаленного воздуха. В этом же эмоциональном ключе исполнена литография «Теннисный матч». С вдохновением и большим мастерством созданы и другие произведения из цикла «Спорт». Мария Николаевна чувствует атмосферу корта, игру теннисистов и как тонкий график и как профессионал, ведь она была мастером спорта по теннису.
Всех, кто близко знал Марию Николаевну, неизменно восхищали ее неиссякаемая жизненная энергия, страсть к новым впечатлениям и путешествиям. В 1975 г. она совершила поездку по своим любимым местам: в низовья Оби: Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень, Тува. А в ту пору ей было уже 70 лет!
Свои наиболее яркие впечатления от поездок по всей стране она живо и непосредственно воплотила в многочисленных пейзажах. Художника бесконечно привлекала красота и задушевность среднерусского пейзажа с его просторами, ширью полей, необъятными далями и тихими озерами. Не могли не восхитить ее древнерусские церкви и монастыри. Вологодские акварели, исполненные в мягкой пастельной гамме, пронизаны этим острым лирическим чувством. Особой поэтичностью, теплотой и задушевностью веет от таких работ, как «Вид с горы Маура» и Кириллов.
В нежных, созерцательных пейзажах Литвы она мастерски передает тончайшие состояния природы. В акварелях «В Кретинге. Мост», «Костел» осязаемо ощущаешь весеннее пробуждение земли, деревьев, обновление окружающего мира.
Павловск – излюбленная тема Марии Бутровой. Пейзажи павловского парка пленяют своим неповторимым очарованием. «Мостик. Павловск» – одна из самых изысканных, поразительных по сдержанности и утонченности колорита акварель, написанная в прозрачных серебристых, голубовато-серых тонах с нежными светло-лиловыми оттенками.
Иным колоритом и эмоциональным звучанием наполнены южные пейзажи «Бахчисарай. Улочка», «Домик в Гурзуфе», «Бронзовое дерево, «Эс-Ке-Кермен». Эти работы овеяны романтически приподнятым настроением, некой таинственностью и даже сказочностью. Их сочные краски мерцают и переливаются в лучах палящего солнца. В крымских акварелях и монотипиях наиболее полно раскрылось яркое живописное дарование художника, понимание красоты и своеобразия южного колорита.
В последние годы Мария Николаевна работала над серией графических работ, посвященных нашему городу. Пожалуй, наиболее завершенная и цельная в этом цикле пастель «Львиный мостик», она пронизана истинно петербургским духом и настроением. К сожалению, завершить этот замысел она не успела…
На виртуальной выставке, посвященной 115-летию со дня рождения Марии Николаевны Бутровой, мы впервые показываем многие произведения замечательного мастера из нашего собрания.
©Ирина Лермонтова
©ГМГС, 2020