К 190-летию со дня рождения художника Ивана Ивановича Шишкина

 

В блестящей плеяде русских художников, имя выдающегося пейзажиста, графика, иллюстратора Шишкина Ивана Ивановича, пользуется наибольшей популярностью Оно знакомо со школьной скамьи – изложение по картине «Рожь», созданной в 1878 г. близ Елабуги – родине художника, входит в школьную учебную программу. Его творчество жизнеутверждающее и очень цельное по своему художественному содержанию и мастерству. «Царем лесов» называли художника современники. Он не был бездушным натуралистом, пассивно копирующим природу, но мастером, который выразительно, вдохновенно, реалистично воспел в своих картинах национальное достояние природы России – красоту лесов, просторы полей и каждой русской травинки. Искусство русского пейзажного жанра после И.И.Шишкина получило дальнейшее развитие в картинах: И.И.Левитана, К.А.Коровина, В.А.Серова, М.В.Нестерова. Он был и остается «верстовым столбом» в развитии русского искусства. Его произведения находятся во многих музеях как в России, так и за рубежом.

Художник Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуга, в Вятской губернии. Детство, проведенное на реке Каме, среди величественной и суровой природы, сыграло определённую роль в формировании Шишкина как художника.

В Санкт-Петербург Шишкин приезжает в 1856 году, после окончания Казанского, а потом и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему 24 года. Он поступает в Академию Художеств. В это время он живет вместе со своим товарищем по Казанской Академии художником А.В.Гине, на Васильевском острове, на Малом проспекте, между 5-й и 6-й линиями, в доме Бернардаки, на четвертом этаже. Во время учебы в Академии и несколько лет после ее окончания Шишкин много путешествует по России и за ее пределами – Елабуга, Валаам, Сибирь, Германия, Швейцария и т.д. — лишь временно проживая в Петербурге.

Вернувшись в Петербург из очередной творческой поездки по стране в 1865 году, он принимает решение избрать Северную столицу постоянным местом жительства.

Надо отметить, что в Санкт-Петербурге, где прошли лучшие годы жизни и творчества И.И.Шишкина, памятника художнику нет. Лишь в 2008 году на доме № 30 по 5-ой линии Васильевского острова была установлена мемориальная доска, которая вошла в коллекцию Государственного музея городской скульптуры. Текстовая мемориальная доска выполнена по проекту архитектора Лобача Г.И. при участии скульпторов Вафеева Р.А. и  Сивакова В.А. из красивого, зеленого с прожилками гранита (Verde India). На открытии мемориальной доски 21.05.2008 г. присутствовал спикер Совета Федерации С.М. Миронов. Когда, он снял покрывало с мемориальной доски, дети — ученики художественных школ выпустили в небо воздушные шары с изображенной на них картиной И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

В этом доме, расположенном рядом с Академией Художеств, в которой художник учился, а с 1873 года преподавал, Шишкин прожил чуть больше 15 лет, с 1882 по 1898 год. Здесь создавались его самые значительные, известные произведения: «Среди долины ровныя…» (1883), «Зима» (1890), «Утро в сосновом лесу» (1889) «Корабельная роща»(1898), многочисленные офорты и рисунки. В этой квартире на знаменитых «средах» у Шишкина бывали И.Н.Крамской[1], А.И.Куинджи, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, Н.Н.Ге, Н.А.Ярошенко и многие другие выдающиеся деятели культуры. Здесь обсуждались вопросы организации Передвижных художественных выставок, реформы Академии художеств, методики обучения студентов и пр. Квартира соединялась с мастерской, в которой художник умер за мольбертом во время работы над картиной «Корабельная роща» (1898). Его надгробный памятник – гранитная глыба с портретом художника в бронзовом медальоне находится в Некрополе Мастеров искусств, и также входит в музейную коллекцию ГМГС.

[1]Крамской Иван Николаевич (1837-1887) – художник, друг И.И.Шишкина. Его кисти принадлежат  известные  портреты художника И.И. Шишкина  1873 г. и 1880 г.

Вот как И.Н.Крамской описывает Шишкина на одной из товарищеских встреч: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина; зеленый, как могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало рисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней да блестящей…» А вот портрет Ивана Ивановича, оставленный человеком, хорошо знающим его: «…с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник. Наружность его была типично великорусская, вятская. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густою бородой и густыми волосами».

Вспомним и еще одну характеристику: «Шишкин предпочитал солнечные полдни, и это характерно для здравого ума и ясного воображения великорусса. В полдне больше всего света, больше подробностей — больше работы и знания. Не в рассудочности Шишкина причина его недостатков, а в робости, в той робости, которой отличаются умы и таланты неокрепших натур. Человек еще не научился верить своим силам и не дает себе полной воли. Бездарности подражают, таланты стесняют себя. Шишкин только тогда решался создавать, когда ему казалось, что предварительно он изучил предмет со всей полнотой».

— А когда пишете, о чем думаете?

— О разном. Я, брат, все в голове держу. И лес, и людей. И как люди ходят, и как лес шумит, и как ворона летит. А видел, как она по земле идет? О, гляди, — и он удачно принялся передавать ее походку; расставив ноги, Иван Иванович шагнул сначала одной ногой вперед, потом другой, а потом, не сгибая ног, сделал прыжок траверсом вбок…». Из монографии: Л.М.Анисова. Шишкин. 1991.

Е.А.Шишкина, хранитель мемориальных досок
©ГМГС, 2022

 

 

 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: