Битва за Ленинград 1941–1944 гг. — одна из наиболее грандиозных и сложных тем в истории Великой Отечественной войны. По определению составителей сборника «Битва за Ленинград: проблемы современных исследований», ее история представляет собой два взаимосвязанных блока проблем: «боевые действия в 1941–1944 гг. на дальних и ближних подступах к городу, попытки прорыва и снятия блокады Ленинграда; жизнь и борьба населения в экстремальных условиях осажденного города»[1]. В настоящей работе рассматриваются вопросы увековечения памяти о событиях военной составляющей Ленинградской битвы, анализируется история создания и особенности художественных решений ряда памятников, посвященных сражениям за город на Неве 1941–1944 гг.
Многоплановость битвы за Ленинград, фактически состоящей из ряда взаимозависимых, но относительно самостоятельных локальных сражений, предопределила формирование в историческом нарративе о данном событии своеобразного почетного перечня, пантеона легендарных мест. Перечислим лишь некоторые из них: Лигово, Пулково и Колпино — южные рубежи, через которые проходил передний край обороны города; Невский и Ивановский «пятачки» — плацдармы на левом берегу реки Невы, с которых предпринимались многочисленные попытки прорыва блокады; Русско-Высоцкое и Ропша — населенные пункты, где разворачивались решающие бои операции «Январский гром» по снятию блокады. Со временем во всех вышеперечисленных, а также иных памятных местах Ленинградской битвы были возведены отдельные монументы и мемориальные ансамбли, увековечивающие происходившие в 1941–1944 гг. события. Значительная часть данных памятников была создана в рамках реализации проекта Зеленого пояса Славы — величественного комплекса монументальных сооружений, своеобразного «ансамбля ансамблей» протяженностью более 200 км, объединяющего несколько десятков объектов, расположенных в ключевых локациях битвы за Ленинград.
Общая планировка данного ансамбля был разработана в 1958–1964 гг. архитекторами 1-й мастерской института «Ленпроект» Г. Н. Булдаковым, В. Л. Гайковичем и М. А. Сементовской. Отдельные памятники и локальные ансамбли спроектированы специалистами различных архитектурных, строительных и художественных организаций Ленинграда. В частности, проект монумента «Пулковский рубеж» на южном склоне Пулковских высот создавался специалистами Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной под руководством ректора данного за-ведения — профессора Я. Н. Лукина[2]. Непосредственное возведение Зеленого пояса Славы было осуществлено в несколько очередей в 1965–1970-х гг. руками рядовых жителей Ленинграда и Ленинградской области, откликнувшихся на призыв поэта М. А. Дудина, опубликованный 23 февраля 1965 г. в газете «Смена». В этом же тексте было впервые предложено название доселе безымянного ансамбля, ставшее впоследствии официальным.
Начиная со второй половины 1960-х гг. и по настоящее время о феномене Зеленого пояса Славы написано значительное число работ популярного и научно-исследовательского характера, рисую-щих детальную картину его проектирования и возведения. Исходя из этого в рамках настоящего исследования мы не будем подробно останавливаться на вопросах создания рассматриваемого ансамбля, а сосредоточимся на рассмотрении двух частных аспектов его истории.
Первый интересующий нас аспект — наличие в составе Зелено-го пояса Славы своеобразного «венца»[3], центрального памятника. Таковым является Монумент героическим защитникам Ленинграда, возведенный на пл. Победы в 1974–1975 гг. по проекту архитекторов С. Б. Сперанского, В. А. Каменского и скульптора М. К. Аникушина. Неотъемлемой частью данного монумента является его подземная часть — «Памятный зал», открытый 23 февраля 1978 г. В его оформ-лении принимали участие ленинградские художники монумента-листы С. Н. Репин, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин и Я. Н. Грачев под руко-водством народного художника СССР А. А. Мыльникова, а также коллектив научных сотрудников Государственного музея истории Ленинграда во главе с директором учреждения — Л. Н. Беловой.[4]
Одним из ключевых декоративных решений «Памятного зала» Монумента героическим защитникам Ленинграда является его фриз, оформленный мемориальными надписями — названиями ключевых мест сражений Ленинградской битвы. С помощью данного элемента устанавливается концептуальное единство между центральным памятником и остальными объектами многокилометрового ансамбля. В то же время таким образом в пространстве зала единовременно воплощается память о всех легендарных местах описанного нами выше пантеона битвы за город на Неве, а сам монумент на пл. Победы становится памятником-пантеоном этих локаций.
Второй интересующий нас аспект — существование в составе Зеленого пояса Славы группы памятников, созданных задолго до начала проектирования самого ансамбля. В числе данных объектов можно упомянуть:
— обелиск в Лигово (архитекторы К. Л. Иогансен и В. А. Петров, 1944 г.), обелиск на пересечении Петергофского шоссе с пр. Маршала Жукова (архитекторы Л. Ю. Гальперин и Д. М. Шпрейзер, 1946 г.), сте-лу в парке Новознаменка (архитекторы К. Л. Иогансен и В. А. Петров, 1944 г.) и монумент «Танк-победитель» в Автово (архитекторВ. А. Каменский, 1951 г.), находящиеся в составе мемориального комплекса «Кировский вал»;
— стелу в Ям-Ижоре (архитектор Я. М. Зеленый, 1944 г.), являю-щуюся элементом мемориального комплекса «Штурм»;
— обелиски на Невском (архитектор А. И. Лапиров, скульптор Г. П. Якимова, 1952 г.) и Ивановском (архитекторы К. Л. Иогансен и В. А. Петров, 1944 г.) «пятачках», включенные в мемориальные комплексы на территории данных плацдармов.
Наличие вышеназванных, а также ряда иных, не входящих на се-годняшний день в состав Зеленого пояса Славы монументов, в част-ности мемориальных пилонов на Пулковском шоссе (К. Л. Иогансен и В. А. Петров, 1945 г.), обелиска в Русско-Высоцком (К. Л. Иогансен и В. А. Петров, 1944 г.) и танка-памятника в Ропше (К. Л. Иогансен и В. А. Петров, 1944 г.), дает нам основание говорить о существо-вании начального этапа комплексной мемориализации отдельных сражений битвы за Ленинград. На этом этапе на местах воинской доблести вокруг города на Неве был создан ансамбль памятников, предваривший зарождение концепции Зеленого пояса Славы.
В состав данного ансамбля, как и в состав Зеленого пояса Славы, входит центральный, концептуально связывающий воедино остальные объекты, монумент. По целому ряду своих художественных характеристик этот памятник довольно близок рассмотренному выше Монументу героическим защитникам Ленинграда. Он также возведен на южной границе города, в непосредственной близости от бывшего переднего края обороны, а в его композиции также присутствуют наземная часть и подземный зал. Однако, из-за неоднозначного решения совместить в данном объекте мемориальные и утилитарные функции, в наши дни он практически не упоминается в работах, посвященных увековечению памяти об обороне и блокаде Ленинграда. Монументом, о котором идет речь, являет-ся станция метро «Автово», созданная по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке и открытая в составе первой очереди Ленинградского метрополитена 15 ноября 1955 г.
О том факте, что рассматриваемый объект имеет не только утилитарный, но и мемориальный характер, свидетельствуют все его декоративные решения. Фасад павильона станции украшают два барельефных панно, созданных коллективом скульпторов в составе В. Н. Бельской, В. И. Гордоном, В. В. чибриковой, Е. В. Щегловой и М. П. Щегловым под руководством В. И. Ингала. Они посвящены обороне Петрограда в 1919 г. (левое) и обороне Ленинграда в 1941–1944 гг. (правое). Данный мотив исторической преемственности был широко распространен в произведениях всех видов советского искусства по теме битвы за Ленинград, созданных в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы, подтверждением чего, в частности, могут служить стихотворения «1919–1941» Н. В. Тихонова (1941 г.) и «…Я говорю с тобой под свист снарядов…» О. Ф. Берггольц (1941 г.). Внутренний вестибюль станции оформлен скульптурным панно «Защитники Ленинграда» работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского, а в торце подземного зала размещено мозаичное панно «Победа», выполненное в мастерской Академии художеств СССР по эскизу и картону художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова.
Прямые указания на то, что станция метро «Автово» является монументом битве за Ленинград, нередко можно встретить в исто-рико-краеведческой литературе 1950-х — начала 1970-х гг. В част-ности, в книге А. М. Соколова «Станции Ленинградского метро» 1956 г. указывается, что данная станция посвящена «мужественной борьбе города-героя против фашистских захватчиков»[5], а в работе Б. В. Некрасова «Гранитная летопись» 1971 г. она рассматривается как «своеобразный памятник боевой славы ленинградцев»[6].
Следует также упомянуть, что своеобразным эпиграфом монументального оформления рассматриваемой станции в 1950-х гг. являлась располагавшаяся по соседству тематическая композиция «Защитникам Ленинграда», состоявшая из двух обелисков и памятника «Танк-победитель». Она была воздвигнута на юго-западном въезде в Ленинград в 1949–1951 гг. по проекту архитектора В. А. Каменского[7]. В 1960-х гг. обелиски, входившие в данную композицию, были утрачены, а памятник переосмыслен как часть ансамбля «Кировский вал» Зеленого пояса Славы.
На основании изложенного выше мы можем заключить, что станция метро «Автово» является монументом битве за Ленинград, в облике которого данная тема раскрыта обобщенно, без де-тального упоминания рассмотренного ранее пантеона мест боевой славы. Однако в данном случае мы имеем дело лишь с одним из вариантов оформления памятника — реализованным. Но существовали и другие, причем разработаны они были тем же авторским тандемом Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Один из таких отвергнутых проектов станции «Автово», датированный 1951 г., был опубликован в Ежегоднике Ленинградского отделения союза советских архитекторов за 1953 г.[8]. В общих чертах предложенные в нем решения весьма близки к окончательному варианту. Но присутствует и ряд принципиальных отличий, в частности в трактовке оформления колонн подземного зала. В реализованном виде данные колонны, облицованные декоративными пластинами из литого стекла, украшает эмблематический рельеф на военную тематику. В проекте 1951 г. схожий рельеф дополняют прямоугольные филенки (по нескольку на каждой колонне), в которых содержатся надписи — названия легендарных мест битвы за Ленинград. Таким образом, мы можем утверждать, что замысел решения облика подземного зала станции метро «Автово» в виде памятника-пантеона существовал, но был отвергнут на одном из этапов проектирования.
Важным элементом декоративного оформления станции метро «Автово», не упомянутым нами ранее, является подкупольный фриз ее вестибюля. В нем помещена надпись: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках», отсылающая нас к еще одному почетному перечню легендарных мест, имеющему уже не местный, ленинградский, а общесоюзный мас-штаб. Мы имеем в виду пантеон городов-героев — населенных пунктов, битвы за которые трактовались как наиболее выдающиеся примеры народной стойкости и мужества в советском нарративе о начальном (оборонительном) этапе Великой Отечественной войны.
На сегодняшний день авторство концепции городов-героев до-подлинно не установлено. При подготовке настоящей работы нам удалось выяснить, что наиболее ранним текстом, связанным с исто-рией Великой Отечественной войны, где было использовано данное словосочетание, является статья первого секретаря Сталинградско-го обкома и горкома ВКП (б) А. С. Чуянова «Город-герой», опубли-кованная в газете «Правда» от 1 октября 1942 г.[9] В ней рассматриваемым эпитетом охарактеризован Сталинград. В опубликованной в «Правде» от 24 декабря того же года редакторской статье «Знак стойкости и беззаветной храбрости» городами-героями названы уже Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса — четыре населен-ных пункта СССР, за оборону которых двумя днями ранее были учреждены отдельные правительственные награды: «В обороне четы-рех городов-героев сказалась физическая и духовная мощь народов Советского Союза, защищающих свою советскую родину от немец-ко-фашистских захватчиков»[10]. Эти же четыре города были впоследствии упомянуты в приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 г. — первом официальном документе, содержащем интересующую нас словесную формулу[11].
Первым монументом, в об-лике которого была матери-ально воплощена концепция четырех городов-героев, стала станция метро «Новокузнецкая» в Москве, открытая 20 ноября 1943 г. В декоре центральной части ее подземного зала, создан-ного по проекту архитекторов И. Г. Таранова и Н. А. Быкова, расположен ряд картушей, решенных в виде щита на фоне арматурной композиции. На них помещены надписи: «Слава героическим защитникам города Ленинграда», «Слава героическим защитникам города Сталинграда», «Слава героическим защитникам города Севастополя» и «Слава героическим защитникам города Одессы».
В 1953 г. памятник-пантеон четырем городам-героям был воздвигнут в Ленинграде. Этим монументом стали пропилеи заложенного ленинградцами в 1945 г. Московского парка Победы. Созданные по проекту архитектора В. Д. Кирхоглани, они представляют собой два симметричных четырехколонных портика, фланкирующих центральный вход в парк со стороны Московского пр. В ни-шах портиков помещены шесть бронзовых барельефов (по три на каждый портик), выполненные скульпторами В. Н. Безруковым, С. Т. Кирсановой, В. В. Мошкара (в разных источниках — Мошкаревым), И. М. Носовой и И. А. Сыроежкиным под руководством скульптора Н. К. Таурита и архитектора Н. А. Медведева. четыре барельефа носят названия «Ленинград — город-герой», «Сталин-град — город-герой», «Севастополь — город-герой» и «Одесса — город-герой», еще два составляют композицию «Тыл — фронту»[12].
К 20-летию Победы общесоюзный нарратив о Великой Отечественной войне подвергся определенному переосмыслению. В эти же годы произошло окончательное официальное признание и первое существенное расширение пантеона городов-героев. 8 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3566-VI было утверждено Положение о почетном звании «Город-Герой». Еще шестью указами, выпущенными в тот же день, звание города-героя подтверждалось для Ленинграда, Сталинграда (в тот момент уже переименованного в Волгоград), Севастополя и Одессы, а также присваивалось Москве и Киеву. Кроме того, отдельным указом почетного звания «Крепость-Герой» была удостоена Брестская крепость. В последующие годы число городов-героев постепенно увеличивалось. В 1973 г. это почетное звание было присвоено Керчи и Новороссийску, в 1974 г. — Минску, в 1976 г. — Туле, в 1985 г. — Смоленску и Мурманску.
После 1965 г. обновленный пантеон городов-героев Великой Отечественной войны был увековечен во множестве произведений советского монументального искусства. Среди прочих его образ был воплощен и в пространстве, упоминавшегося выше Монумента героическим защитникам Ленинграда. Но первый и наиболее значимый памятник населенным пунктам этого почетного перечня был воздвигнут в Александровском саду Москвы в 1966–1967 гг. по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова, Ю. Р. Рабаева и скульптора Н. В. Томского. Он представляет собой ансамбль, в состав которого входят надгробие на Могиле Неизвестного Солдата и аллея из порфировых блоков, в которых размещена земля из каждого города-героя (в Ленинграде земля была взята с Пискаревского мемориального кладбища). Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. № 1297 данный монумент объявлен особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Феде-рации — Общенациональным мемориалом воинской славы[13].
Монумент в Александровском саду является не только самостоятельным художественным произведением, но и ядром грандиозного по замыслу мемориального ансамбля, элементы которого в наши дни располагаются на территории трех республик бывшего СССР. Согласно Положению о почетном звании «Город-Герой» от 1965 г., впоследствии уточненному Указом Президиума Верховного Сове-та СССР от 18 июля 1980 г. № 2523-X: «В городе, удостоенном выс-шей степени отличия — звания «Город-Герой», устанавливается обелиск с изображением ордена Ленина, медали «Золотая Звезда» и текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР»[14]. В ис-полнение этого предписания в 1970–1980-х гг. были воздвигнуты обелиски в Москве, Севастополе, Минске, Киеве, Одессе. 8 мая 1985 г. состоялось торжественное открытие обелиска «Городу-Герою Ленинграду» на пл. Восстания, созданного по проекту архитекторов
А. И. Алымова и В. М. Иванова при участии скульпторов А. С. Чаркина, В. Д. Свешникова, Б. А. Петрова и А. А. Виноградова15. Возведение этого монумента не только в очередной раз подчеркнуло сопричастность Ленинграда общесоюзному пантеону городов-героев.
На наш взгляд, это событие также можно рассматривать в качестве завершающей страницы в продолжавшейся несколько десятилетий эпопее по созданию в городе на Неве памятников-пантеонов Великой Отечественной войны.
______________________________________
1. От редакционной коллегии // Битва за Ленинград: проблемы современных исследований: сборник статей / редкол.: Е. В. Ильин (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 3.
2.Лукьянов Ю. А. Зеленый пояс славы. Л.: Лениздат, 1972. С. 55.
3. Зеленый пояс славы: Альбом / сост. Ю. А. Дружников. Л.: Лениздат, 1978. C. 14.
4. Шпиллер Р. И. Государственный музей истории Ленинграда (1918–1985 гг.) // Музей и власть. Из жизни музеев. М.: НИИ культуры, 1991. C. 168.
5. Соколов А. М. Станции Ленинградского метро. Л.: Госстройиздат, 1957. С. 117.
6. Некрасов Б. В. Гранитная летопись: Памятники боевой славы в Ленинграде. Л.: Лениздат, 1971. С. 238.
7. Калинин Б. Н., Юревич П. П. Памятники Ленинграда и его окрестностей: справочник. Л.: Лениздат, 1959. С. 59–60.
8. Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов / редкол.: А. С. Уразов (председатель) и др. Л.; М.: Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1953. Вып. 3. С. 125.
9. Чуянов А. С. Город-герой // Правда. 1942. № 274 (9045). С. 2.
10. Знак стойкости и беззаветной храбрости // Правда. 1942. № 358 (9129). С. 1.
11. Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. СПб.: Питер, 2010. С. 174.
12. Шипунов А. Н. Художественные символы Великой Отечественной войны глазами со-временников победы // Молодежный вестник СПбГИК. 2018. № 1. С. 63–64.
13. Указ Президента Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. № 1297 «Об Общенациональном мемориале воинской славы» // Российская газета. URL: https://rg.ru/2009/11/20/memorial-dok. html (дата обращения 21 июня 2020).
14. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. № 3566-VI «Об утверждении Положения о высшей степени отличия — звании «Город-Герой»» (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ. URL: http://base. garant.ru/6341219/ (дата обращения 21 июня 2020).
15. Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007: иллюстр. энцикл. СПб.: Logos, 2007. С. 186.
©Артём Шипунов
Триумф победы в зеркале искусства. XXVI ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
©ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
«ЦАРСКОЕ СЕЛО»
Санкт-Петербург
2020