«Мы – свидетели исторического события…». Интервью Н.Н.Ефремовой 18 октября 2021 года

В понедельник, 18 октября, в музее городской скульптуры рассказали о том, что памятник Петру I на Сенатской площади до конца года будет закрыт строительными лесами, которые уже возводятся. Это необходимо для реставрации самой фигуры, постамента и окружающей площадки, передаёт корреспондент «Диалога».

«Мы – свидетели исторического события: опять Медный всадник перед нами в лесах. Он будет полностью закрыт, а внутри будут проводиться работы. Что выявило проведённое накануне реставрации – в 2019-2020 годах – обследование всех основных конструктивных элементов? Главное – выявлены очаги «бронзовой болезни», то есть коррозии металла, на поверхности. Также обнаружены новые трещины на поверхности бронзы; пока они «волосяные», то есть не очень широкие, но любая трещина должна быть ликвидирована, потому что в нашем влажном климате она может быстро развиться до больших масштабов. Также там, где задние ноги коня соприкасаются с поверхностью гранита, была сделана специальная свинцовая заливка, чтобы стержень из чёрного металла, находящийся внутри, не соприкасался с камнем. Сейчас произошла её деструкция, и защитные свойства утрачены», — рассказала Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры и хранитель городских памятников.

Генеральный директор реставрационной мастерской «Наследие» Юрий Щедров добавил, что леса будут установлены в течение нынешней недели. Вокруг статуи появится «тепляк», так как работы приходятся на холодное время года.

«Учитывая, что Музей городской скульптуры наблюдал за памятником достаточно планово – и каждый год за ним ухаживали – и скульптура, и постамент находятся в удовлетворительном состоянии. Опасения вызывают очаги «бронзовой болезни» – с этим надо будет поработать. Также будет проведена расчистка поверхностных загрязнений, в том числе от наших пернатых друзей. Все трещины и царапины будут отработаны. На соединении статуи с постаментом будет проведена антикоррозионная обработка, герметизация швов, чтобы внутрь не проникала влага. Самая большая сложность – с гранитной площадкой: там очень много утрат, трещин, расхождения швов», – рассказал он.

Ефремова пояснила, что специалистам предстоит также выполнить работы по усилению третьей точки опоры, которая скрыта в хвосте коня, касающемся попираемой змеи. При прошлой реставрации, в 1976 году, специалисты пытались провести сканирование этой части монумента при помощи гамма-излучения, но тогда этого сделать не удалось. Сейчас, по словам научного сотрудника, реставраторы надеются на успех.

«Большие работы предстоят и по постаменту памятника. Задача реставраторов – привести его в такой вид, чтобы ощущалась его монолитность, так как соединительные швы деструктировались. Каменная отмостка в основании памятника также требует внимания – там предстоит работа по расчистке швов. Задача, конечно, сложная – но и реставрационная наука не стоит на месте: сейчас мы обладаем такими технологиями, которые позволяют нам решать все эти задачи. Только что закончилась грандиозная работа по реставрации памятника Николаю I, и все методики прошли через очень серьёзное испытание там. Для борьбы с бронзовой болезнью, которая ещё недавно была настоящим бичом памятников, раньше не могли придумать ничего лучше, чем протравливать металл и наносить искусственную патину. Сейчас же есть совершенно новые способы, позволяющие на авторской бронзовой поверхности создать защитный слой – напыление тоньше волоса, обладающее, однако, колоссальными защитными свойствами. А главное, что под ним развивается процесс естественного образования патины», – добавила специалист.

Реставрация продлится до конца года. Общая стоимость её составляет 40 миллионов рублей.

«Да, работы затратные, но этот памятник у нас один такой. Это первый скульптурный монумент в России. По своим эстетическим и художественным свойствам он не имеет аналогов и в мировой практике. Главное – что в нём заложена идея движения, прогресса и надежды. Это символ движения России к новым свершениям; это памятник не только дерзновенному петровскому времени – это памятник на все времена», – подытожила Надежда Ефремова.

Интернет издание «Диалог»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: