Свод памятников Санкт-Петербурга, состоящих на учёте Государственного музея городской скульптуры. «Макарову С.О. — Мусоргскому М.П.»

Шервуд Л.В., ск.
24 января 1913 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 3,35 м.; высота постамента — 5 м.

Идея сооружения памятника С. О. Макарову возникла вскоре после гибели адмирала в 1904 г. в бою с японской эскадрой. В 1910 г. на собрании, посвященном памяти адмирала, решено обратиться к императору за разрешением об открытии повсеместной подписки на сооружение памятника. Образован Комитет по сбору пожертвований, составляющих ¼ процента от всех видов жалования команд и экипажей в течение года. Одновременно объявлен конкурс на лучший проект памятника. Проект скульптора Л. В. Шервуда принят для дальнейшей разработки и исполнения.
Бронзовая скульптура и барельефы отлиты на заводе Карла Робекки. В качестве постамента памятника использован гранитный монолит, затонувший на рейде Штандарт у острова Тухольм в начале XIX в., а затем поднятый и доставленный в Кронштадт в 1911 г.
Местом установки памятника выбрана площадь перед Морским собо-ром, в сооружении которого С. О. Макаров принимал самое деятельное участие.

Евсеев С.А., ск., Щуко В.А., арх., Гельфрейх В.Г., арх.
1934 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста — 0,9 м; высота постамента — 3,1 м.

В 1933 г. в связи с 50-летием со дня смерти К. Маркса Президиум Ленсовета принял решение об установке перед зданием Смольного памятников основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу, а также его другу и соратнику Фридриху Энгельсу.
Архитекторам В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейху, работавшим в это время над планировкой сада Смольного, поручено раз-работать проект и архитектурное решение памятников.
В сентябре 1933 г. в Художественно-репродукционных мастерских массового отдела Ленсовета началась отливка бюстов К. Маркса и Ф. Энгельса по модели скульптора С. А. Евсеева.
Сооружение памятников велось в сжатые сроки. Открытие планировалось к ноябрьским праздникам. Однако к установленному сроку работы не были выполнены и продолжались до лета 1934 г.

Игнатьев А.М., ск., Леляков А.Г., арх.
1972 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 1,45 м; высота постамента — 0,5 м.

Венкова И.А., ск., Леляков А.Г., арх.
1972 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 1,25 м;. высота постамента — 0,5 м.

Пленкин Б.А., ск., Литвяков В.П., арх.
2 декабря 1976 г.
Гранит.
Высота бюста — 1,65 см; высота постамента — 3,4 м.

С 1966 г. Б. А. Пленкин и В. П. Литвяков по своей инициативе работают над проектом памятника В. В. Маяковскому для Ленинграда. Проектные раз-работки представлены в 1970 г. на юбилейной художественной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
В 1973 г. Совет Министров РСФСР издает распоряжение о сооружении по проекту Б. А. Пленкина и В. П. Литвякова памятника В. В. Маяковскому в Ленинграде. Творческим коллективом работа выполнена безвозмездно, и бюст передан в дар городу.

Гинцбург И.Я., ск.
2 февраля 1932 г.
Бронза, гранит.
Высота фигуры — 1,8 м; высота постамента — 1м.

В феврале 1927 г. Правление Технологического института им. Ленсовета обратилось к руководству города «о разрешении организации подписки для постановки к предстоящему столетию института памятника-бюста профессора Д. И. Менделеева». Ленгубисполком разрешил «организовать… подписку среди инженеров-технологов». Одновременно проводился конкурс на лучший проект. В ходе конкурса скульптором М. Г. Манизером и был выполнен па-мятник великому ученому-химику.

Ястребенецкий Г.Д., ск., Одновалов С.П., арх.
2 декабря 1998 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста — 1,15 м; постамент 2,5х0,6х0,6 м.

Кочуков Н.С., ск., Леляков А.Г., арх.
1972 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 2 м; высота постамента — 0,65 м.

Стасов В.П., арх., Орловский Б.И., ск.
Открыты 16 октября 1838 г. Воссозданы в 1961 г. Чугун, медь.
Высота ворот — 23,74 м; длина — 36, 27 м; ширина — 8, 53 м.

В 30-е гг. XIX в. в связи с ростом Петербурга возник вопрос о его южной границе. 14 сентября 1834 г. по повелению императора Николая I у новой Московской заставы состоялась закладка Триумфальных ворот, отмечающих въезд в столицу и ставших памятником победоносным Российским войскам. Текст со-ответствующей надписи на воротах был «разработан и написан собственною Его Императорского Величества рукою».
Московские Триумфальные ворота посвящены победам России в войнах с Турцией и Персией 1826–1829 гг., а также при подавлении восстания в Польше в 1830–1831 гг. По замыслу архитектора В. П. Стасова ворота представляют собой портик из 12 парных колонн с плоским аттиком, декорированным военной арматурой и 30 горельефными изображениями крылатых Гениев со щитами российских губерний.
Конструкция ворот уникальна. Для своего времени это было крупней-шее в мире архитектурное сооружение из чугуна. Все детали памятника, общим весом более 1000 т, отливались на Александровском чугунолитейном заводе под руководством М. Е. Клар-ка. Одновременно с Московскими во-ротами были сооружены два здания кордегардий, соединенных решетками. Надпись на аттике с южной стороны ворот, набранная медными золочеными литерами, была уничтожена в 1919 г. В 1936 г., в связи с планами реконструкции и расширения Московского проспекта, ворота, кордегардии и решетки разобраны. Демонтированные части ворот складированы и сохранялись.
В 1956 г. Ленгорисполком принял решение о восстановлении ворот на их историческом месте. Восстановление по проекту архитектора Е. Н. Петровой было проведено в 1958–1961 гг.
В 2001–2002 гг. Государственным музеем городской скульптуры проведена комплексная реставрация Московских Триумфальных ворот с заменой кровли, с полной реставрацией всего декора и чугунных деталей, а также с воссозданием первоначальной исторической посвятительной надписи.

Тимченко А.П., ск.
21 марта 1989 г.
Бронза, гранит.
Высота бюста — 0,9 м; высота постамента — 1,1 м.

Памятник-бюст композитору М. П. Мусоргскому, воспитаннику Школы гвардейских подпрапорщиков (позднее — Николаевского кавалерийского училища) был установлен перед зданием училища на Лермонтовском проспекте в 1916 г. Бюст, выполненный скульптором В. В. Лишевым, был по необоснованным причинам снят с постамента в 1926 г. и, по-видимому, уничтожен. Долгое время постамент оставался без скульптуры.
В 1980 г. на Художественно-экспертном совете Главного управления культуры города принято решение о воссоздании бюстов П. П. Семенова-Тян-Шанского и М. П. Мусоргского по новым моделям. Оба бюста были созданы скульптором А. П. Тимченко.
В 1989 г. на заводе «Монументскульптура» отлит бронзовый бюст композитора. Одновременно прошла реставрация постамента. Открытие памятника приурочено к 150-летию со дня рождения композитора.

Авторы проекта: Е.А.Шишкина, А.А.Алексеев, А.С.Конев
©ГМГС, 2020-2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: