Свод памятников Санкт-Петербурга, состоящих на учёте Государственного музея городской скульптуры. «Сахарову А.Д. — Сфинксы»

Лазарев Л.К., ск.
5.05. 2003
Бронза, гранит, литье.
Высота фигуры — 3 м.; высота постамента — 1,25 м.

Памятник выдающемуся физику-теоретику, трижды Герою Социалистического Труда, правозащитнику и лауреату Нобелевской премии мира, академику А. Д. Сахарову был создан к 300-летию Санкт-Петербурга, установлен по решению губернатора Санкт-Петербурга. Место установки памятника об-условлено тем, что площадь между зданиями Санкт-Петербургского Государственного университета и библиотекой Российской Академии наук получила имя Сахарова.
Отливка скульптуры производилась в мастерской СПб Государственного Политехнического университета ООО НКПН «ПИН». В качестве основания памятника использован фундамент для предполагаемого памятника Т. Г. Шевченко, заложенный на этом месте в 1995 г.

Виленский З.М., ск., Виленская М.З., арх.
14 ноября 1986 г.
Бронза, гранит.
Высота бюста — 1,2 м. высота постамента — 2,6 м.

Памятник-бюст академику Г.П.Свищеву сооружен в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1982 г. о награждении ученого за выдающиеся заслуги в области автоматики и телемеханики.

Тимченко А.П., ск.
30 ноября 1987 г.
Бронза, гранит.
Высота бюста — 0,9 м. высота постамента — 1,1 м.

В 1916 г. памятник-бюст путешественнику П. П. Семенову-Тян-Шанскому, воспитаннику Школы гвардейских под-прапорщиков (позднее — Николаевского кавалерийского училища) был установлен перед зданием училища на Лермонтовском проспекте. Бюст ученого вы-полнил скульптор В. В. Лишев. В 1926 г. бюст был снят по необоснованным причинам и уничтожен, но постамент с посвятительной надписью сохранился на своем историческом месте. В 1980 г. властями города принято решение о воссоздании утраченного бюста. Новый бюст отлит по модели скульптора А. П. Тимченко и установлен на первоначальный постамент.

Аникушин М.К., ск., Садовский Т. П., арх.
2 ноября 1996 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, ковка, литье, рубка по камню.
Высота скульптуры -3,5 м. Высота постамента — 4 м. Диаметр колонны -1,15 м.

Инициатива создания памятника в честь 300-летия Российского флота зародилась в 1992 г. и принадлежала фонду «Памятники Российского флота». В 1994–1996 гг. проходили обсуждения, выставка конкурсных проектов памятника. Одобрение получил проект памятника в виде аллегорической фигуры Ники, созданный скульптором М.К.Аникушиным и архитектором Т.П.Садовским, при участии скульпторов В.Э.Горевого и И.Б.Корнеева. Восьмиметровый монумент из бронзы и гранита сооружался в необычайно короткие сроки — всего за полгода. Гранитные работы выполнены ЗАО ПО «Возрождение». Отливка бронзовой композиции произведена на заводе «Монументскульптура». Первоначально предполагалось установить монумент на искусственном насыпном моле Петровской набережной, но от этого дорогостоящего проекта отказались, выбрав место недалеко от домика Петра I, рядом с Нахимовским училищем. Площадка перед памятником вымощена диабазом с включением цветных гранитных плит, в виде так называемой «Розы ветров» — символического изображения компаса. Более ярким, насыщенным по цвету камнем выложена стрелка указывающая направление «N — S».

Изенберг К., ск., Изенберг В.К., ск., Гоген фон А.И.
10 мая 1911 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Общая высота памятника — 8,4 м, высота бронзовой части памятника-5,6 м. Высота постамента — 2,8 м.

Монумент посвящен конкретно-му событию русско-японской войны 1904–1905 гг. В неравном бою с японцами миноносец «Стерегущий» получил повреждения, почти весь экипаж погиб. Оставшиеся в живых два матроса не сдались врагу, потопили корабль, погибнув героями. Скульптор К.В. Изенберг по своей инициативе создает модель монумента, запечатлев трагический момент гибели матросов. В августе 1908 г. проект Изен-берга утвержден императором Николаем II к исполнению. По Высочайшему повелению местом установки выбран Александровский парк «при съезде с Троицкого моста». В 1909 г. Изенбергом подписан договор, по условиям которого «автор передавал Морскому министерству в полную собственность гипсовую модель памятника, принимая на себя все работы по постановке памят-ника: сооружению фундамента по чертежам профессора В. Н. Соколовского, изготовление постамента из хорошего красного финляндского гранита, а также произвести отливку из художественной бронзы скульп турной части памятника». При этом приобрести художественную бронзу скульп тор мог за счет денег, по-лученных от продажи медного лома из Кронштадта, который вместо денежных средств предоставляло автору Морское министерство. Это, пожалуй, единственный случай в истории отечественной монументальной пластики, когда автор сам вынужден организовать и руководить процессом воплощения собственного художественного проекта. В 1910 г. литейщиком В. З. Гавриловым проведены бронзолитейные работы. Архитектурная часть и «работы по оборудованию насыпной горки-куртины» закончены в 1911 г. В 1930–1940-х гг. авторский замысел, не предусматривающий никакой водоснабжающей системы на скульптурной части памятника, был грубо нарушен. Из подведенных труб на па-мятник подавали воду, которая текла, натуралистически повторяя виртуозно промоделированный бронзовый поток. Лишь в 1970 г. эксплуатация памятника как фонтана-«новодела» была прекра-щена специальным решением Ленгорисполкома. Вода нанесла монументу значительный ущерб: под воздействием влаги коррозия разрушила не только бронзу, но и металл внутреннего опорного каркаса скульп турной отливки. Под постаментом вода размыла фунда-мент. В 1993 г. Государственным музеем городской скульп туры проведена полная реставрация памятника, спасшая его от разрушения. В 1954 г. по проекту сына автора памятника, художника В. К. Изенберга, воссоздана утраченная в 1920-х гг. накладная доска. Доска со списком команды «Стерегущего» и барельефом «Последние минуты боя» отлита на за-воде «Монументскульп тура».

Надписи:
на скульптурной композиции с лицевой стороны накладными литерами: «СТЕРЕГУЩIЙ».
На тыльной стороне текст досок литыми знаками:
«Въ ночь на 26 февраля 1904 года изъ Портъ-Артура высланъ былъ от- / рядъ миноносцевъ въ море на развѢдки. За ночь миноносцы раздѢ- / лились, и съ разсвѢтомъ миноносецъ СТЕРЕГУЩIЙ оказался вбли- / зи четырехъ японскихъ миноносцевъ, а вдали были видны еще / другiя непрiятельскiя суда. / СТЕРЕГУЩIЙ повернулъ къ Портъ-Артуру, а японцы, обстрѢливая, / преслѢдовали его. ВскорѢ одинъ изъ непрiятельскихъ снарядовъ / попалъ въ машину СТЕРЕГУЩАГО, и миноносецъ остался безъ дви- / женiя среди враговъ, осыпаемый градомъ снарядовъ. СТЕРЕГУЩIЙ / отстрѢливался изъ своихъ пушекъ до послѢдней возможности. / Однимъ изъ первыхъ былъ смертельно раненъ командиръ лейте- / нантъ СергѢевъ. Умирая, онъ напомнилъ оставшимся матросамъ / какая великая слава будеть для нихъ, если они погибнутъ, но / не позволять непрiятелю овладѢть миноносцемъ. Эти слова / умирающаго командира глубоко врЪзались въ сердца матро- / совъ, слѢдствiемъ ихъ и былъ тотъ безсмертный подвигъ, который / совершилъ миноносецъ СТЕРЕГУЩIЙ. ВскорѢ были убиты / и все офицеры: лейтенантъ Головизнинъ, мичманъ Кудревичъ и / инженеръ-механикъ Анастасовъ: вся палуба миноносца по- / крылась убитыми и ранеными, которые при качкѢ безпомощно / скатывались за бортъ. / Тогда японцы спустили шлюпки, чтобы подать на СТЕРЕГУЩIЙ буксиръ и увести его. По пути ими подобраны были съ воды четверо ра- / неныхъ, державшихся за обломки: минно-машинный квартирмейстеръ / Федоръ Юрьевъ, машинистъ 2-й статьи Василiй Новиковъ, кочегаръ / 1-й статьи АлексѢй Осининъ и кочегаръ 2-й статьи Иванъ Хиринскiй. / По окончании войны они возвратились в Россiю. / На самомъ СТЕРЕГУЩЕМЪ изъ всей команды остались въ жи- / выхъ только два человѢка. Увидя приближенiе японцевъ, эти два / матроса спустились внизъ и, задраивъ за собою горловины, откры- / ли кингстоны, чтобы утопить миноносецъ. /Они предпочли геройскую смерть японскому плѢну. / СТЕРЕГУЩIЙ, взятый уже на буксиръ японцами, началъ тонуть и / вскорѢ погрузился на дно моря вместѢ съ двумя героями…»…

Гегелло А.И., арх.
06.11.1939
Гранит, Каменотесные работы, рубка по камню.
Высота стелы — 2,5 м.

Установлена по решению Ленгорисполкома с целью «увековечить место стоянки крейсера “Аврора” 25 октября (7 ноября) 1917 г.».

Кочуков Н.С., ск., Гепнер Ф.А., арх.
6 декабря 1983 г.
Бронза, гранит.
Высота бюста — 1,5 м. высота постамента — 2,5 м.

Памятник-бюст бригадиру судосборщиков Балтийского завода В. А. Смирнову сооружен в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июня 1978 г.

Литовченко М.Т., ск., Вержбицкий Ж.М., арх.
24 декабря 1969 г.
Бронза, гранит
Высота бюста — 0,7м высота постамента — 3,5м.

В 1969 г. Ленгорисполкомом принято решение о сооружении памятника архитектору В. П. Стасову в связи с 200-летием со дня его рождения. На конкурс было представлено 23 проекта. Лучшим из них признан проект под девизом «Стасову», выполненный скульптором М. Т. Литовченко и архитектором Ж. М. Вержбицким. 25 декабря 1969 г. памятник торжественно открыт перед зданием Троице-Измайловского собора, построенного по проекту В. П. Стасова в 1835 г. В 2000 г. в связи с началом работ по воссозданию Колонны Славы, памятник В. П. Стасову был демонтирован. В 2013 г. памятник-бюст В. П. Стасову установлен на новом месте, у собора, ближе к пешеходной зоне. Бюст и постамент изготовлены на за-воде «Монументскульптура». Работы по монтажу выполнены ООО «Реставрационные мастерские “Наследие”.

Козловский М.И., ск., Гордеев Ф.Г., ск., Росси К.И., ск.
5 мая 1801 г.
Бронза, гранит, чугун, железо, каменотесные работы, литье, позолота, рубка по камню. Высота скульптуры — 3,37 м, высота постамента — 4,05 м, диаметр постамента — 1,7 м.

Еще при жизни полководца, сразу после знаменитых итальянских походов, император Павел I задумал создать памятник А. В. Суворову. В январе 1800 г. утвержден проект монумента, выполненный скульптором М. И. Козловским. Статуя и другие бронзовые детали отлиты мастером В. П. Екимовым в литейной мастерской Академии художеств. Барельефы и литеры надписи, отлитые по модели скульптора Ф. Г. Гордеева, вызолочены «через огонь». Постамент изготовлен из мрамора. Первоначально 5 мая 1801 г. памятник установлен на Марсовом поле. В 1818 г. по инициативе Александра I, пожелавшего «способствовать украшению столицы, и для памятников, сооруженных в честь наших великих полководцев, избрать лучшие места», решено монумент Суворову перенести с Марсова поля и «поставить на новой площади, близ дома князя Салтыкова, где назначено быть Троицкому мосту. Отныне сия площадь будет называться “Суворовская”». Перенос памятника осуществлен по проекту К. И. Росси. В связи с разрушением мраморного пьедестала в 1836–1838 гг. по проекту архитектора Висконти постамент возобновлен в граните с сохранением первоначальной формы. В 1801–1818 гг. вокруг монумента установлена чугунная ограда в виде пушечных жерл с пылающими ядрами. В годы Великой Отечественной войны памятник не был укрыт. Значительных повреждений не получил.

Эйдлин Л.Ю., ск., Спиридонов В.Г., арх.
14 января 1999 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста — 1,52 м. Постамент 3,06х2,1х2,1 м.

В 1948 г. к 100-летию со дня рождения В. И. Сурикова объявлен конкурс на создание проекта памятника художнику в Ленинграде. Одобрен к исполнению проект скульптора Л. Ю. Эйдлина. В 1951 г. на заводе «Монументскульптура» произведена отливка бюста. С завода бюст передан на хранение в Государственный музей городской скульптуры, т. к. место его установки в городе не было определено. В 1999 г. по инициативе музея установлен в Румянцевском саду одновременно с бюстом И. Е. Репина.

Тон К.А., арх.
I пол. XIV в. до н.э. 1832 г. — доставлены 1834 г. – установлены.
Гранит, рубка по камню, литье.
Общая высота — 7,08 м; высота сфинкса — 3,9 м.

Скульптуры двух сфинксов найдены при раскопках, производившихся на месте древних Фив в Египте «лемноским греком» Атанази в 1819—1829 гг. Археолог обнаружил остатки погребального храма фараона XVIII династии Аменхотепа III (около 1455—1419 до н.э.) Сфинксы стояли по сторонам дороги, ведущей к храму от Нила. Сохранилось лишь два сфинкса, вырубленных из розового гранита. Судя по надписям, лица сфинксов являются портретным изображением фараона.
Значение скульптур впервые было определено египтологом Ф.Шампольоном, побывавшим на раскопках Фив в 1829 г. Вскоре после этого сфинксы были отправлены по Нилу в Александрию, где их увидел русский путешественник по святым местам А.Н.Муравьев. Он предложил русскому правительству приобрести редкую находку, однако, пока шла переписка с Петербургом, сфинксов решили продать во Францию за 100 тысяч франков. Происшедшая во Франции в июле 1830 г. революция помешала осуществлению сделки, и сфинксы были перепроданы в Россию за 64 тысячи золотых рублей. В мае 1832 г. сфинксы доставлены в Кронштадт на греческом корабле «Елена». Транспортировка в Петербург закончена в июне 1832 г. Фигуры сфинксов временно установили в круглом дворе здания Академии художеств, где и проводилась реставрация скульптур, поврежденных при погрузке. В это время шло строительство пристани со спуском к Неве напротив Академии художеств по проекту архитектора К.А.Тона. Первоначально предполагалось украсить пристань скульптурными группами, но в 1831 г. проект был переработан с учетом установки приобретенных в Египте сфинксов. Весной 1834 г. закончена «обтеска гранитных пьедесталов на пристани». Сфинксы установлены на постаменты 20 апреля 1834 г. под наблюдением полковника Е.А.Адама.

Перевод надписей, начертанных на плинтах и груди сфинксов древнеегипетскими иероглифами, выполнил академик В.В.Струве в 1912 г. Тексты посвящены прославлению фараона Аменхотепа III — царя Верхнего и Нижнего
Египта:

«Да живет Гор: Могучий телец, коронованный Богиней Маат Господин Диадем: укротитель законов, устроитель обеих земель Золотой Гор: Могучий телец царей (Верхнего Египта), покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель. Неб-Маат-Ра, сын Ра, любимец его Аменофис правитель Фив часть Ра, начальник обеих земель, благой Гор, властелин вечности, которому даны жизнь, постоянство и наслаждение.»; «Да живет Гор: Могучий телец, коронованный Богиней Маат. Господин Диадем: укротитель законов. Царь (Верхнего Египта) великий памятниками, владыка чудес, никогда не было сделано подобное раньше, кроме отца его Владыки Карнака: искусный сердцем, премудрый, подобный Тоту»; «Царь Верхнего и Нижнего Египта (Неб-Маат-Ра)»; «Сын Ра, Аменофис правитель Фив любимец Амона Ра»; «Да живет благой Бог, сын Ра, Аменофис, правитель Фив, любимец Амона Ра»; «Да живет Гор: Могучий телец, коронованный Богиней Маат. Гос- подин Диадем: укротитель законов. Золотой Гор: победитель азиатов, покоритель Ливийцев, Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель, избранник Ра, сын Ра: любимец его Аменофис правитель Фив, блестящий памятниками концов вечности. Его радость вместе с его духом на престоле, подобно Амону Ра вечно»; «Да живет Гор: Могучий телец, коронованный Богиней Маат. Господин Диадем великий силою над каждой варварской страной; Золотой Гор: разгромитель троглодитов, завоеватель их земли; Царь Верхнего и Нижнего Египта… сын Ра. Сын Ра Аменофис правитель Фив, строитель памятников, восходящий до неба, подобно четырем столпам, носящим небесный свод; владыка обеих земель Аменофис правитель Фив, любимец Амона, мощное имя, кому дана жизнь вечно подобно Ра»; «Царь Верхнего и Нижнего Египта»;
«Сын Ра, Аменофис правитель Фив, любимец Амона, владыки Карнака»; «Да живет благой Бог, сын Ра Аменофис, правитель Фив, любимец Амона Ра».

В годы Великой Отечественной войны скульптуры сфинксов для «предохранения от осколков и взрывной волны» были укрьггы защитными сооружениями.
К 300-летию Санкт-Петербурга осуществлена масштабная реставрация сфинксов, а также исследования структуры камня и степени его разрушения.

Соколов П.П., ск., Треттер В. (Вильгельм) К., инж.
Август 1826 г.
Чугун, бронза, позолота, гранит,
Литье, позолота, ковка.
Высота сфинкса — 1,68 м; размеры постамента — 2,5 х 0,8 м.

Египетский (Покровский) мост — один из двух цепных мостов через Фонтанку — был сооружен в 1825—1826 гг. по проекту инженера- мостостроителя Вильгельма фон Треттера, разработавшего оригинальные подвесные конструкции перекрытия. В возведении моста участвовал также инженер В.А.Христианович. Строительство моста, завершенное в августе 1826 г., осуществляло Главное управление путей сообщения.
Название Египетского мост получил по характеру своего архитектурного оформления. Въездные арки цепного моста были решены в виде чугунных пилонов, силуэт и декор которых напоминал пилоны древнеегипетских храмов. На береговых устоях моста были установлены четыре чугунных сфинкса, отлитых на заводе Ч.Берда по модели скульптора П.П.Соколова. Декоративные скульптуры сфинксов появились в Петербурге и его окрестностях еще в конце XVIII в. На рубеже XVII1-XIX в., когда сенсационные археологические находки вызвали интерес к культуре и мифологии Древнего Египта, фигуры сфинксов стали изображать близкими по типу к знаменитому Большому сфинксу рядом с пирамидой Хеопса: львиное туловище с человеческим лицом в своеобразном головном уборе — немесе. Сфинксу стали придавать символическое значение силы и власти. За несколько лет до того, как в Петербург были доставлены подлинные египетские сфинксы, найденные близ древних Фив, скульптор П.П.Соколов создал скульптуры сфинксов, в которых сочетаются элементы греческой образа (женская грудь) и египетского стиля (головной убор). Первоначально на головах сфинксов Египетского моста крепились кронштейны шестигранными фонариками.
20 января 1905 г. при проходе по мосту эскадрона конной гварди вследствие возникшей вибрации мост рухнул. До 1954 г. на месте обрушившегося моста существовала временная переправа, сфинксы оставались на своих местах.
Во время Великой Отечественной войны скульптуры не были укрыт: и получили значительные повреждения.
В 1955 г. сооружен новый мост по проекту инженера В.В.Демченк: архитекторов П.А.Арешева и В.С.Васильковского. Конструкция мост была полностью изменена, но в качестве декоративных деталей, напоминающих о прежде существовавшем на этом месте сооружении, у въезде на мост поставлены обелиски и сохранившиеся скульптуры сфинксов.

Соколов П.П., ск.
1826 г.
Чугун, гранит кованый, позолота, литье.
Размеры постамента — 2,61 х 0, 71 х 0, 87 м.; размер скульптуры — 1,64 х 2,35 х 0, 64 м.

Сфинкс представляет собой фигуру фантастического существа с лицом, грудью женщины и туловищем лежащего льва. На голове сфинкса – головной убор – немес- в виде ниспадающего на плечи плата и диадемы, увенчанной высокой пальметкой. Две скульптуры сфинксов, установленные на пристани Малой Невки, созданы по модели скульптура П.П.Соколова в начале 1820-х годов и являются пробными отливками скульптур для Египетского моста. Первоначально скульптуры стояли во дворе дома №3 по Можайской улице. В 1971 году по предложению главного инженера «Ленмосттреста» П.П.Степанова перенесены на пристань Малой Невки неподалеку от Каменноостровского моста. В 2005 году из-за аварийного состояния скульптуры были демонтированы. В 2010 году после реставрации вновь установлены на гранитные устои пристани, на набережной Малой Невки.

Авторы проекта: Е.А.Шишкина, А.А.Алексеев, А.С.Конев
©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: