Свод памятников Санкт-Петербурга, состоящих на учёте Государственного музея городской скульптуры. Жертвам 9-го января-Кутузову М.И.

Манизер М.Г., ск., Витман В.А., арх.
22 января 1931 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Общая высота памятника — 17,8 м; высота скульптуры — 7 м.

Жертвы расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 г. были похоронены в братских могилах на Преображенском кладбище, где после Октябрьской революции ежегодно стали проводиться траурные митинги.
В 1923 г. по инициативе Исполкома Володарского района создан Комитет по сооружению памятника. В январе 1926 г. произведена закладка памятника. В августе 1929 г. осуществлен перенос братской могилы на новое место, где по проекту должен быть установлен монумент.
Работы по отливке фигуры рабочего произведены в литейной мастерской Академии художеств. Рельеф, изображающий расстрел демонстрантов, отлит в мастерской Комбината наглядной агитации и пропаганды. Фон рельефа — лист прокатной бронзы — выполнен на заводе «Красный Выборжец».
Постамент сооружен из блоков гранита, сохранившегося на территории кладбища и предназначавшего ся для постройки новой церкви, задуманной еще до 1917 г.

Крейтан В.П., ск., Лыткин А.С., арх.
4 июня 1887 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье.
Высота бюста 1,15 м; высота постамента 2,25 м.

Вопрос о сооружении бюста был поднят в начале 1883 г. в связи с приближающимся столетним юбилеем В. А. Жуковского.
Большой друг Жуковского, известный терапевт К. К. Зейдлиц, в 1883 г. выпустил второе издание биографии поэта и весь доход от продажи книги предложил Думе для установки памятника поэту. Н. Л. Бенуа поручил проектирование памятника своему помощнику архитектору А. С. Лыткину. Используя имеющийся иконографический материал, в том числе слепок с прижизненного бюста поэта работы немецкого скульптора Л. Вихмана 1850–1851 гг., живописный портрет Жу-ковского, созданный немецким художником Т. Ф. Гильдебрандтом, скульптор В. П. Крейтан выполнил модель бюста. Тексты надписей для постамента подобраны Комиссией по народному образованию.
Бюст отлит в бронзе на заводе «А. Моран». Гранитный постамент выполнен в мастерской В.Ефимова.

Меликова М.К., арх.
25 июня 1957 г.
Гранит.
Каменотесные работы.
Высота памятника — 12 м.

Памятник сооружен на месте тяжелых боев 55-й армии, которая под командованием генерала И. Г. Лазарева, остановила врага на подступах к Ленинграду.

Портянко А.М., ск., Богданов В.В., арх.
26 мая 1979 г.
Бронза, гранит.
Высота бюста — 1,3 м. высота постамента — 2,3 м.

Памятник-бюст физику, академику П. Л. Капице сооружен в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1974 г. о награждении ученого второй золотой медалью «Серп и Молот» и предусматривающим установку бронзового бюста на родине награжденного. П. Л. Капица родился в Кронштадте в 1894 г.
Проектирование памятника осуществлялось по заказу Министерства культуры СССР. Отливка в бронзе выполнена заводом «Монументскульптура», изготовление гранитных блоков для постамента — на гранитном участке завода «Монументскульптура».

Горевой В.Э., ск., Попов В.В., арх.
28 мая 2003 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста — 115 см.; высота постамента — 192 см.; диаметр основания — 513 см.

На основании распоряжения Администрации Санкт-Петербурга «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников-бюстов великим петербургским архитекторам итальянского происхождения» к 300-летию города были установлены четыре памятника-бюста: А. Ринальди, Ф. Б. Растрелли, К. Росси, Д. Кваренги. Заказ на изготовление бюстов выполнен петербургским скульптором В. Э. Горевым на средства итальянского города-побратима Милана.
Бюсты установлены в сквере на Манежной площади, не-посредственно примыкающей к Итальянской улице, на цилиндрических постаментах. Подставки под бюстами выполнены в едином стиле — в виде капителей. При входе в сквер рас-положена памятная стела с текстом посвящения.

Лазарев Л.К., ск., Мейсель М.Н., арх.
4 марта 1967 г.
Бронза, гранит.
Высота бюста — 0,6м Высота постамента — 2 м.

Памятник-бюст итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, много и плодотворно работавшему в Санкт-Петербурге в конце XVIII — начале XIX веков, установлен перед зданием бывшего Ассигнационного банка, построенным Д. Кваренги. Памятник сооружен по решению Ленгорисполкома к 150-летию со дня смерти архитектора.
Бюст отлит в бронзе на заводе «Монументскульптура». Постамент изготовлен из гранита Каменногорского месторождения на камнеобрабатывающем заводе «Главленинградстройматериалы».

Манизер М.Г, ск., Барутчев А.К., арх., Рубанчик Я.О., арх.
20 ноября 1955 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 5 м; высота постамента — 4,5 м.

Сооружение памятника Калинину, видному советскому, партийному деятелю, председателю ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) осуществлялось на основании Постановления Совета Министров СССР от 1946 г. Памятник создавался скульптором М. Г. Манизером по заказу Комитета по делам искусств при Совете Министров. В 1949 г. модель статуи в натуральную величину рекомендована к отливке. Отливка скульптуры в бронзе произведена на заводе «Монументскульптура». Гранитные блоки для постамента доставлены в 1952 г. из карьера Метростроя со станции «Кузнечная» в 24 км от Приозерска. Обработка гранита выполнена заводом «Красная Заря». Одновременно с установкой памятника проводилось благоустройство площади, названной площадью Калинина.

Томский Н.В., ск., Троцкий Н.А., арх.
1 декабря 1938 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню, чеканка.
Высота скульптуры — 7,5 м; высота постамента — 8 м.

В мае 1935 г. по инициативе трудящихся Ленинграда Лен-совет принял решение об установке памятника С. М. Кирову на площади перед зданием Кировского райсовета. Одновременно площадь переименовали в Кировскую. Был объявлен конкурс на проект памятника. На конкурс представлено 142 проекта, из них 51 — скульптурные модели, 35 — графические проекты, 56 — предложения рабочих, изложенные в письменной форме.
В декабре 1936 г. принят для дальнейшей разработки проект скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого.
На постаменте памятника размещены барельефы на темы «Гражданская война», «Социалистическое соревнование», «Радостный путь» и доска с цитатой из речи С. М. Кирова.
Отливку скульптуры и барельефов выполнил завод «Монументскульптура». Постамент для памятника изготовлен трестом «Мрамор-гранит».
В годы Великой Отечественной войны памятник был надежно укрыт специальным защитным сооружением.

Раух Х.Д., ск., Росси К.И., арх.
1844 (отливка скульптур, Германия, Лаухаммер)
5 ноября 1845 г. (открытие, Россия, Санкт-Петербург)
Гранит, бронза,.
Литье, чеканка, каменотесные работы.
Общая высота — 11 м; высота скульптуры — около 2 м; высота колонны — около 6 м; высота постамента — 2,25 м; высота основания — 0,38 м.

В 1843 г. император Николай I подарил королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV две бронзовые группы «Укротителей коней», созданные скульптором П. К. Клодтом. Для ответного подарка прусский король заказал видному немецкому скульптору Х. Д. Рауху изготовление копий двух статуй Победы, созданных этим ваятелем и установленных в Шарлоттенбурге в 1839 г. и в Берлине в 1843 г.
Две парные статуи аллегорических крылатых фигур были отлиты к ноябрю 1844 г. в Лаухаммере. В январе 1845 г., когда скульптуры и проект с пояснительной запиской Рауха были доставлены в Петербург, Николай I поручает архитектору К. И. Росси составить смету затрат на сооружение колонн на Конногвардейском бульваре. В ходе работ К. И. Росси внес изменения в проект постамента, а также вместо мраморных капителей и баз предложил выполнить их из бронзы. Бронзовые капители и базы изготовлены бронзовых дел мастером Нерике.
Колонны установлены в честь побед лейб-гвардии Конного полка в Отечественной войне 1812 г.

Гликман Г.Д., ск., Мачерет Ю.Я., арх.
12 апреля 1958 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 2,2 м.; высота постамента — 1,6 м.

Памятник сооружен на основании решения Ленгорисполкома. Установлен на Выборгской стороне, с которой тесно связана революционная деятельность А. А. Кондратьева.
В 1918 г. его именем назван Безбородкинский проспект на Выборгской стороне.

П.К.Клодт, ск.

1841 г. — установка скульптурных групп на западной стороне моста;
1850 г. — установка скульптурных групп на восточной стороне моста.

Бронза, гранит.
Высота коней от 3,16 до 3,9 м.
Высота фигур от 1,77 до 2,9 м.
Высота постамента 1,8 м.

В 1832 г. П.К.Клодт начал работу над созданием скульптурных групп укротителей коней, предназначавшихся для новой пристани на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом.Однако в том же году на пристани были установлены скульптуры львов и порфировые вазы.
На осенней выставке в Академии художеств 1833 г. Клодт представил на обозрение гипсовые модели двух конных групп, получивших всеобщее одобрение.
В 1838 г. первая скульптура была подготовлена к отливке. В связи со смертью руководителя литейной мастерской Академии художеств В.П.Екимова Клодт решил сам произвести отливку конных групп (первой — в 1839 г., второй — в 1841 г.).
В 1839—1841 гг. Аничков мост через реку Фонтанку, сооруженный в 1780-е гг., был реконструирован (инж. И.Ф.Буттац, А.Х.Редер, А.Д.Готман). Тогда же на перилах моста появились чугунные решетки по рисунку К.Ф.Шинкеля, а на гранитных постаментах со стороны Аничкова дворца на западной стороне установлены две отлитые Клодтом бронзовые скульптурные группы. В ноябре 1841 г. на восточной стороне моста установили аналогичные бронзовым скульптуры из гипса, тонированного под бронзу.
К 1843 г. были изготовлены еще две бронзовые отливки по тем же моделям, но по распоряжению Николая I их отправили в Берлин, где под руководством Клодта установили у Королевского дворца. В октябре 1843 г. гипсовые скульптуры на мосту заменили бронзовыми. Эти группы в апреле 1846 г. оказались сняты с постаментов и отправлены в Неаполь в подарок королю. На опустевшие постаменты вновь установлены гипсовые копии, одна из которых в следующем году разрушилась.
Повторные бронзовые отливки двух первых конных групп выполнялись, кроме Берлина и Неаполя, также для Петергофа (у дворца Бельведер), Стрельны (Орловский дворец) и подмосковной усадьбы Кузьминки.Тем временем скульптор решил создать для восточной стороны Аничкова моста новые по композиции конные группы. Отливка новых скульптур состоялась в 1849—1850 гг., и вскоре они окончательно заняли свои места.
«Кони Клодта», ставшие одним из наиболее узнаваемых скульптурных памятников Петербурга, представляют своеобразную сюиту, символизирующую покорение природной стихии волей и разумом человека.
В годы блокады Ленинграда 1941— 1944 гг. Аничков мост подвергался интенсивным вражеским обстрелам. 13 октября 1941 г. Ленгорисполком принял решение, на основании которого скульптуры были сняты с постаментов и укрыты в земле в саду у Аничкова дворца. Кони возвращены на мост 2 июня 1945 г.
В 1972 г. на постаменте одной из групп была укреплена бронзовая мемориальная доска с надписью: «Это следы / одного из 148478 / снарядов / выпущенных / фашистами / по Ленинграду / в 1941—44 гг.».

Шредер И.Н., ск., Монигетти И.А., арх.
6 ноября 1873 г.
Бронза, гранит, чугун,.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота скульптуры — 3 м, высота постамента — 2,6 м.

В 1869 г. в связи с приближающимся 100-летием со дня рождения И. Ф. Крузенштерна, участника первого в истории русского кругосветного плавания, начат сбор средств на сооружение памятника адмиралу. Монумент решили установить на набережной Невы, напротив здания Морского кадетского корпуса, с которым была связана значительная часть жизни Крузенштерна: с 1786 по 1788 г. он был его воспитанником, а с 1827 по 1842 г. возглавлял это учебное заведение.
Торжественная закладка памятника состоялась 8 ноября 1870 г., в день 100-летнего юбилея адмирала. На сооружение монумента, помимо собранных по подписке 7 тысяч рублей, из Морского министерства «по Высочайшему повелению» было выделено еще 3140 рублей. Бронзовая статуя адмирала отлита в декабре 1872 г. на бронзолитейном заводе А. Морана. Годом ранее в мастерской Николая и Ивана Бариновых выполнен гранитный постамент. Решетка отлита на заводе Ф. К. Сан-Галли.
В годы Великой Отечественной войны памятник был укрыт специальным защитным сооружением, серьезных повреждений не получил.

Холина Л.М., ск., Шретер Л.Л., арх.
27 февраля 1960 г.
Бронза, гранит.
Высота бюста — 1.1 м.; высота постамента — 3, 5 м.

Памятник-бюст установлен в сквере, расположенном недалеко от здания бывшей вечерней воскресной школы, где с 1891 по 1896 г. преподавала Н. К. Крупская.
Бронзолитейные работы выполнены на заводе «Монументскульптура».

Клодт П.К., ск., Агин А.А., худ.
12 мая 1855
Бронза, гранит, чугун.
Литье, ковка, чеканка.
Высота скульптуры — 3 м; высота постамента — 3,5 м.

В 1845 г., сразу же после смерти И. А. Крылова, с Высочайшего соизволения был учрежден Комитет для открытия подписки на сооружение па-мятника. В 1848 г. объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие скульпторы А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт, П. А. Ставассер. Лучшим признан проект П. К. Клодта.
С Монетного двора на отливку памятника было отпущено 500 пудов меди. Весной 1854 г. П. К. Клодтом произведена отливка и чеканка скульптуры в литейной мастерской Академии художеств. Проект постамента и рисунки композиций для барельефов на темы басен Крылова исполнил художник А. А. Агин. На рельефах постамента представлены персонажи и сцены из басен И. А. Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий».
Вокруг памятника в 1870 г. по инициативе городских властей установлена чугунная ограда, исполненная по про-екту скульптора Е. К. Эренберга.
Во время Великой Отечественной войны над памятником сооружен защитный каркас из бревен, но, несмотря на это, осколками были повреждены звенья решетки и постамент.
В 1945 г. укрытие снято и памятник отреставрирован.

Козлов Г.И., худ.
1777 г. Установка колонны; 1785 г. Установка декора.
Мрамор, гранит, бронза.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Общая высота-16,57 м; высота колонны- 10,55 м; высота скульптурной композиции- 2,55 м; нижний диаметр фуста-1,152 м; верхний диаметр фуста — 0,99 м.

Крымская (Сибирская) колонна является памятником присоединения Крыма к России по условиям Кючук Кайнарджийского мирного договора в войне России с Турцией 1768–1774 гг.
Сооружение колонны связано со строительством комплекса Запасного двора и кордегардий по проекту архитектора В. И. Неелова на территории за пределами Екатерининского парка. На площади перед зданиями кордегардий, по желанию Екатерины II, решено установить мраморную колонну. Монолит для колонны привезен из Екатеринбурга. По географическим понятиям XVIII в. Урал относился к Сибири. По месту добычи мрамора колонну первоначально называли «Сибирской». Окончательная отделка колонны произведена в мастерских конторы строения Исаакиевской церкви. В марте 1777 г. колонна привезена в Царское Село, в июле установлена на постамент. Долгое время колонна оставалась без скульптурного навершия. После юридического оформления акта присоединения Крыма к России в 1783 г. художник Г. И. Козлов получает заказ на создание декоративно-символической композиции «Трофеи». Композиция, состоящая из турецких знамен, бунчуков, оружия, отлита на Петербургской бронзовой казенной фабрике. 22 октября 1785 г. композиция «Трофеи» установлена на колонну.
За колонной прочно утвердилось название «Крымская». Первоначальное архитектурное окружение памятника полностью утрачено.

Орловский Б.И., ск., Стасов В.П., арх.
25 декабря 1837 г.
Бронза, гранит, чугун.
Литье, рубка по камню.
Высота скульптуры — 3,71 (4,1) м; высота постамента — 3,45 м.

Повеление императора Александра I о сооружении памятников М. Б. Барклаю де Толли и М. И. Кутузову последовало одновременно 12 октября 1818 г., однако, лишь «24 августа 1827 г. было Высочайше объявлено о составлении программы статуям фельдмаршалов…»
От участия в конкурсе на лучший проект памятников многие из скульпторов Академии художеств отказались, узнав об обязательном требовании создания портретных статуй в современных военных мундирах. Проект, представленный на конкурс скульптором Б. И. Орловским, принят для исполнения. Над моделями памятников Орловский работает с осени 1832 г. В конце 1835 г. модели статуй утверждены к отливке. На заводе Ч. Берда в 1836 г. литейщиком В. П. Екимовым произведена отливка скульптур из бронзы.
Архитектором В. П. Стасовым еще в 1830 г. были вы-полнены проекты парных постаментов для памятников полководцам. Работы по вырубке гранитных пьедесталов исполнены мастером-каменотесом С. К. Сухановым. Надписи на пьедесталах высечены А. Трискорни по рисункам Н. Л. Бенуа. Сооружение и установка монументов производились под руководством архитектора К. А. Тона. В 1837 г. К. А. Тон исполнил проект ограждения памятников. Через год были установлены чугунные столбики с цепями, изготовленные на заводе Ч. Берда.

©ГМГС, 2020

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: