Троице-Сергиева приморская пустынь была заложена в 1732 г. архимандритом Варлаамом (Высоцким), духовником императрицы Анны Иоанновны. В 1735 г. здесь освятили первую деревянную церковь. В 1756–1763 гг. по проекту П.А. Трезини был возведён величественный храм Святой Троицы, построены каменные монастырские корпуса.
С самого основания при пустыни существовало кладбище, первое захоронение на территории которого относится к 1737 г. Это время кончины ее основателя и первого настоятеля архимандрита Варлаама. Образовавшееся вокруг места его погребения скромное монастырское кладбище к концу XVIII в. стало местом захоронения петербургской аристократии. Здесь покоились представители таких семей, как, Горчаковы, Апраксины, Зубовы, Кочубеи, Строгановы, Потемкины, Шереметевы, Нарышкины и мн. др. Здесь также были похоронены канцлер А.М. Горчаков, министр народного просвещения А.С. Норов, выдающийся общественный деятель принц П.Г. Ольденбургский, потомки А.В. Суворова и М.И. Кутузова, архитекторы, строившие в пустыни: А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев. К началу XX в. некрополь представлял собой сосредоточие множества ценных исторических захоронений и надгробный памятников высокого художественного уровня.
В 1920-х гг. Троице-Сергиева приморская пустынь была закрыта. Опасность разрушения нависла не только над храмами, но и над монастырским кладбищем. В эти годы кладбища Петрограда подвергались разграблению: старинные надгробия из камней дорогих и редких пород разрушались, в погоне за материальной выгодой администрации кладбищ продавали детали разобранных памятников, бронза продавались администрациями кладбищ. В эти же годы ленинградская интеллигенция, в частности представители «Общества изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей», стремились спасти от разорения городские некрополи. Благодаря энергичной деятельности одного из членов этого общества, Николая Викторовича Успенского, выполнявшего на общественных началах обязанности хранителя Лазаревского кладбища б. Александро-Невской лавры, этот исторический некрополь был превращен в музей. Сюда, в соответствии с постановлением Ленсовета, с намеченных к уничтожению городских кладбищ (Митрофаньевского, Смоленского и др.), переносились памятники и прах известных общественных деятелей, писателей и художников, деятелей культуры XIX в., а также ценные в художественном отношении надгробия.
28 марта 1930 г. на заседании секции охраны памятников старины и искусства общества «Старый – Петербург Новый Ленинград » слушался доклад В.В. Малкочи (ур. Поль) «об уничтожении кладбища при монастыре Сергиевской пустыни. Монастырь занимается под школу комсостава военизированной охраны [Школа военизированной пожарной охраны НКВД им. им. Куйбышева]. Кладбище будет срыто и распахано, на его месте предполагается устроить плац. Памятники будут сняты. Растреллиевскому собору также угрожает опасность.». [1] В этот период состояние бывшего монастыря и его некрополя начало приближаться к плачевному. Исторические здания начали приспосабливать к нуждам новых хозяев; старинные склепы разграблялись, бронзовые и медные кресты исчезали, даже деревья на кладбище вырубались на дрова.
В апреле 1930 г. Н.В. Успенский, активный член общества «Старый Петербург», в те годы сотрудник Русского музея и хранитель Лазаревского некрополя, приезжает для обследования кладбища пустыни и составляет перечень памятников, подлежащих непременному сохранению. Документ, хранящийся в архиве ГМГС, приведем его полностью:
(на площадке около Растреллиевского собора).
- Гранитная пирамида с завершением мраморной фигурой на колонне (Памятник П.А. Чичерина) с обязательным сохранением окружающей решетки и всех деревьев, растущих в круге около пирамиды.
- Чугунный саркофаг с мраморной фигурой лежащей женщины, четырьмя медными досками на розетках, с решеткой (памятник Баташева А.А., 1816, на дорожке от деревянного дома к собору)
- Урна на постаменте белого мрамора с решеткой (около алтарного угла собора (памятник неизвестной, надпись «Натальи», 1811г.)
- Памятник типа стелы белого мрамора с изображением военных доспехов и головок ангелов по углам (Баташеву Силе Андреевичу, 1838) вблизи алтарной стены собора
- Обелиск мраморный на постаменте (памятник Макару Ивановичу Ратманову, 1833) рядом с памятником Баташеву №2 и Баташеву №4
- Стела с рельефом воинских доспехов и бисерным образком (памятник Яковлеву Федору Андреевичу, 1837) у стены ризницы
- Гранитный обелиск на постаменте (Яковлеву Андрею Васильевичу, 1823) рядом с предыдущим.
- Колонна с рустом и египетского типа капителью (подобие памятника Воронихину на Лазаревском кладбище) Енгальт Елисавете Афанасьевне, 1827 (рядом с предыдущим памятником)
- Высокая гранитная (красного) усеченная наверху без капители, с бронзовыми досками на вершине (неизвестному, без дат, с другой стороны ризницы у северной стены)
- Гранитная высокая колонна с бронзовым гербом – Чаликову Антону Степановичу, 1821 (недалеко от северной стены собора)
- Чугунный обелиск с урной на вершине, 1812 г., Скуратову Николаю Сергеевичу, адмиралу (у дорожки, недалеко от алтарной стены собора)
- Гранитная колонна (конусоподобная) перебитая плоской квадратной плитой на вершине вместо капители, на поле колонны овал медный с гербом с девизом «за любовь к отечеству» и эмблемой лилии (памятник неизвестному, доска отрывается; недалеко от колонны Чаликова №10)
- Урна на колонне с рустом, Салтыковой Екатерине Алексеевне, 1817
- Урна на низком постаменте (чугунная), Анне Трувеллер, 1835 (около входа в ризницу)
- Чугунный параллелепипед (выше усеченная пирамида) с акротериями, с медной доской (артисту Василию Михайловичу Самойлову, 1839) оперн. артист
16-19. Четыре архитектурных памятника около дерева и часовни Варлаама (построена Горностаевым) вблизи алтарной стороны собора (Селянинову 1822 и др. неизв.)
20-22. три архитектурных памятника в разных местах: Апраксиной Елизавете Алексеевне, 1839, Витт Надежде Федоровне, Апраксину Кириллу Петровичу 1822
- Беломраморный крест с изображением построек архитектора Горностаева (пам. Алексею Максимовичу Горностаеву).
(в саду за Инвалидным домом)
- памятник белого мрамора на гранитных ступенях с решеткой, Марии Федоровне Уваровой, в первом браке Зубовой, урожд. Любомирской, 1810.
- Гранитный куб. Пирх Карл Карлович, 1822.
* мраморная фигура с молящейся коленопреклоненной женщины с памятника Стобеус
**Оставлен на месте памятник Н.Н. Оржецкого, декабриста сосланного на Кавказ
3 апреля 1930 г. Н. Успенский. [Архив ГМГС]
Тогда же, весной 1930 г., Н.В. Успенский успевает провести фотосъемку некоторых из перечисленных надгробий. Это фотографии памятника М.Ф. Уваровой (1773-1810), мавзоля рода Чичериных, надгробия вице-адмирала Н.С. Скуратова (1741-1812), памятника Баташевым С.А. (1794-1838) и Е.С. (1811-1877), надгробия Баташева А.А. (1746-1816), памятника Наталии Салтыковой (1811), скульптуры с надгробия О.А. Стобеус, памятника неизвестному – литеры отсутствуют, колонна увенчана доспехами и четырехконечным крестом.
Спустя год, 4 июля 1931 г., Н.В. Успенский вновь фотографирует надгробие Стобеус (у скульптуры отсутствует левая рука) и надгробие Наталии Салтыковой (две мраморные стенки отсутствуют). В этот же день он снимает памятник на могиле Анны Трувеллер (ск. 1835). На чугунном постаменте хорошо видна яркая надпись: «ОХРАНЯТЬ». На снимке рельефа на надгробии М.Ф. Уваровой ясно читается надпись на основании памятника: «ОХРАНЯТЬ С РЕШЕТКОЙ».
Позднее Бюро охраны памятников революции и культуры в письме к руководству школы им. Куйбышева, занимавшей монастырь, сообщает: « из находившихся на кладбище пустыни надгробных памятников, взятых на учет, в том числе взятых под охрану по первой категории, которые вы обязались сохранить, разрушены следующие:
Бюст с памятника Уваровой (1810), состоящий под охраной по высшей категории и помещенный в 1930 г. в здание ризницы, выброшен и разбит. Четыре мраморных акротерия с этого памятника, бывшие в ризнице, были выброшены и исчезли.
Памятник Наталии Салтыковой, охраняемый по I категории, разрушен в существенных своих частях и испорчен окончательно. Осталась только урна с мужскими головами <…> На мраморной фигуре женщины памятника Стобеус трещины, отбита рука, нос, щеки.
Бюро охраны памятников просит Вас принять немедленные меры к прекращению дальнейшего разрушения». [2]
Некоторые из памятников всё же удалось спасти, благодаря деятельному участию Н.В. Успенского. 27 августа 1932 г. было произведено перезахоронение праха артистов Самойловых: Василия Михайловича (1782–1839), Веры Васильевны (1824–1880) (в зам. Мичуриной) и Надежды Васильевны (1818–1899) (в зам. Макшеевой) с кладбища упраздненной Троице-Сергиевой пустыни на б. Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, в музей-заповедник, ставший в 1937г. Некрополем мастеров искусств. Надгробный памятник Самойловых был перевезен в тот же день.
Возможно, тогда же в августе или ранее, были сделаны снимки памятника Самойловым на кладбище пустыни. Летом 1932 г., как указано на негативе, Н.В. Успенский вновь фотографирует фигуру на надгробии Стобеус: у скульптуры отколот нос, отбиты пальцы правой руки.
После посещения пустыни в декабре 1933 г. Н.В. Успенский фиксирует: уничтожен памятник Скуратову, исчезла решетка у памятника Уваровой, «ободран» памятник Салтыковой; уцелел памятник Трувеллер, пирамида Чичерина, сохранялся крест Горностаева.
Н.В. Успенскому удалось спасти от разрушения 4 художественных памятника: Баташевым С.А. и Е.С., А. А. Баташеву, Ф. А. Яковлеву и М.И. Ратманову. Перевозку этих памятников по предложению Управления Благоустройством взяла на себя Школа … НКВД им. Куйбышева. [3] Успенский контролировал весь процесс. В феврале 1934 г. Николай Викторович Успенский договаривается с начальником штаба Школы о предоставлении рабочей силы и автомобилей. В марте работы по перевозке и установки памятников в музее-некрополе были завершены.
В 1935 г. Школа НКВД им. Куйбышева обращается в Главнауку за разрешением на снос надгробия Чичерина, как мешающего новому строительству. Тогда же произвели осмотр кладбища б. Троице-Сергиевой пустыни. «По составленному в 1930 г. списку под охраной на территории монастыря находилось 19 памятников. В настоящее время всё кладбище уничтожено и представляет совершенно ровное место, на котором уцелели лишь: 1. Памятник Чичерину 2. Крест архитектора Горностаева». [4]
Александра Соловьёва, хранитель фонда Редкая фотография, отдел музейных информационных систем.
По материалам архива ГМГС и Долбнин В. Г. Православные святыни Стрельны. СПб.: ООО «Веда», 2013.
- ЦГАЛИ СПб. ф.Р-32. оп.1. д.62. л. 24.
- Цит. по: Долбнин В. Г. Православные святыни Стрельны. СПб.: ООО «Веда», 2013.С. 335.
- ЦГАЛИ СПб. ф.Р-32 оп.1 д.8 л.35.
- Долбнин В. Г. Православные святыни Стрельны. СПб.: ООО «Веда», 2013.С. 337.