Е.А.Шишкина. Память места. Сохранение в годы Великой Отечественной войны мемориальных досок Ленинграда

 Мемориальная доска — это уникальный в своей документальной конкретности факт трагических и героических событий нашего города, жизни и деятельности той или иной исторической личности.

Архив Музея городской скульптуры в этот юбилейный год Победы впервые представляет материалы о мемориальных досках  Ленинграда — акты, протоколы, записки, фотографии, датируемые 1941-1945 годами. В документальных историях о состоянии мемориальных досок в годы войны, написанных простым карандашом на пожелтевшей бумаге, зафиксированы не только моменты бытования мемориальных досок, как предмета музейной коллекции, но в большей части —  это истории об ответственности, о долге музейщиков перед памятью места в Великом городе …

Мемориальные доски Ленинграда помнят…

Незадолго до начала войны, в 1939 году мемориальные доски Ленинграда стали частью собрания, только что созданного Музея городской скульптуры. Они заняли особое место наряду со знаковыми памятниками города – Петру I на Сенатской площади, Николю I на Исаакиевской площади, М.И Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора, конями Клодта на Аничковом мосту и другими выдающимися произведениями монументального искусства, как памятники малой формы, имеющие только им присущие черты. [1]

Сразу после передачи Музею мемориальных досок города, началась работа по их учету и фиксации состояния. Сохранность некоторых старинных досок, выполненных из мрамора, была признана частью неудовлетворительной.  Сотрудники Музея выполняли обмеры досок и снятие калек с текстов на случай полного разрушения мрамора, а также для последующей реставрации. Было важно сохранить не только текст, но и его воспроизведение, стилистические особенности. Многие мемориальные доски XIX-XX веков – это пример графического искусства петербургской школы, в создании которой участвовали многие известные художники-графики. Среди  них, Н.Л. Бенуа,  Е.Е. Лансере, А.П.Остроумова-Лебедева, Н.А.Тырса и др. Для текстов досок разрабатывались авторские, уникальные шрифты, которые вручную вычерчивали, создавая  проекты, и после высекали в мраморе или граните. Музейные специалисты внимательно фиксировали и точное, историческое место расположения досок на  фасаде здания.

К началу Великой Отечественной войны музейная коллекция мемориальных досок насчитывала более 300 предметов. Особую ценность представляли памятные доски уровню подъема воды во время наводнений 1824 и 1924 годов. Скромные, небольшие по размерам, предельно  лаконичные по содержанию (иногда текст сводился к дате и черте, обозначающий уровень подъема воды).[2]

Или уникальные мемориальные доски, установленные только в Петрограде-Ленинграде в 1925-1930-х годах и посвященные истории зарождения профессиональных Союзов, сообщающие массу подробностей и конкретику адресов образования профсоюзов извозчиков, приказчиков, текстильщиков, деревообделочников и др. (более 20 адресов).

Особый интерес представляют многочисленные, так называемые именные доски деятелям культуры, дореволюционные, сохранившие дореформенное правописание, т.е с «ятями»: И.А.Гончарову, Г.Р.Державину, П.И.Чайковскому, Н.М.Пржевальскому, П.Л.Шиллингу фон Канштадту,  А.С. Даргомыжскому, М.И.Кутузову, А.В.Суворову…. (Илл. 1-14)

Среди них, установленная в 1880 году по адресу: набережная реки Мойки, 12 — первая именная мемориальная доска Санкт-Петербурга — А.С.Пушкину-и последний  адрес поэта..[3]  «В этом доме 29 января 1837 года скончался Александр Сергеевич Пушкин». Доска не перегружена информацией, регалиями, эпитетами. Это  появится в текстах мемориальных досок позднее, уже в советскую эпоху. В конце XIX века предполагалось, что прохожим не нужно подробно  рассказывать о конкретном человеке, чье имя и так было широко известно, следует только напомнить, где именно происходило событие, связанное с данной личностью. Мраморная доска А.С.Пушкину «вписана» в закрытый оконный проем между стилизованными пилястрами, украшенными декоративными венками, словно, навсегда став частью фасада здания на Мойке, 12. Эта мемориальная доска занимает особое место в истории города. В блокадном Ленинграде доска стала своеобразным символом бесстрашия, не сломленного духа горожан. Сохранились сведения о том, что 10 февраля 1942 года в 2 часа 45 минут у дома на Мойке, 12, собрались несколько человек, чтобы отметить годовщину смерти Пушкина, и что единственно произнесенные тогда слова: «Красуйся град Петров, и стой неколебимо как Россия…» приобрели новый, всепобеждающий смысл… . В период войны эта мемориальная доска не была снята с фасада. Всю блокаду она находилась на историческом месте. Актом Музея от 08.02.1946 года о сохранности доски зафиксировано, что доска на месте, повреждений не получила.[4] (Илл. 15-16) Имя Пушкина, начертанное на мраморе мемориальной доски — стало нашей общей меморией, опорой в страшные блокадные дни, отражением особой памяти места.

Работа по учету мемориальных досок, фиксация их состояния, начатая в 1939 году не прекращалась в военное время. Сотрудники музея устанавливали непосредственные контакты с лицами, отвечающими за домовое имущество – домоуправами/управдомами. Эти люди, как правило, брали под свою личную ответственность мемориальные доски, установленные на домах, находящихся в их ведении. Зачастую наиболее верным  способом сохранить от разрушения было снятие мемориальной доски и хранение ее в бомбоубежище. Мраморная мемориальная доска В.И.Ленину, установленная по инициативе Общества «Старый Петербург» по адресу: ул. Достоевского,4 была передана «представителю Домоуправления №228 Фрунзенского района, тов. Кругловой А.М. 23 мая 1941 года». В 1943 году, 14 сентября сотрудником Музея Смирновой Л.С. произведен осмотр доски и составлен акт о том что, «мемориальная доска находится в полном порядке».[5]  (Илл. 17-19)

В архиве музея сохранились акты о том, что под личную ответственность домоуправа такая-то мемориальная доска (чаще всего установленная низко, на уровне человеческого роста – прим. автора) была снята, завернута в мешковину и отнесена в ближайшее бомбоубежище.

Но в основном мемориальные доски оставались на своих местах, и были  также в зоне внимания управдома и сотрудников музея. [6]

С весны 1943 года (уже появился транспорт в городе) сотрудники музея начинают обходы, объезды мемориальных досок, фиксируя их сохранность, возобновляя налаженные контакты с домоуправами, к сожалению, во многих случаях новыми…

Мемориальная доска известному юристу А.Ф.Кони на ул. Маяковского, 3, не была снята, но передана «представителю Домоуправления № 181 Куйбышевского рай. жил. упр. Павлову Ф.П.». В 1943 году сотрудник Музея Смирнова Л.С. осматривает доску, дает описание состояния в том, что «прибитая на сторону дома №3 по ул. Маяковского мраморная мемориальная доска с высеченными зол. буквами, р. 0,85Х0,60 «В этом доме/ жил и скончался/ 17 сентября 1927 г. /Анатолий Федорович/ Кони»- находится в запущенном состоянии, позолота – сошла, имеется пробоина над словом Федорович. Доска сдана под охрану управдома». [7] (Илл. 20-21)

В течение 1943-1944 годов почти полностью обследованы мемориальные доски, состоящие на музейном учете, о чем свидетельствуют  документы об осмотре мемориальных досок А.Г.Рубинштейну, В.В. Самойлову, П.П.Семенову-Тян-Шанскому П.И.Чайковскому, профсоюзному движению. В основном акты фиксируют удовлетворительное состояние предметов и необходимость проведения промывки поверхности досок от загрязнений и восполнение тонировки знаков текста. (Илл. 22-27)

И хотя в суровых условиях блокадного города, бомбежках, артобстрелах сохранить «монументальную летопись» Петербурга-Ленинграда было неимоверно трудно, Музей, безусловно, справился с этой задачей. Потери были минимальны — мемориальные доски В.И.Ленину на доме №7 в переулке Ильича и на Херсонской ул., 5 — разбиты осколками снарядов во время блокады, но возобновлены уже в 1946 году с новым текстом. Доски, потерявшие за время войны тонировки, золочение букв текстов, начиная с 1945 года, прошли реставрацию, которая продолжалась до 1947 года. На страницах старой инвентарной описи, встречаем пометки- 1945-1947 годов — «очищена, протонирована, замастикованы сколы…»

В 1945 году Музей устанавливает новые мемориальные доски, проекты некоторых разработаны Н.И.Смирновым. [8] Среди них, мемориальная доска А.С.Грибоедову на улице Герцена, 14, И.А.Крылову на здании Публичной библиотеки, А.М.Горькому на проспекте М.Горького, 23, А.А.Блоку на ул. Декабристов, 57… Эти лаконичные текстовые мраморные доски, иногда называли «временными»[9], так как впоследствии предполагалось заменить их на более «солидные» с портретами…

Истории создания «временных» мемориальных досок начинается еще до войны. Например, необходимость «устройства Музея-читальни и установки мемориальной доски, где жил А.М.Горький  /Проспект Максима Горького д. №23» поддерживается письмом в Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 28 февраля 1941 года за подписями начальника Управления по делам искусств Б.И. Загурского и директора Музея городской скульптуры В.К. Виноградова «Мы считаем, что организация Музея-читальни может быть поручена Академии Наук, а установка мемориальной доски Музею городской скульптуры». Постановление Совета Министров СССР об установке доски выходит 9 апреля 1946 года. Уже в начале июня этого года музей согласовывает проект мраморной мемориальной доски, выполненный в блокадные годы главным архитектором Музея Н.И.Смирновым и заключает трудовое соглашение со скульптором Л.А.Гаспаряном[10] на её изготовление. Акт от 17 июня 1946 года фиксирует, что « работа по изготовлению мемориальной мраморной доски выполнена…» и доска установлена. (Илл. 28-35). В 1961 г. временная мраморная доска А.М.Горькому была заменена на гранитную, по проекту архитектора М.Ф.Егорова.[11] В 1961 году «временная» доска А.С.Грибоедову на ул. Герцена, 14 (в нас. время Большая Морская ул.) была заменена на новую, с бронзовым портретом писателя, выполненным скульптором Кирпичниковой Т.С.[12] Мраморная доска А.А.Блоку, на ул. Декабристов, 57, выполненная в 1945 году, в 1974 году заменена на доску по проекту архитектора Т.Н.Милорадович.[13] (Илл. 36-40).

В год пятилетия празднования Победы в Великой Отечественной войне, 10 октября 1950 года, была торжественно открыта и новая мемориальная доска А.В.Суворову с мраморным профильным портретом полководца.

Первоначальная, мраморная, шрифтовая доска 1895 года из-за деструкции материала[14], заменена на новую 10 октября 1950 года, с профильным  портретом полководца и изображениями мечей-древнерусского и другого с орденом Суворова на рукоятке. Портрет и мечи даны в обрамлении ленты, лавровой и дубовой гирлянд. По своим стилистическим особенностям мемориальная доска воспринимается выразительнейшим памятником Генералиссимусу.[15] (Илл. 41-45)

Отметим еще один аспект значимости и ценности коллекции мемориальных досок, напоминающих нам о событиях в Великой Отечественной войне.

Прежде всего, это предельно лаконичная, но своей достоверностью вызывающая отклик у каждого — памятная надпись на фасаде дома №14 по Невскому проспекту, словно вобравшая в себя ужас, боль, страдание блокадного города. Белая надпись на синем фоне: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна ». Такие  предупреждающие надписи в годы войны можно было увидеть на многих зданиях Ленинграда, в основном расположенных на северо-западной стороне улиц. С этого направления, со стороны Ропши, Красного села, Стрельны, Урицка, Дудергофа, город подвергался наиболее интенсивному, систематическому обстрелу фашисткой артиллерии. Переход на «теневую», противоположную  сторону  улицы  спасал людям жизнь – стены домов закрывали пешеходов от летящих  осколков. Сейчас такие надписи сохранились на Лесном проспекте,61 и на 22-ой линии Васильевского острова. Их воздействие на современных людей также сильно, как от масштабного мемориала. В 1962 и 1968 годах по Решению Ленгорсполкома о мероприятиях по увековечиванию памятных мест, связанных с героической обороной Ленинграда и боевыми действиями советских войск в Ленинграде и пригородах [16], надписи были дополнены мраморными памятными досками, выполненными по проекту архитектора В.Д.Попова [17]«В память о героизме и мужестве ленинградцев в дни 900 дневной блокады  города сохранена эта надпись».

Память о шквале огня, посылаемого врагом на город, сохранила мемориальная доска на поврежденном осколками постаменте одной из 4-х  скульптурных групп на Аничковом мосту, на четной стороне Невского проспекта: «Это следы одного из 148478 снарядов выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941-44 гг.»[18] (Илл. 46-48)

Несмотря на колоссальное количество вражеских снарядов, сила духа Ленинградцев оказалась сильнее. Люди, город — выстояли. Созидательная деятельность Музея городской скульптуры, не прекращающаяся в годы Великой Отечественной войны, продолжается. По-прежнему, пополняется коллекция  мемориальных  досок, проводятся масштабные реставрационные работы. Монументальная летопись города обогащается новыми сюжетами и именами, растет число мемориальных досок, созданных талантливыми мастерами, их творчество – огромный вклад в развитие отечественного изобразительного искусства.

Но с особым волнением отдадим дань памяти тем произведениям, что вместе с городом жили и победили в Великой Отечественной  войне 1941-1945 годов.


[1] Мемориальная  доска – произведение монументального искусства, памятник малой формы, имеющий только ему присущие особенности и этим ценен как особый исторический, художественный феномен. Основными особенностями мемориальной доски является неразрывная связь с местом установки. Она  конкретизирует событие, аспект, биографию той или иной личности в непосредственной связи с конкретным зданием, адресом в городе. Преобладающим компонентом в композиционном решении мемориальной доски является текст, его содержание, размещение шрифта на плоскости, его выразительность.Мемориальная доска — это синтез архитектуры, литературы, декоративных элементов, индивидуального  авторского  почерка. Мемориальная доска наиболее актуальный памятник, способный быстро откликаться на происходящие события, так как требуется меньше затрат на ее создание, чем на монумент.

[2] Среди досок  наводнениям выделяются несколько более пространных по тексту, насыщенных сведениями о  событиях «ноября 7 дня, пятницы 1824 года», когда в тексте указывали направление ветра, его  скорость и другие факторы, способствующие быстрому и сильному подъему воды «над  ординаром на 11 футов 10 ½ дюйма…» Например, мемориальная доска на Ждановской набережной, 13

[3] Мемориальная  доска  создана  по проекту арх. Н.Л.Бенуа.

[4] Акт осмотра м.д. А.С.Пушкину от 1946 г.. Архив ГМГС. Дело Мд-311.

[5] Акт осмотра  м.д. В.И.Ленину от 1943 г. Архив ГМГС. Дело. Мд-502.

[6] Из хронологии блокадной истории мемориальных досок выпадает 1942 год: в архиве Музея не сохранилось данных об обходе адресов, все силы музея были  направлены на работы по строительству защитных сооружений на памятниках города.

[7] Акт осмотра м.д. Кони А.Ф. от  1943 г. Архив ГМГС.  Дело Мд- 147.

[8] Смирнов Николай Иванович (1897-1951)-в годы войны  и после Победы занимал должность главного  архитектора Ленинградского музея городской скульптуры.

[9] Ленинградская  правда . 17.03.1945. № 63 (9098) с.1

«Ленинградские скульптора работают над созданием новых произведений по увековечиванию  памяти великих  русских людей. Над окончательной моделью памятника композитору Римскому -Корсакову работают лауреаты Сталинской премии В.Я.Боголюбов и В.И.Ингал. Этот памятник будет установлен в Ленинграде. Лепкой проекта памятника И.П.Павлову занят — профессор В.В.Лишев. Т.С. Кирпичникова работает над большой мемориальной доской А.С.Грибоедову, на которой будет изображен рельефный портрет писателя. Доску установят взамен временной на доме №14 по улице Герцена в Ленинграде…»

[10] Скульптор Гаспарян Левон Аветисович (1884-1952)

[11] Архитектор Егоров Михаил Федорович (1898-1982)

[12] Скульптор Кирпичникова Татьяна Сергеевна (1899-1981)

[13] Архитектор Милорадович Татьяна Николаевна (1929-2010)

[14] Неудовлетворительное состояние мемориальной доски А.В.Суворову отмечалось в акте осмотра 1944 г. Архив ГМГС. Дело Мд-122.

[15] Мемориальная доска А.В.Суворову выполнена по проекту архитектора Варакина Ивана Ивановича(1889-1975) и  скульптора Дыдыкина Николая Васильевича (1894-1975), взамен первоначально установленной еще дореволюционной доски.

[16] Решение Исполкома Ленгорсовета от 29  декабря 1960 г.

[17] Архитектор Попов Вадим Дмитриевич (1915-?)

[18] Мемориальная доска выполнена по  проекту архитектора Петрова  Василия Александровича (1916-1992). Установлена в 1972 году.

©Е.Шишкина

©ГМГС, 2020

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: