Благовещенская усыпальница, где в 1800 г. был похоронен светлейший князь Италийский, граф Рымникский, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, формально с 1932 года принадлежала музею-некрополю (с 1939 года – Музею городской скульптуры). Долгое время в здании велись ремонтные работы, и посещение могилы легендарного военачальника было затруднено.
Тем не менее, согласно музейным документам, в Благовещенскую усыпальницу иногда допускались отдельные группы посетителей в сопровождении штатного экскурсовода.
В годы Великой Отечественной войны место захоронения А. В. Суворова было открыто для посещения. Возможность поклониться могиле великого русского полководца играла значимую роль в укреплении патриотических чувств и поднятии боевого духа солдат, отправляющихся на фронт. Созданное рядом с захоронением полководца декоративное оформление придавало мемориальному месту особую торжественность.
Идея организации небольшой выставки, посвященной А. В. Суворову, появилась еще до войны. Согласно плану работ, открытие части экспозиции для посетителей должно было состояться в 1940 году.
Сотрудниками музея подбирались атрибуты, связанные с жизнью и деятельностью Суворова. Торжественность окружающей могилу обстановки планировали дополнить посмертной маской и портретом А. В. Суворова, специально предоставленного для этого Артиллерийским музеем.
В начале 1941 года велись работы по отливке гипсовой копии с бюста А. В. Суворова работы В. И. Демут-Малиновского (из коллекции Русского музея). Сохранилось письмо, адресованное директору музея с просьбой содействия и разрешения заказать в музейных мастерских постамент под посмертную маску А. В. Суворова. Работы по отливке гипсовой копии бюста были окончены 21 февраля. Копирование выполнил скульптор-реставратор Русского музея В. В. Гущина и инженер Д. М. Бройдо, автор «Руководства по гипсовой формовке художественной скульптуры».
С началом войны в Благовещенской усыпальнице было организовано специальное помещение, предназначенное для укрытия скульптуры музейных некрополей. Также были укрыты скульптурные памятники Благовещенской усыпальницы. Надгробие А. И. Лазарева (1802, скульптор И. П. Мартос) у восточной стены усыпальницы, надгробия А. М. Голицына (1788, скульптор Ф. Г. Гордеев) и Н. И. Панина (не позднее 1788, скульптор И. П. Мартос) были обезопасены путем устройства защитных сооружений, представляющих футляры из кирпичной кладки.
Предпринятые меры по укрытию памятников сильно исказили облик Благовещенской усыпальницы, но вопрос возможности свободного доступа к могиле полководца был крайне важным. С целью сгладить «неуютное» впечатление, создаваемое этими случайными нагромождениями кирпичей, и в целях более широкого ознакомления «со знаменитым полководцем» было решено в бывшей Благовещенской церкви у могилы создать вводную экспозицию, характеризующую основные этапы деятельности А. В. Суворова.
Не обладая специалистами по военной истории, 8 октября 1942 года музей обратился в политуправление фронта с просьбой выделить экспертов для организации выставки, посвященной великому полководцу. Политуправление откликнулось на предложение музея, направив для консультации лучшего знатока истории А. В. Суворова – полковника М. В. Мошковского.
Посетив могилу, Мошковский внес весьма ценные предложения. Так, он выдвинул вопрос о постановке на могиле А.В. Суворова постоянного почетного караула, что «означало бы подчеркнуто благоговейное отношение, оказываемое полководцу офицерами и солдатами нашей доблестной Красной армии. А также, сделать доступным к осмотру армией и широкими слоями населения не только место захоронения Суворова, но также других верных сынов Родины – М. И. Кутузова, Петра Великого, Александра Невского».
Инициатива была поддержана Военным советом Ленинградского фронта и Ленгорисполкомом, принявшим окончательное решение о художественном оформлении надгробий русских полководцев: Петра I в Петропавловской крепости, Александра Невского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, М. И. Кутузова в Казанском соборе и А. В. Суворова в Благовещенской усыпальнице.
Сотрудники музея были задействованы на всех объектах. В Петропавловском соборе вместе с архитектором Отдела охраны памятников Н. Н. Белеховым работала А. С. Флоринская; в Троицком соборе – Н. И. Смирнов. Экскурсии для горожан и воинов, посещавших памятные места, проводил Н. В. Успенский.[1]
В оформлении надгробий в ноябре 1942 года приняли участие многие ленинградские художники и архитекторы. Среди них архитекторы
Я. О. Рубанчик, И. Г. Капцюг, А. В. Васильев, Н. И. Смирнов, В. И. Яковлев, А. М. Соколов; художники Н. М. Суетин, А. А. Лепорская,
П. Д. Магнушевский, В. А. Петров, М. Ф. Островская и др.
Работы по декоративному оформлению Благовещенской усыпальницы начались в начале октября 1942 и продолжались до конца ноября. За основу оформления был принят эскиз, выполненный художником Н. М. Суетиным. Сохранился договор между художником и музеем, заключенный 15 октября 1942 года.
В последующие дни были заключены договоры с закройщиками, швеями, художниками выполнявшими декоративные работы по росписи щитов и панно. В кратчайшие сроки ими была проделана колоссальная работа.
Экспозиция разместилась на северной, восточной и южной стенах усыпальницы. С северной стороны, у могилы Суворова, было установлено кумачовое знамя.
В центре, у восточной стены, появился бюст А. В. Суворова на цилиндрическом постаменте, за ним – художественное панно с изображением ордена Суворова и флагами.
На южной стене, в нише разместился живописный портрет полководца, который выполнил Соломон Маркович Кантор. Перед портретом был установлен постамент с посмертной маской, а по бокам размещены два живописных панно на тему военных побед великого военачальника.
Следует отметить, что возможность увидеть фрагменты созданной в годы войны экспозиции нам дают сохранившиеся в архиве музея фотографии, сделанные Александром Кузьмичом Григорьевым в 1942 году.
Элементами оформления зала, наряду с живописными панно, бюстами и драпировками, стали мемориальные тексты и цитаты, подборка которых осуществлялась при участии Н. В. Успенского.[2] По имеющимся фотографиям можно разобрать лишь несколько названий городов, ассоциирующихся с военными победами А. В. Суворова, и его изречения, ставшие крылатыми. Так, например, у могилы полководца помещены цитаты:
«Шаг назад – смерть!»
«Натиск и удар решают битву»
«Бьют не числом, а уменьем»
Все шрифтовые работы были выполнены художником Ленинградского дома военно-морского флота В. Поповым. Основные работы по оформлению экспозиции, судя по сохранившимся документам, были завершены к 24 ноября 1942 года. Последняя записка, касающаяся декоративного оформления, датирована 20 ноября и содержит информацию о количестве израсходованных материалов.
Доступ к могиле был открыт, музеем велась просветительская работа. Красноармейцы, уходящие на фронт, приносили клятву верности на могиле А. В. Суворова. В письме директора музея А. С. Флоринской в Росискусство содержатся сведения о посещаемости могил великих полководцев в количестве 15-20 человек в день. В отчете Музея городской скульптуры за 1943 год также указывалось: «Открытие доступа к великим могилам было делом своевременным и необходимым. Интерес к ним среди населения города и, особенно среди воинских частей, очень большой, бывают дни, когда число посетителей превышает 100 человек. На могиле Суворова были прочтены для бойцов 2 лекции».[3]
В последующие годы музей проводил работы по благоустройству Благовещенской усыпальницы, в послевоенное время здание было закрыто ввиду аварийного состояния.
В 1950 году, к 150-летию со дня смерти генералиссимуса, состоялось торжественное открытие Благовещенской усыпальницы с прохождением парадным строем героев Ленинградской битвы. В 1950-е годы усыпальница стала носить имя Суворова. Экспозиция к тому времени претерпела некоторые изменения. Бюст, ранее размещенный в центре зала у восточной стены, установили в изголовье надгробия Суворова. Были открыты для обозрения другие памятники Благовещенской усыпальницы. Окончательный, известный нам облик исторического захоронения А. В. Суворова сформировался в 1970-е годы. В 1976 году был отлит бронзовый бюст полководца (установлен вместо гипсового), а в 1978 году для него изготовили специальный бронзовый постамент (арх. В. С. Васильковский). Гипсовый бюст в настоящее время находится в фондах музея.
[1] Пирютко Ю.М. Музей городской скульптуры в годы блокады // «Одним дыханием с Ленинградом». Сборник научных статей Государственного музея городской скульптуры — СПб, 2005 . — С. 62.
[2] Там же. С. 61.
[3] Там же. С.62.
©Е.А.Апраксина-Сырская
©ГМГС, 2020