«Псков – этот прекрасный русский средневековый город, раскрылся для меня как-то по-особенному глубоко и сильно»
13 июня 2023 исполнилось 115 лет со дня рождения талантливого ленинградского архитектора, исследователя архитектуры, художника, графика, жены известного зодчего Ю.П.Спегальского Ольги Константиновны Аршакуни.
Ольга Константиновна родилась 13 июня 1908 года в селе Рождествено С.-Петербургской губернии в семье мастера кузнечного дела К.И.Крылова. В 1939 году окончила Академию художеств (ЛИЖСА), училась у профессора Н.А.Троцкого. О ее таланте говорит тот факт, что уже на следующий год (1940) она была принята в Союз архитекторов. До войны Аршакуни трудилась в Архитектурно-художественных мастерских «Ленизо», художником оформителем в Музее революции. В это время она выполнила проект памятника С.М.Кирову на Кировском заводе (совместно с В.Б.Пинчуком).
Во время Великой Отечественной войны с 1942 г. работала в Государственной инспекции по охране памятников, выполняла обмеры Инженерного замка, Гатчинского дворца и др. В 1944 была командирована в Псков, где создала замечательные серии рисунков и литографий «Памятники архитектуры Пскова, разрушенные немецкими фашистами». И что примечательно они экспонировались на выставке в Пскове уже в 1945 г., а в следующем году были «опубликованы в черно-белых открытках». О.К.Аршакуни принимала участие в графическом оформлении проектов реставрации, разработанных Ю.П.Спегальским.
Ольга Константиновна до конца своих дней была неутомимым «хранителем, публикатором трудов и инициатором создания Мемориальной квартиры-музея Ю.П.Спегальского». Она автор книг «Гражданская архитектура Пскова» (1975), «Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю.П.Спегальского» (1987), «Предчувствие» (1987).
Будучи блестящим рисовальщиком Аршакуни в 1949-1957 преподавала рисунок и живопись в Ленинградском строительном техникуме. Художник безукоризненно владела карандашной техникой, в совершенстве освоила технику литографии. В архиве ГМГС есть сведения, что Ольга Константиновна в 1959-1961 годах работала экскурсоводом в нашем музее.
В собрании графики хранится более трех десятков ее работ, это рисунки итальянским и цветным карандашами Надвратной церкви, Троицкого собора Александро-Невской лавры (1944), надгробий Е.С. Куракиной, М.В. Ломоносову в укрытии в Некрополе XVIII в., а также городских монументов: «Памятник С.М. Кирову. Снятие укрытий», «Снятие укрытий с памятника В.И. Ленину у Финляндского вокзала». Мастерски владея итальянским карандашом, пастелью и будучи архитектором по образованию, она профессионально и точно запечатлела в своих рисунках исторические здания ансамбля, художественные надгробия, городские монументы. Эти замечательные листы дают достаточно полное представление и о мастерстве художника и ее творческой манере.
Большого внимания заслуживают литографии, входящие в великолепный альбом «Псков освобожденный» (1946). Перед нами предстает город «израненный, опаленный огнем пожарищ войны. Вокруг обгоревших, обуглившихся до черноты деревьев с бесконечными криками мечутся стаи черных птиц…» – таким художник увидела Псков сразу после окончания войны и передала нам свои ощущения. «Псков – этот прекрасный русский средневековый город, раскрылся для меня как-то по-особенному глубоко и сильно» – писала О.К.Аршакуни.
Ирина Лермонтова