На протяжении трех сотен лет ко Дню рождению Петра Великого и Дню города Санкт-Петербурга, основателем которого он является, устанавливаются памятники и монументы. Первый памятник Петру I, открытый 7 августа 1782 года — всемирно известный Медный всадник — это не только первый скульптурный памятник в Санкт-Петербурге, но и России – непревзойденный шедевр монументального искусства и гениальности инженерной мысли.
Подарок Императрицы Екатерины II своему великому предшественнику. Скульптору Э.М.Фальконе, автору памятника, удалось создать Великий памятник — великому человеку, памятник-символ города, памятник на все времена. Портрет Петра I исполнила ученица Фальконе М.-А Колло. Многочисленные вариации с работы М.-А. Колло впоследствии использовались и используются скульпторами для создания памятников царю, как и вариации с портрета скульптора Б.К.Растрелли, выполненного для памятника Петру I перед Михайловским замком.
Лучшие памятники города, созданные в конце XVIII — начале XIX вв. входят в музейную коллекцию Государственного музея городской скульптуры. С конца XX века установка новых памятников Петру I в основном приурочена к юбилейным датам, так например, большое количество открыто в 2003 г., в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга и преподнесены как подарки, многие из которых воссозданы на основе исторических материалов об утраченных в разные годы монументов. К ним относятся такие памятники как: «Царь-плотник» (ск. Бернштам Л.А., арх. Романовский Ф.К., 1996 г.) на Адмиралтейской наб., Петру I (ск. Антокольский М.М., арх. Воронова В.Н., 2003 г.) перед Сампсониевским собором, бюст Петру I от благодарных Охтян (ск. Обухов В.И., арх. Пивторак А.И., Горобцова Е.Ю., 2003 г.) на Большеохтинском пр., конный памятник в Стрельне ( ск. Шмидт-Кассель Г., 2003 г.), Петру I в Сестрорецке (ск. Сазонов В.В., арх. Даянов Р.М. 2014 г.). Истории воссозданных памятников похожи. В основном сразу после революции многие памятниками были сняты большевиками под предлогом «незначительной художественной ценности», так например, поступили с Царем-плотником на Адмиралтейской набережной, подлинный памятник 1909 г. был отправлен на переплавку, в 1996 г. Санкт-Петербург получил в подарок от Королевства Нидерланды копию памятника, другой «Царь-плотник» из Сестрорецка, тоже выполненный скульптором Л. А. Бернштамом, был утрачен во время наводнения в 1924 г. Вновь установленный в 2014 г. памятник не является точным повторением — это современная вариация скульптора Сазонова на тему утраченного. По-новому выполнен постамент, имеются изменения в детализации скульптуры, пластической трактовке драпировок. Памятник сооружен в честь празднования 300-летия города Сестрорецка, дар от жителей. Из довольно однообразных образных решений Петра I, основанных на работах М.А.Колло или Б.К. Расстрелли, выделяется памятник известного ленинградского художника и скульптора М.М.Шемякина, установленный на территории Петропавловской крепости. Скульптор подарил его в 1991 г. накануне возращения городу имени – Санкт-Петербург. При создании портрета Шемякин использовал подлинную восковую маску с лица Петра I, так называемую «Восковую персону».
Еще при жизни императора Б.К. Растрелли сделал слепок с его головы из воска, а после кончины измерил и пропорции тела. «Восковая персона» — практически точное изображение Петра I (хранится в Государственном Эрмитаже). Шемякин, создавая памятник, повторил позу и композицию Растреллиевской Восковой персоны, но намеренно увеличил пропорции. Сидящая в большом бронзовом кресле с подлокотниками, непропорционально длинная фигура, воспринимается противоречиво, сложный, далекий от прототипов образ, заставляющий задуматься о трагической истории города и страны.
Всем подаркам нашлось место в городе, даже 14- метровому памятнику – дару скульптора З.К.Церетели к 300-летию Санкт-Петербурга от города Москвы. Почти 2 года решался вопрос о месте установки памятника. Сам скульптор хотел видеть своё произведение в историческом центре города . После долгих споров и опросов жителей города был найден вариант размещения в новом районе– Приморском, на площади перед гостиницей «Прибалтийская». Памятник стоит так, как будто был на этом месте всегда.Оценивая, открытые за последнее время памятники Петру I, можно отметить, что портретное сходство в них есть, но в основном искусство на этом и заканчивается. Истории бытования многих памятников порой намного интереснее их художественного воплощения. И если бы в Санкт- Петербурге было бы всего два монумента — Медный всадник Э.М.Фальконе и Расстрелиевский Петр I у Михайловского замка, этого было бы достаточно, чтобы слава о Великом Императоре Петре I сохранилась бы в веках.
©Е.А.Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок
©ГМГС, 2020
Фото архива ГМГС