В феврале 2024 года исполнилось сто лет со дня рождения замечательного художника, графика, прекрасного иллюстратора, мастера гравюры на дереве, реставратора этой уникальной и сложной графической техники, Владимира Ивановича Сердюкова.
Владимир Сердюков родился 28 февраля 1924 года в Алма-Ате. Прошел дорогами Великой Отечественной войны от Ржева до Берлина. Награжден Орденом «Красной Звезды», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Отечественной войне 1941-1945 гг.». После окончания войны учился в Алма-Атинском художественном училище. В 1948 году будущий художник приезжает в Ленинград и поступает на графическое отделение Института им. И.Е. Репина (ЛИЖСА), оканчивает его в 1954 г. по мастерской М.А.Таранова.
В 1956 г. был принят в Союз художников. В 1960-1980-е годы Сердюков преподавал в ЛИСИ и ЛВХПУ им В.И.Мухиной.
Главным делом жизни мастера была цветная ксилография. В.И.Сердюков – истинный продолжатель традиций А.П.Остроумовой-Лебедевой и П.А.Шиллинговского.
В графическом собрании Музея хранится более трех десятков первоклассных цветных гравюр на дереве с изображением Ленинграда-Петербурга. Его камерные лирические произведения наполнены «восхищением и преклонением перед величественной, монументальной красотой петербургской архитектуры», выдающимися скульптурными памятниками. Художника бесконечно пленяют реки, каналы, мосты Северной Венеции…
В музейной коллекции находятся его графические работы, посвященные нашему городу преимущественно 1970–1980-х годов. Несомненно, это время расцвета его творчества: «Арка Главная», «Летний сад», «Петропавловская крепость. Морозное утро», «Нарвские ворота», «Мемориал Победы». Казалось бы, до боли известные достопримечательности города на Неве, но каждый раз художник находит в них что-то свое, особенное, неповторимое. Характерно, что в графических работах художника небо, облака не являются фоном, а живут по своим композиционным «световым законам, становясь притягательным центром» едва ли не каждой гравюры. Глядя на ксилографии Сердюкова, невольно улавливаешь уравновешенность, соразмерность их композиции, гармоничность и удивительную цельность его работ.
Любимая тема мастера – набережные рек, каналов, особенно мосты – раскрывается в его многочисленных гравюрах: «Банковский мостик», «Львиный мостик», «Крюков канал», «Канал Грибоедова», «Мосты» – эти поэтические пейзажи решены в лирическом ключе. Совсем иным настроением наполнены динамичные листы революционной темы «Выступление В.И.Ленина с балкона дворца Кшесинской в апреле 1917 г.», «Памятник В.И.Ленину у Финляндского вокзала». Праздничная атмосфера города нашла отражение в таких работах мастера как «Салют у Ростральных колонн», «Утро. Крейсер «Аврора».
Особой теплотой и лиризмом проникнута, ставшая уже классической, его цветная ксилография «Музей городской скульптуры. (Благовещенская церковь)». Мы чувствуем, как художник восхищается редкой по красоте и гармонии церковью первой четверти XVIII века, сооруженной по проекту зодчего Д.Трезини.
Владимир Иванович Сердюков – мастер, обладающий ярким талантом и индивидуальностью, всегда творивший с упоением и полной отдачей сил, бесконечно требовательный к себе.
Ирина Лермонтова