Детская вселенная обладает притягательной силой. Тему детства в искусстве, в том числе монументально — декоративном, справедливо можно назвать прекрасной и вдохновляющей художников, скульпторов.
Передать пластическими средствами не только внешние особенности детской фигуры – пропорции, жесты, но и непосредственное, открытое, доверчивое отношение ребенка к миру, неповторимый внутренний мир светлого и мимолетного состояния детства – задача непростая. Мир детства прекрасен, интересен, незабываем.
В уникальной коллекции произведений монументального искусства Музея городской скульптуры памятники с изображением детей – «детские» – представлены работами талантливых советских скульпторов: А. М. Игнатьева, И. А. Венковой, А. Н. Черницкого. Это созданные в 1972 г. тематические скульптуры для парка Ленина, в настоящее время Александровский парк: «Дети», «Материнство», «Мать и сын». Красивые и здоровые матери – собирательный образ советской женщины, счастливой в материнстве, выполнены в стилистике советского реализма. Трогательные малыши, чьи детские милые лица и доверчивые ручки обращены к матерям, свободны от идеологических мифологем времени. Для них мать – вселенная. Оторваться от нее – единственное, что может разрушить их безмятежный мир.
Мечтательность и беззаботность, присущие детству, детское любопытство, склонность к исследованию окружающего мира, удивление – обо всем этом рассказано выразительным пластическим языком. Персонажем памятника К. К. Гроту, созданного скульптором М. М. Антокольским, является слепая девочка, пальцами она читает книгу. Памятник создан в 1906 году, моделью послужила ученица школы слепых Елена Супсе. Хрупкая детская фигура, уютно примостившаяся на ступени постамента, погружена в свой собственный мир грез. Этот образ придает всему памятнику особое эмоциональное, пастельное настроение.В памятниках «Пионерам-героям» (ск. И. Н. Костюхин, В. С. Новиков, арх. А. И. Алымов, Ф. А. Гепнер, 1962 г.) и «Юнгам Балтики» ( ск. Л. Ю. Эйдлин, арх. В. Л. Спиридонов, худ. В. Г. Пассарар, 1999 г.) показаны рано повзрослевшие дети. Их детство испортила война. Внешне, это ребята пионерского возраста, но во взгляде – зрелая суровость, взрослое понимания военного времени и своего места в нем, в движениях – героический порыв. В фигуре Юнги – недетская житейская мудрость и усталость. Дети и война представлены в декоративной скульптуре «Дети войны» (ск. В. Ю. Шплет, 2013 г.) на пр. Непокоренных, 74 и «Детям блокадного Ленинграда» (ск. Г. В. Додонова, арх. В. А. Реппо, 2010 г.) на Наличной ул. 55. По городским «детским» памятникам можно проследить все стадии детства.
Младенчество – в скульптуре «Материнство» на Тульской улице (ск. Е. Н. Ротанов, 1995 г.) Выполненные из одного гранитного блока, фигуры матери и ребенка, составляют единое целое. Скульптура «Материнство» (ск. Р. А. Лотош, арх. С. Э. Чобан, 1993 г.) на наб. реки Фонтанки, 148. Если изображение материнства довольно частый сюжет, то отцовство встречается редко. Молодого отца с малышом на руках можно увидеть в парке на Сердобольской улице, 12 (ск. И. А. Венкова, 1967 г.). В скульптурной композиции «Олимпийская смена» на Пискаревском пр., 23 (ск. Е. А. Вишневецкий, арх. Г. В. Пионтек, А. Д. Левенков, 1980 г.) спортсмен — отец держит на плече своего преемника — сына.
Еще одной важной темой является тема семьи. В декоративной скульптуре «Древо жизни» на Петергофском шоссе (ск. А. С. Чаркин, 2009 г.) – ребенок в окружении своих родителей, в кроне дерева – это символ семьи, гармонии, любви и взаимопонимания. Теме семьи посвящена скульптура «Мир» (ск. А. Н. Черницкий, 1985-1986 гг.) на Свердловской наб. 64. В 1951 г. в Московском парке Победы была установлена стела, с бронзовым рельефом, на котором изображена необычная «семейная» сцена – семеро детей повернули свои головы к центральной фигуре – В. И. Ленина. «Ленин с детьми» – распространенная с середины XX века тема в советском искусстве, для которой характерна идеализация образов.
Детская вселенная разнообразна, подвижна, изменчива, в ней происходит много интересного и важного. Ее герои кружатся, бегут, играют, ловят рыбу, запускают кораблики, играют в мяч. Это скульптуры: «Девочки» на Каменноостровском пр., 56 (ск. М. К. Аникушин, 2002 г.), «Бегущие дети у входа на станцию метро «Пионерская» (ск. В. И. Винниченко, Л. Т. Гапонова, 1988). «Девочки с мячом и подсолнухом (автор неизвестен. 1986 г.) перед зданием детской школы искусств №10 на пр. Энгельса, 74., в Московском парке победы скульптуры 1950-х годов «Мальчик с рыбой (ск. М. И. Мотовилова) и «Мальчик с корабликом» (ск. Л. Д. Дрок). В камерных по размеру произведениях показан хрупкий мир детства, наполненный непосредственными детскими затеями и играми. Эти произведения будут понятны всегда.
Детство имеет свой ход времени. Чем дальше отстоишь от его истоков, тем больше представляется оно воплощением мечты о счастье и гармонии. К сожалению, этот период жизни заканчивается навсегда, и, предчувствуя это, грустит «Мальчик, сидящий на берегу Серебряного пруда» (ск. Е. Н. Ротанов, 2002 г.) и улетают «Сказки детства» (ск. Э. М. Агаян, арх. Н. Н. Баранов, 1990-е гг.) вместе с героем произведения С. Лагерлеф – Нильсом, в декоративной скульптуре фонтана, на пр. Королева, 29, восстановленного в 2019 г. Неповторимые прекрасные мгновения и образы детей, запечатленные в городской скульптуре, напоминают нам о том, что «все мы родом из детства»*.
*Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
©Екатерина Шишкина
Видеосюжет «Дети в городе» — Андрей Тереханов, Екатерина Шишкина
©ГМГС, 2016-2020