Две памятные даты декабря. Скульпторы Н. Томский и В. Боголюбов.

Имена и творческие судьбы двух замечательных мастеров — Н.В. Томского и  В.Я. Боголюбова связаны между собой и с нашим музеем. Памятники, о которых мы вспомним, выполненные ими и установленные в Ленинграде-Петербурге в 1930-е-1990-е годы являются частью музейной коллекции ГМГС.

 Оба скульптора родились с разницей в один день, Николай Васильевич Томский 6 декабря 1900 года, а Вениамин Яковлевич Боголюбов 7декабря, пятью годами ранее, в 1895 году. В творческом багаже этих скульпторов-монументалистов множество произведений, мы же рассмотрим некоторые из тех, что связаны с нашим городом.

В.Боголюбов и Н.Томский были соучениками по скульптурному факультету Художественно-промышленного техникума, учились у талантливого скульптора и педагога Всеволода Всеволодовича Лишева. Уже ранние работы Томского высоко оценивались преподавателями, он начал участвовать в конкурсах на памятники, после окончания учёбы сразу пошёл работать реставратором монументально-декоративной скульптуры, попутно изучая работы мастеров прошлого. Позднее молодой автор работает в художественно-репродукционных мастерских, где выполняет в том числе скульптурные портреты великих современников, Ленина, Луначарского, Горького. Боголюбов после техникума продолжил учёбу во ВХУТЕИНе (Академии художеств), где его педагогом также был В.В. Лишев, и А.Т. Матвеев. Несмотря на то, что эти мастера были очень разными, они прививали своим ученикам принципы реализма, что полностью отвечает сути академического образования. К тому же, эти принципы, сформировавшиеся к 1930-м годам, как нельзя лучше соответствовали духу нового советского искусства.

Одним из первых монументальных образов, заинтересовавших молодого Томского, стал С.М. Киров. К началу 30-х Киров, заметный государственный деятель, стал популярнейшим в Ленинграде партийным лидером. С 1926 по 1934 годы под его руководством и при непосредственном участии в городе практически налажены многие сферы и отрасли: наука, здравоохранение, индустрия, транспорт и градостроительство.

После убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934 года  начинается работа по увековечению его памяти. В 1935 году объявлен конкурс на памятник Кирову: «Памятник ставится в г. Ленинграде на Кировской площади. Памятник имеет общегородское значение» сказано в условиях конкурса. Закладка памятника состоялась 1 декабря 1936 года, в день второй годовщины со дня смерти Кирова. Томский участвует в конкурсе в соавторстве с талантливым архитектором Ноем Абрамовичем Троцким. В первом варианте памятника за фигурой вождя развевалось огромное знамя, постамент окружала многофигурная композиция. Затем авторами было точно найдено образно-художественное решение, в процессе работы они отбросили всё лишнее, перегружавшее монумент. Торжественное открытие состоялось 6 декабря 1938 года. Памятник С.М. Кирову по праву входит в число лучших произведений отечественной скульптуры.

Особое место в творческой судьбе Н.В. Томского занимает работа над агитационными скульптурными рельефами – своеобразными плакатами, которые начали устанавливать на улицах осаждённого Ленинграда в 1941 году. У Томского был большой опыт такого рода работы, когда он занимался реставрацией монументально-декоративной скульптуры на фасадах. В созданную для работы над агитационными рельефами «бригаду Томского» он пригласил своих коллег, с которыми работал над памятником Кирову:      

В.В. Исаеву, Р. К. Таурита. Кроме того, в коллектив включены и другие соученики и коллеги скульптора: В.Я. Боголюбов, Р.Н. Будилов, А.А. Стрекавин, Б.И. Шалютин. С 10 августа 1941 года бригада приступает к работе, а к началу октября было создано 5 эскизов на военную тему и 10 сатирических работ под общим названием «Гитлер и его приспешники». Тематика рельефов отражала ситуацию и настроение, характерные для первого этапа войны. Повествовательность и многословность композиций, обилие деталей, были рассчитаны на долгое рассматривание. Осуществлено оказалось немногое, к зиме 41-го полностью готовы были  два рельефа: «На защиту Ленинграда» и «К оружию!». Первый, самый крупный, площадью 24 кв.м., погиб во время сборки на улице под обстрелом. Не всё удалось установить, зима установилась уже в ноябре, ослабевшие от голода люди на санках везли части рельефов из мастерской на Выборгской стороне на Невский, и вручную монтировали тяжёлые плиты на фасады. Ежедневные бомбёжки, постоянные обстрелы приносили новые повреждения оставшимся рельефам. К декабрю 1941 в бригаде почти не осталось работоспособных, плакаты, выполненные из временных материалов не сохранились (остались лишь фотографии) но эти произведения выполнили свою роль. Н.В. Томский в тяжёлом состоянии был эвакуирован из Ленинграда и его дальнейшая творческая деятельность протекала в Москве.

100-летний юбилей композитора Н.А. Римского-Корсакова отмечали во время Великой Отечественной войны, в 1944м году. Постановлением правительства принято решение о сооружении памятника в Ленинграде. Ленинградской Консерватории в те дни присвоено имя Н.А. Римского-Корсакова, и одновременно заложен памятник около её здания. Авторами будущего монумента стали два выдающихся скульптора,            

В.Я. Боголюбов и В. И. Ингал, его многолетний соавтор. Памятник композитору отличается целостностью образа, композиционной гармонией, тонко и мастерски выполненным портретом: «пристально устремлённый, проницательный взор, зоркий и вещий» передан прекрасно. Монумент открыт 30 ноября 1952 года.

Памятник выдающемуся учёному, изобретателю радио А.С. Попову сооружён на основании Постановления СНК 1945 года. В 1949 году объявлен конкурс на проект памятника. В конкурсе участвовало четыре авторских коллектива, лучшим признан проект скульптора  В.Я. Боголюбова. Мастер напряжённо работал над этим образом, но тяжёлая болезнь и смерть не дали ему закончить памятник. Завершал его творческий коллектив во главе с В.В. Исаевой. Памятник открыт 22 марта 1959 года на Кировском проспекте, напротив здания ДК Ленсовета (сейчас это Каменноостровский пр., 42).

Последней работой В.Я. Боголюбова, увидевшей свет спустя годы, стал памятник Л.А. Говорову, установленный на площади около Нарвских триумфальных ворот в 1999 году. Оригинальная статуя была создана Вениамином Яковлевичем ещё в 1945 году, но воплощение в монументальной скульптуре получила только к 55-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Маршал Советского Союза Л.А. Говоров командовал войсками Ленинградского фронта в январе 1944 года, в разгар ожесточённых боёв за освобождение.  В этой скульптуре органично сочетается живая портретная характеристика и монументальное звучание образа, черты, свойственные лучшим произведениям отечественной скульптуры  30-х — 50-х годов.

 Оба замечательных скульптора, и Н.В. Томский и В.Я. Боголюбов оставили яркий след в советской скульптуре, создали выдающиеся памятники великим людям, которыми гордится  страна. Эти монументы – достойное украшение коллекции памятников города.

Старший научный сотрудник Е.В. Шудрова
По материалам архива отдела памятников, фонда открытки и НБ ГМГС

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: