«Город и Некрополи в творчестве А.В.Васильева»

В августе этого года исполнилось 110 лет со дня рождения талантливого зодчего, художника, графика, мастера литографии, акварели, рисунка, плаката Васильева Александра Викторовича.

Александр Викторович родился 24 августа 1913 года в небольшом селе Покровское Тамбовской губернии в семье железнодорожного мастера. Мальчику еще не было 10 лет, когда от тифа умер его отец. Мать с четырьмя детьми переехала в родной город Новохоперск Воронежской области – там Александр поступил в художественную школу. В 16 лет приехал в Ленинград для поступления в Академию художеств, но поступил не сразу, работал чертежником в архитектурном отделе Ленсовета. В 1932 г. поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Незадолго до войны серьезно заболел и лишился легкого, поэтому на фронт его не взяли. В годы блокады работал над созданием плакатов, участвовал в создании почтовых открыток. В марте 1944 года А.В.Васильев в составе молодых художников и фотографов был направлен ГИОП в только что созданную Дирекцию дворцов-музеев и парков г. Пушкина, чтобы «зафиксировать состояние архитектурных ансамблей, вернее то, что от них осталось». Будучи самым опытным в группе Васильев исполнил значительное количество художественных произведений, обмеров, документально фиксирующих разрушения памятников Пушкина. В том же году им была оформлена грандиозная выставка «Героическая оборона Ленинграда» в Соляном городке.

А.В.Васильев принимал самое активное участие в различных архитектурных конкурсах, так например, он получил премии на конкурсах на лучший проект Монумента Победы в Московском парке Победы и станции метро «Площадь Восстания». Проектом всей его жизни стал грандиозный ансамбль Пискаревского мемориала.  

Талантливый архитектор участвовал в проектировании вестибюля станции метро «Нарвская», по его проектам построены жилые дома на проспекте Обуховской Обороны, на Невском проспекте, на Новгородской улице, создан ряд ансамблей Свердловской набережной, Пискаревки, Полюстрово, Большой Охты.

Другая, не менее важная ипостась его творчества – это графика. Александр Викторович создавал произведения в разных техниках: акварель, темпера, смешанная техника, рисунок, но самое значительное место в творчестве этого художника, без сомнения, занимала литография. Основной темой его произведений был городской пейзаж. Большинство его работ посвящено Ленинграду, который Александр Викторович очень хорошо знал, бесконечно любил и воспевал в своих произведениях. Огромное место в его творчестве занимают пейзажи города с его строгими и гармоничными архитектурными ансамблями, памятниками, площадями, улицами, набережными.

Художник с восхищением относился к творчеству А.П.Остроумовой-Лебедевой, М.В.Добужинского, Г.С.Верейского, но всегда шел своим путем, обретая свой неповторимый почерк. А.В.Васильев в совершенстве овладел техникой литографии, был настоящим виртуозом черно-белой автолитографии. Его лучшим работам присущи мягкость линий, тончайшие градации светотени, гармоничность цветовых решений. Начиная с конца 1940-х – начала 1950-х годов этот блестящий мастер создал большое количество ленинградских пейзажей. В графическом собрании нашего Музея хранится более двух десятков произведений художника. Это прекрасные работы в технике автолитографии «Площадь Ломоносова. Памятник Ломоносову», «Инженерный замок». «Публичная библиотека», «Памятник Екатерине II» и другие. В них художнику удалось создать строгий, классический, но при этом поэтический и выразительный образ одного из красивейших городов мира.

Вскоре после окончания войны А.В.Васильев также создает многочисленные высокохудожественные произведения, посвященные памятникам старого Лазаревского кладбища, ныне некрополь XVIII века: Е.С.Куракиной, А.И.Васильева, Гагариной, С.А.Строгановой, Демидовых…

Особо следует отметить рисунки восхитившего художника памятника А.М.Белосельскому-Белозерскому у стены Лазаревской усыпальницы. Мастер запечатлел его в разное время года, в разных состояниях. На одном рисунке мы видим надгробие, занесенное большим сугробом, на другом – освещенное солнцем, любуемся как играют лучи солнца на выразительной многофигурной мраморной композиции.  

Совсем иною интонацию, несколько приподнятый, торжественный характер имеет его цикл первоклассных графических листов из нашей коллекции, изображающий один из признанных шедевров мемориальной пластики, созданный И.ПМартосом – надгробие Е.С.Карнеевой. В великолепной серии из четырех акварелей художник изобразил памятник опять же в разное время года: весной с высоким прозрачным небом и удивительной графичностью переплетающихся стволов и веток деревьев или погруженный в яркую, сочную зелень летних деревьев…  

Творчеству этого большого мастера всегда присущи сдержанная и при этом пронзительная красота городских пейзажей и таких заповедных уголков Ленинграда, как старинные музейные некрополи.

Ирина Лермонтова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: