«Серьезный, вдумчивый и взыскательный художник». Сергей Штейнберг (1911-1960)

 

«С чувством большого удовлетворения встречают открытие выставки работ Сергея Максимилиановича Штейнберга все знавшие этого прекрасного, искреннего и вдумчивого художника, человека исключительных душевных качеств», писал Г.С.Верейский о посмертной выставке, проходившей в Союзе художников. 

С.М.Штейнберг (1911–1960)  талантливый ленинградский график, настоящий мастер офорта и особенно литографии, великолепный рисовальщик, акварелист. 

 Родился 19 октября /1 ноября 1911 г. Петербурге в семье  известного композитора, музыканта, профессора Ленинградской консерватории  Максимилиана Осеевича  Штейнберга и дочери прославленного композитора Н.А.Римского-Корсакова Натальи  Николаевны. Вся его недолгая, но  творчески насыщенная  и яркая жизнь связана с Петербургом-Ленинградом.

С детства Сергей любил рисовать, со школьной поры ездил на этюды, писал с натуры. Иначе не могло быть – творческая, высокообразованная семья поддерживала    занятия мальчика  изобразительным искусством. Однако, ответственное,  требовательное отношение к своим художественным занятиям, способностям привела его сначала в Университет.

Два года проучившись на биологическом факультете Ленинградского  Государственного университета, он покидает его  и поступает на Курсы повышения  квалификации художников Института живописи, скульптуры и архитектуры  Всероссийской Академии художеств (1934-1937) (преподаватели В.И.Траутенберг и А.Д.Зайцев) и в том же 1937 году переходит  в институт на графический факультет, где постигал тонкости графического искусства у прославленных художников, педагогов И.Я.Билибина и П.А.Шиллинговского, которых позже  вспоминал с чувством глубокой благодарности.  Без сомнения, в продолжение поисков творческого пути ему помогла Экспериментальная литографская мастерская, где молодой художник продолжил с 1939 г. освоение техники литографии, проявив незаурядные способности. С 1940 года С.Штейнберг стал активным участником многочисленных выставок.

Самое тяжелое блокадное время разделил судьбу осажденного Ленинграда, а в 1942 году был эвакуирован в Среднюю Азию.  В победном 1945 вернулся в  родной город и сразу  начал работать над серией эстампов, посвященных разрушенному Новгороду, его  архитектурным памятникам: «Спас Нередица», «Церковь Спаса на Ковалеве», «Кокуй» и другие. Весь этот цикл был приобретен Новгородским музеем-заповедником.

Вся дальнейшая творческая жизнь,  начиная с 1947 года, была отдана одному большому циклу работ о Ленинграде.  Литографии этого цикла  отличает строгая, ясная и уравновешенная композиция, в художественном строе произведений преобладает приглушенный цвет, полутона, выразительная светотеневая моделировка предметов, в  одном случае – густой плотной штриховкой, в другом – тонкой, легкой, ажурной сеткой  разнообразных линий.

 В нашем собрании хранятся девять замечательных цветных литографий из этого цикла, посвященного нашему городу.  Неожиданный и выразительный ракурс найден   художником  от западной оконечности Заячьего острова, от Петропавловской крепости, сквозь густую завесу плотно стоящих зеленых деревьев  взгляд на ярко освещенные: ансамбль Стрелки Васильевского острова, Зимний дворец, Адмиралтейство, Дворцовый мост, Исаакиевский собор.  На другой  его литографии «Стрелка Васильевского острова»  запечатлен панорамный вид широкой красавицы Невы, великолепные здания  набережных,  ансамбль  Биржи с Ростральными колоннами. Но здесь иной, более  приглушенный  колорит,  передающий влажность, холодность северного города: серовато-белесое низкое небо,  серо-серебристая Нева, воздух, пронизанный призрачным бледно-розоватым светом.  Все это наполняет  его  пейзаж особой трепетностью и поэзией.                             

В безупречной гармонии строгих и стройных классических формах художник всегда находил созвучие своим собственным ощущениям и замыслам. Глубокое  личное переживание – в основе  всех его произведений. Художнику необычайно поэтического,  романтического художественного склада, ему свойственно удивительное чувство пропорций.  Он классический искатель всего  прекрасного в окружающем мире.

 Одна из лучших в творческом  наследии мастера — лирическая, тонкая и необычайно  выразительная литография  «Канал Грибоедова», точно попадающая в характер времени и места. Художник всегда добивался полной и точной связи архитектуры с    окружающей средой. С большой любовью, трепетом, тонко и поэтично изображена  набережная с уплывающими вдаль и отражающимися в холодной зеркальной воде зданиями, а лучи заходящего солнца освещают верхнюю часть зданий, оставляя нижнюю в тени.

Штейнбергу, как и многим  талантливым художникам, было присуще умение почувствовать и передать душу этого неповторимого пленительного города. И это  стало главным в творчестве признанного мастера литографии. Редкая для этого художника необычайная ясность и четкость композиционного строя, выявленная строгим, выразительным силуэтом Исаакиевского собора  «Ленинград. Вечер»  (Исаакиевский собор) 1960. Пожалуй, в этой работе, как ни в какой другой  наиболее четко и ярко проработаны  световые контрасты, игра света и тени.

Влюбленный в красоту, обилие водных пространств этого города, художник изображает его в разное время года, запечатлевая не только прославленные  архитектурные ансамбли на его берегах, но и просто любимые поэтичные уголки родного города. Еще одна, лаконичная, сдержанная, привлекающая своей  искренностью, непосредственностью и живописностью литография  «Деревья на Мойке». Произведение со своим камерным, казалось бы, ничем ни примечательным сюжетом, в тоже время необычайно сильно воздействует на наши чувства. В этой работе присутствует все: легкость рисунка, удивительное чувство пропорций, тонкие, трепетные переходы серовато-серебристых тонов. А деревья, будто   живые существа со своим характером и судьбой.

 Как видим, творческую манеру С.М.Штейнберга отличает сдержанность цветовой гаммы, уравновешенность композиции, точное видение пропорций зданий и памятников, их связь с окружающим пространством, с пейзажем. Мастер любил работать с натуры и это прекрасно иллюстрируют его великолепные цветные литографии «Памятник Кутузову», «Памятник Пушкину в г. Пушкине», в которых так много жизненной наблюдательности.

 Сергей Штейнберг  останется в истории искусства – мастером лирического пейзажа со своим особым ощущением поэзии города на Неве, которому он посвятил не только  большой цикл цветных литографий, но и  всю свою  жизнь.                                                        

  Старший научный сотрудник, хранитель фонда графики  И.М.Лермонтова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: