«С чувством большого удовлетворения встречают открытие выставки работ Сергея Максимилиановича Штейнберга все знавшие этого прекрасного, искреннего и вдумчивого художника, человека исключительных душевных качеств», писал Г.С.Верейский о посмертной выставке, проходившей в Союзе художников.
С.М.Штейнберг (1911–1960) талантливый ленинградский график, настоящий мастер офорта и особенно литографии, великолепный рисовальщик, акварелист.
Родился 19 октября /1 ноября 1911 г. Петербурге в семье известного композитора, музыканта, профессора Ленинградской консерватории Максимилиана Осеевича Штейнберга и дочери прославленного композитора Н.А.Римского-Корсакова Натальи Николаевны. Вся его недолгая, но творчески насыщенная и яркая жизнь связана с Петербургом-Ленинградом.
С детства Сергей любил рисовать, со школьной поры ездил на этюды, писал с натуры. Иначе не могло быть – творческая, высокообразованная семья поддерживала занятия мальчика изобразительным искусством. Однако, ответственное, требовательное отношение к своим художественным занятиям, способностям привела его сначала в Университет.
Два года проучившись на биологическом факультете Ленинградского Государственного университета, он покидает его и поступает на Курсы повышения квалификации художников Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (1934-1937) (преподаватели В.И.Траутенберг и А.Д.Зайцев) и в том же 1937 году переходит в институт на графический факультет, где постигал тонкости графического искусства у прославленных художников, педагогов И.Я.Билибина и П.А.Шиллинговского, которых позже вспоминал с чувством глубокой благодарности. Без сомнения, в продолжение поисков творческого пути ему помогла Экспериментальная литографская мастерская, где молодой художник продолжил с 1939 г. освоение техники литографии, проявив незаурядные способности. С 1940 года С.Штейнберг стал активным участником многочисленных выставок.
Самое тяжелое блокадное время разделил судьбу осажденного Ленинграда, а в 1942 году был эвакуирован в Среднюю Азию. В победном 1945 вернулся в родной город и сразу начал работать над серией эстампов, посвященных разрушенному Новгороду, его архитектурным памятникам: «Спас Нередица», «Церковь Спаса на Ковалеве», «Кокуй» и другие. Весь этот цикл был приобретен Новгородским музеем-заповедником.
Вся дальнейшая творческая жизнь, начиная с 1947 года, была отдана одному большому циклу работ о Ленинграде. Литографии этого цикла отличает строгая, ясная и уравновешенная композиция, в художественном строе произведений преобладает приглушенный цвет, полутона, выразительная светотеневая моделировка предметов, в одном случае – густой плотной штриховкой, в другом – тонкой, легкой, ажурной сеткой разнообразных линий.
В нашем собрании хранятся девять замечательных цветных литографий из этого цикла, посвященного нашему городу. Неожиданный и выразительный ракурс найден художником от западной оконечности Заячьего острова, от Петропавловской крепости, сквозь густую завесу плотно стоящих зеленых деревьев взгляд на ярко освещенные: ансамбль Стрелки Васильевского острова, Зимний дворец, Адмиралтейство, Дворцовый мост, Исаакиевский собор. На другой его литографии «Стрелка Васильевского острова» запечатлен панорамный вид широкой красавицы Невы, великолепные здания набережных, ансамбль Биржи с Ростральными колоннами. Но здесь иной, более приглушенный колорит, передающий влажность, холодность северного города: серовато-белесое низкое небо, серо-серебристая Нева, воздух, пронизанный призрачным бледно-розоватым светом. Все это наполняет его пейзаж особой трепетностью и поэзией.
В безупречной гармонии строгих и стройных классических формах художник всегда находил созвучие своим собственным ощущениям и замыслам. Глубокое личное переживание – в основе всех его произведений. Художнику необычайно поэтического, романтического художественного склада, ему свойственно удивительное чувство пропорций. Он классический искатель всего прекрасного в окружающем мире.
Одна из лучших в творческом наследии мастера — лирическая, тонкая и необычайно выразительная литография «Канал Грибоедова», точно попадающая в характер времени и места. Художник всегда добивался полной и точной связи архитектуры с окружающей средой. С большой любовью, трепетом, тонко и поэтично изображена набережная с уплывающими вдаль и отражающимися в холодной зеркальной воде зданиями, а лучи заходящего солнца освещают верхнюю часть зданий, оставляя нижнюю в тени.
Штейнбергу, как и многим талантливым художникам, было присуще умение почувствовать и передать душу этого неповторимого пленительного города. И это стало главным в творчестве признанного мастера литографии. Редкая для этого художника необычайная ясность и четкость композиционного строя, выявленная строгим, выразительным силуэтом Исаакиевского собора «Ленинград. Вечер» (Исаакиевский собор) 1960. Пожалуй, в этой работе, как ни в какой другой наиболее четко и ярко проработаны световые контрасты, игра света и тени.
Влюбленный в красоту, обилие водных пространств этого города, художник изображает его в разное время года, запечатлевая не только прославленные архитектурные ансамбли на его берегах, но и просто любимые поэтичные уголки родного города. Еще одна, лаконичная, сдержанная, привлекающая своей искренностью, непосредственностью и живописностью литография «Деревья на Мойке». Произведение со своим камерным, казалось бы, ничем ни примечательным сюжетом, в тоже время необычайно сильно воздействует на наши чувства. В этой работе присутствует все: легкость рисунка, удивительное чувство пропорций, тонкие, трепетные переходы серовато-серебристых тонов. А деревья, будто живые существа со своим характером и судьбой.
Как видим, творческую манеру С.М.Штейнберга отличает сдержанность цветовой гаммы, уравновешенность композиции, точное видение пропорций зданий и памятников, их связь с окружающим пространством, с пейзажем. Мастер любил работать с натуры и это прекрасно иллюстрируют его великолепные цветные литографии «Памятник Кутузову», «Памятник Пушкину в г. Пушкине», в которых так много жизненной наблюдательности.
Сергей Штейнберг останется в истории искусства – мастером лирического пейзажа со своим особым ощущением поэзии города на Неве, которому он посвятил не только большой цикл цветных литографий, но и всю свою жизнь.
Старший научный сотрудник, хранитель фонда графики И.М.Лермонтова