«Художник высокого творческого накала…»
К 120-летию со дня рождения художника Анатолия Каплана

В начале января 2023 года исполнилось 120 лет со дня рождения известного живописца, графика, рисовальщика, керамиста, настоящего мастера литографии А.Л.Каплана. Художника необычайно разностороннего, прекрасного мастера жанровых композиций, великолепного пейзажиста и портретиста. Но наибольшую известность художник заслужил, как создатель городских пейзажей Ленинграда и Рогачева.

Анатолий Львович родился 28 декабря 1902 г. по старому стилю и 10 января 1903 года по новому в Рогачеве, в то время западной окраины царской России. Это местечко считалось «чертой оседлости», где в условиях бесправия, «в отчаянной нищете и темноте влачила жалкое существование еврейская беднота…». А между тем, край, который «дал искусству… немало громких имен – Шагала и Сутина, Липшица и Цадкина, Лисицкого и Штеренберга».

Художественные способности у мальчика проснулись довольно рано. Поэтому в юности он подрабатывал изготовлением вывесок «для рогачевских сапожников…», затем преподавал рисование в школе. Проходил обучение в Педагогическом училище в Харькове. Однако, почти вся творческая жизнь связана с в Петроградом — Ленинградом, здесь он учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в 1922–1927 на живописном факультете у А.А.Рылова, К.С.Петрова-Водкина, Н.Э.Радлова. В 1937–1940-х годах работал в Экспериментальной литографской мастерской, где «сложилась хорошая, по-настоящему дружеская, рабочая обстановка» художник постигал тонкости литографии под руководством Г.С.Верейского. Рядом с ним работали такие корифеи как Н.Тырса, В.Конашевич, К.Рудаков, В.Курдов, Е.Чарушин и другие. В дальнейшем искусство литографии «на долгое время определило его лицо». Не случайно, именно в это время художник начал активно участвовать в выставках и был принят в Союз художников.

Вернувшись в 1944 г. из эвакуации, художник сразу же обратился в своем творчестве к изображению любимого, израненного Ленинграда, города постепенно переходящего к мирной жизни: «Ремонт Исаакиевской площади», «Варят асфальт», «Ремонт решетки на Кировском мосту», «Ремонт здания Конюшен». В нашем музейном собрании хранятся многие лучшие листы художника из цикла «Ленинград» (1944-1947): «Разрушенный дом», «Ливень» (Александровская колонна). Поражает «какое живописно-тональное и фактурное богатство» художник извлекает из одной-единственной черной краски… «комбинируя различные приемы и способы работы на камне, действуя то острием карандаша, то его боковой поверхностью, кистями широкими и тонкими, пуская в ход всевозможные скребки и иглы…»

В 1948–1951 годах А.Л.Каплан работал главным художником Ленинградского завода художественного стекла. С 1960-х годов много экспериментировал в жанре керамики, одновременно успешно сотрудничал с Комбинатом графического искусства.

Ленинградский пейзаж всегда оставался его большой любовью. В 1950-1960-е годы художником было создано огромное количество пейзажей любимого города: «Салют на Неве в честь 1 Мая» (Ши-Цзы), «Корабли на Неве», «Зима. Памятник Володарскому», «Ваза в Летнем саду» и многие другие. Ощущение живого города удивительно верно передано в технике литографии «с ее трепетностью, вибрирующим скользящим светом, бесконечным многообразием переходов черного и белого, света и тьмы».

В настоящее время в нашей коллекции находится значительное количество произведений мастера. Первые листы художника были закуплены еще в 1961 году, затем в 2002 г. ряд литографий приобретены для музея из частной коллекции, а многие были подарены музею в 2013 году И.Я.Кушниром после проведения персональной юбилейной выставки А.Л.Каплана из его собрания. Практически все литографии происходят из циклов, посвященных Ленинграду и как отмечал художник В.М.Конашевич «все листы отмечены теплым чувством, нежной любовью к нашему городу. Очевидно, он стал близок художнику, так же, как когда-то его родной Рогачев».

Ирина Лермонтова 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: