Матвей Мазрухо. К 110-летию со дня рождения (1911 – 2000). Мини-выставка

В этом  году исполняется 110 лет со дня рождения талантливого  ленинградского-петербургского художника, живописца, графика, иллюстратора, театрального художника М.Б.Мазрухо.  Матвей Борисович родился 26  апреля 1911 года в Крыму в городе Феодосии. Впервые  настоящий интерес  к рисованию  проявил в 13 лет. В 1925 году семья переехала  в Симферополь, где вскоре юный Матвей начал работать художником в театральном коллективе  «Синяя птица». В далеком  1930 году  начинающий  художник переехал в Москву и  вскоре устроился художником-каррикатуристом в «Комсомольской правде».  В редакции этой газеты была организована секция  Художкоров (художественных корреспондентов)  Учеба в этой художественной секции  стала настоящим университетом  для начинающего художника.  В это время Матвей Мазрухо  познакомился  со многими художниками-новаторами. Примкнул  в левое, конструктивисткое объединение «Октябрь», в которое входили Э.Лисицкий, А.Родченко, А. и В.Веснины, А.Дейнеко Д.Моор и другие.   После образование Союза художников в 1932 г.  Мазрухо уехал из Москвы на Кавказ. Активно сотрудничал  в издательствах газет в Тифлисе, Баку. Жажда  новых впечатлений, перемены места бросала его по всему необъятному Союзу и привела в 1937 году в Заполярье, на Ямал.  

В июле 1941 Матвей Мазрухо ушел на фронт, прошел всю войну и завершил  ее в Ленинграде, где и остался  на всю жизнь.   В Союз художников был принят как художник-сатирик, график. В 1956 году вступил  в известное объединение  «Боевой карандаш». Сотрудничал с издательствами  многих газет и журналов. Большие успехи  в творчестве этого  талантливого художника   были в плакате, иллюстрации, станковой  графике, эстампе.  Мазрухо иллюстрировал произведения В.Маяковского, М.Салтыкова-Щедрина,                            С. Михалкова  и других.

Творчеству М.Б.Мазрухо  всегда была свойственна приверженность к новаторским  традициям, которая  впоследствии позволила ему стать одним из ярких  и своеобразных художников. Мастер работал в различных техниках: живопись, рисунок, пастель; в совершенстве освоил технику офорта.  Мазрухо – большой интересный мастер городского пейзажа, особенно ленинградского-петербургского.

В нашей музейной коллекции хранятся несколько графических произведений этого автора, посвященных городу на Неве. Наиболее ранней работой в собрании является рисунок тушью «Набережная Мойки» (1963), исполненный в легкой, изысканной манере, напоминающей карандашный  рисунок.  Художнику удалось передать графически  ясный и четкий  ритм,  течение, движение реки Мойки, делающей крутой поворот у Конюшенной площади.  

Необычайно лаконичен, лапидарен  и при этом, несомненно, выразителен рисунок, созданный в технике темперы  «Выборгская сторона» (1968). Ясность и  четкость композиционного строя  произведения  проявляется  в строгости и выразительности силуэтов зданий, деревьев на набережной,  одинокой баржи на реке.

Сдержанно-романтический, «петербургский стиль»  присущ  рисунку восковыми мелками «Хмурый  день» (1981). В этой работе мастера чувствуются отголоски увлечения конструктивизмом (вспомним  сотрудничество с Э.Лисицким, А Родченковым).

В нашем собрании хранится интересный,  динамичный, неожиданный по ракурсу   лист  «У Калинкина моста» (1985).  Этот рисунок пером и тушью   по  художественной манере решения напоминает его ранние рисунки тушью, начала 1960-х годов.  Излюбленный мотив многих художников.  Старо-Калинкин мост на Фонтанке у Мазрухо получил свое оригинальное  художественное воплощение.      

Яркие, неординарные произведения М.Б.Мазрухо всегда наполнены высоким мастерством и вдохновением. 

Ирина Лермонтова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики
©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: