В этом году исполняется 110 лет со дня рождения талантливого ленинградского-петербургского художника, живописца, графика, иллюстратора, театрального художника М.Б.Мазрухо. Матвей Борисович родился 26 апреля 1911 года в Крыму в городе Феодосии. Впервые настоящий интерес к рисованию проявил в 13 лет. В 1925 году семья переехала в Симферополь, где вскоре юный Матвей начал работать художником в театральном коллективе «Синяя птица». В далеком 1930 году начинающий художник переехал в Москву и вскоре устроился художником-каррикатуристом в «Комсомольской правде». В редакции этой газеты была организована секция Художкоров (художественных корреспондентов) Учеба в этой художественной секции стала настоящим университетом для начинающего художника. В это время Матвей Мазрухо познакомился со многими художниками-новаторами. Примкнул в левое, конструктивисткое объединение «Октябрь», в которое входили Э.Лисицкий, А.Родченко, А. и В.Веснины, А.Дейнеко Д.Моор и другие. После образование Союза художников в 1932 г. Мазрухо уехал из Москвы на Кавказ. Активно сотрудничал в издательствах газет в Тифлисе, Баку. Жажда новых впечатлений, перемены места бросала его по всему необъятному Союзу и привела в 1937 году в Заполярье, на Ямал.
В июле 1941 Матвей Мазрухо ушел на фронт, прошел всю войну и завершил ее в Ленинграде, где и остался на всю жизнь. В Союз художников был принят как художник-сатирик, график. В 1956 году вступил в известное объединение «Боевой карандаш». Сотрудничал с издательствами многих газет и журналов. Большие успехи в творчестве этого талантливого художника были в плакате, иллюстрации, станковой графике, эстампе. Мазрухо иллюстрировал произведения В.Маяковского, М.Салтыкова-Щедрина, С. Михалкова и других.
Творчеству М.Б.Мазрухо всегда была свойственна приверженность к новаторским традициям, которая впоследствии позволила ему стать одним из ярких и своеобразных художников. Мастер работал в различных техниках: живопись, рисунок, пастель; в совершенстве освоил технику офорта. Мазрухо – большой интересный мастер городского пейзажа, особенно ленинградского-петербургского.
В нашей музейной коллекции хранятся несколько графических произведений этого автора, посвященных городу на Неве. Наиболее ранней работой в собрании является рисунок тушью «Набережная Мойки» (1963), исполненный в легкой, изысканной манере, напоминающей карандашный рисунок. Художнику удалось передать графически ясный и четкий ритм, течение, движение реки Мойки, делающей крутой поворот у Конюшенной площади.
Необычайно лаконичен, лапидарен и при этом, несомненно, выразителен рисунок, созданный в технике темперы «Выборгская сторона» (1968). Ясность и четкость композиционного строя произведения проявляется в строгости и выразительности силуэтов зданий, деревьев на набережной, одинокой баржи на реке.
Сдержанно-романтический, «петербургский стиль» присущ рисунку восковыми мелками «Хмурый день» (1981). В этой работе мастера чувствуются отголоски увлечения конструктивизмом (вспомним сотрудничество с Э.Лисицким, А Родченковым).
В нашем собрании хранится интересный, динамичный, неожиданный по ракурсу лист «У Калинкина моста» (1985). Этот рисунок пером и тушью по художественной манере решения напоминает его ранние рисунки тушью, начала 1960-х годов. Излюбленный мотив многих художников. Старо-Калинкин мост на Фонтанке у Мазрухо получил свое оригинальное художественное воплощение.
Яркие, неординарные произведения М.Б.Мазрухо всегда наполнены высоким мастерством и вдохновением.
Ирина Лермонтова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики
©ГМГС, 2021