И.М.Лермонтова. Кони Клодта в графических произведениях современных художников

Большинство монументальных работ Петра Карловича Клодта, украшающих Петербург, несомненно, являются его символами, его гордостью: Колесница Славы с шестеркой коней Нарвских триумфальных ворот, конная сюита «Укротители коней» Аничкова моста, памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Эти выдающиеся памятники и и монументально-декоративная скульптура замечательного скульптора-анималиста нашли яркое воплощение в произведениях мастеров графического искусства на протяжении всего XX и начала XXI веков.

Наиболее раннее произведение советского периода в нашей коллекции, изображающее один из выдающихся монументов нашего города – памятник Николаю I на Исаакиевской площади, создано в 1935 году блестящим рисовальщиком и гравером Николаем Александровичем Павловым (1899-1968). Великолепный завершенный рисунок цветным карандашом и сангиной живо и непосредственно представляет Исаакиевскую площадь с памятником. Наряду с собором, конный монумент является смысловым акцентом этой выразительной работы. Интересные детали можно почерпнуть, глядя на эту работу:в год создания Н. Павловым рисунка: площадь пересекали трамвайные пути (так, например, в 1937 году это были трамваи 5-ти маршрутов), просуществовали они до первых послевоенных лет; и еще одна характерная примета 1935 года – на фасаде гостиницы «Англетер» помещен большой портрет недавно погибшего С.М.Кирова. Особое внимание этому уникальному монументу посвятил известный график, рисовальщик, Иван Степанович Астапов (1905-1982), создав широко известную серию «Ленинград в войне и блокаде» (1943–1944). На своих лаконичных черно-белых авто-литографиях художник запечатлел, как выглядел памятник Николаю I в осажденном городе. На одной литографии мы видим конную статую, зашитую деревянными щитами и досками более, чем на ¾ – видна лишь верхняя часть всадника и лошади.

Другая, исполненная в более строгой манере изображает этот же монумент полностью укрытым. Сопричастность очевидца, документальная точность, и в тоже время, обобщенность, совершенство художественной формы отличает эти выразительные автолитографии.

Талантливый художник, один из лучших графиков XX века Анатолий Каплан (1903-1980) на своей литографии «Памятник Николаю I на Исаакиевской площади» (1946) привлекает наше внимание неожиданной картиной: возле монумента – разожжен большой костер, а вокруг него – дорожные рабочие варят асфальт. Великолепно передающая атмосферу, тонкая, мерцающая автолитография показывает, едва различимый, выплывающий из дымки силуэт величественного конного монумента императору.

Художник Ринат Аркадьевич Фридман (р. 1931) изображает памятник Николаю I крупным планом и мы можем любоваться легкой, стремительной, гарцующей на двух ногах лошадью под венценосным всадником. Линогравюра, подкрашенная акварелью, очень точно передает атмосферу Белой ночи, когда все тает, растворяется в воздухе, нет четких линий, силуэтов… Талантливый график без излишней детализации и подробностей на первом плане выделяет монумент; Исаакиевский собор служит ему достойным фоном.

Довольно часто в творчестве петербургских художников встречается изображение Нарвских триумфальных ворот, для которых П.К.Клодт изваял великолепную шестерку лошадей. Обобщенная, лаконичная линогравюра Вадима Смирнова «Нарвские ворота» (1959) лишь выразительным силуэтом дает и сами ворота, и венчающую их группу вздыбленных коней. У каждого художника свой взгляд на этот выдающийся памятник. Так у Станислава Васильевича Вихарева (1924-1981) – ворота предстают в неожиданном ракурсе, мы видим их сбоку, через заснеженные ветви деревьев и кустарников. И этот прием позволяет художнику показать тесную связь памятника с окружающим пространством, выявить его выразительность и поэзию.

Не может не привести в восхищение художников знаменитая конная сюита «Укротителей коней» на Аничковом мосту. С большой любовью Михаил Николаевич Успенский (1915-1998, сын Николая Викторовича Успенского) создает свою точно выверенную, уравновешенную композицию с изображением конной группы у Аничкова дворца, которая показывает кульминацию покорения лошади человеком.

Неожиданный ракурс, крупный план, яростное движение отличает еще одну работу Рината Фридмана акварель «Аничков мост». Скульптура, расположенная у дворца Белосельских-Белозерских показывает коня, полного сил и напряжения и всадника, изо всех сил сдерживающего его. Эту же группу мы видим на акварели Елены Михайловны Успенской (р.1946) «Аничков мост. Укротители коней». Еще более динамичная композиция отличает ее работу: высоко вздыбленный конь, перебирающий передними ногами в воздухе и упавший на землю человек, едва удерживающий строптивую лошадь.

Столь же неожиданное композиционное построение, смелый ракурс отличает великолепный цветной офорт Владимира Алексеевича Жилкина (р. 1953), на котором крупным планом изображено дерево, зрительно пересекающее Конную группу у дворца Белосельских-Белозерских. И этот прием, несомненно, говорит о яркой индивидуальности творчества этого виртуозного мастера цветного офорта.

Сколько поэзии и очарования в цветной линогравюре Станислава Вихарева «Фонтанка. Мороз.», изображающей группу «Укротителя коня» у Аничкова дворца, через облако заснеженных кустарников на набережной Фонтанки. Особенность графических работ этого мастера – удачно найденный значительно вытянутый вертикальный формат, напоминающий китайский свиток. Подобная композиция, художественный прием отличает и его вторую работу «Аничков мост», на которой автор запечатлел ту же скульптурную группу.

Один из старейших и известнейших ленинградских графиков Александр Исаакович Харшак (1908-1989) сделал акцент не только на конной группе, расположенной у дворца Белосельских-Белозерских, но и наполнил свое произведение горожанами и гостями города. Движение людского потока подчеркивает, дает возможность почувствовать живость и динамичность движения самой лошади, и энергичное сопротивление укротителя. Петербургских мастеров приводит в восхищение гордо взлетевшая над городом Колесница с шестеркой лошадей Нарвских ворот, выразительная сюита из четырех грациозных, очень разных по движению, позам, воплощенной энергии скульптурных групп «Укротителей коней» и, наконец, парящий над Исаакиевской площадью конный монумент императора Николая I. Своим творчеством, своими великолепными и такими разными работами они щедро делятся со зрителями.

©Ирина Лермонтова

©ГМГС, 2020

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: