Монументальные работы скульптора Л.М. Холиной (1918-1998)

Первым в нашем городе монументальным произведением Любови Михайловны Холиной стал памятник Н.К. Крупской, открытый 27 февраля 1960 г. в сквере на проспекте Обуховской Обороны, 105, неподалёку от здания вечерней школы, в котором преподавала Надежда Константиновна. Памятник представляет собой бронзовый портретный бюст на цилиндрической колонне с лаконичной надписью. Узнаваемый образ, внешне мягкий и женственный, но наряду с этим энергичный изгиб шеи, позволяющий вспомнить далеко не простой жизненный путь Крупской, обусловленный её характером и сутью, понятой и переданной автором. Изменения ракурса при круговом обходе помогают почувствовать эти черты модели.

            Не только памятники, но и декоративная скульптура работы Л.М. Холиной установлена в нашем городе. Перед входом в здание Театра юного зрителя на Пионерской площади, построенного в 1962 г., расположены две тематические скульптурные группы «Юность», (условно «Юноши» и «Девушки»). Двухфигурную композицию «Девушки» из известняка, так похожего на светоносный мрамор, гармонично вторящего светлой облицовке фасадов, выполнила Л.Холина. Тема юности волновала скульптора на протяжении всего творческого пути. Монументальные, укрупнённые формы сомасштабны конструктиву здания, его лаконизм сочетается с пластически обобщённой скульптурой. Но она своими мягкими формами сглаживает прямолинейность архитектуры. В последние годы стройную продуманную композицию нарушила современная конструкция – пандус для маломобильных посетителей. Безусловно, необходимое учреждению культуры сооружение, но его можно было бы установить сбоку от центральной лестницы, не разрушая гармонию скульптурно-архитектурного ансамбля. 

            Памятник-бюст Н.К. Крупской у музея «Невская застава» появился в 1974 г. в качестве отдельного портрета в едином скульптурном ансамбле из пяти бюстов революционеров, выполненных авторским коллективом. Портрет-голова молодой Крупской на высоком гранитном постаменте создан Л.М.Холиной уже в более условной манере, менее реалистично, чем первый монументальный образ.

             Для Любови Михайловны Холиной тема Достоевского была одной из ведущих в творчестве. Её город это город Достоевского, места, где она выросла: Большая Подъяческая, Крюков канал, Никольский рынок. Став старше, она много читала, находя в произведениях любимого писателя ответы на мучавшие вопросы, и понимала, насколько ей близки его мысли и устремления в поисках этих ответов. Первый эскиз памятника писателю Л.Холина выполнила еще в 1956 г. Путь от проекта к воплощению не был скорым. Работа над образом писателя, творческие поиски продолжались. Очень выразителен, драматичен портрет Достоевского, созданный в 1971 г. (бронза, ГРМ) Далее, уже в 1988 г. на основании решения Исполкома Ленсовета Главное Управление культуры, Ленинградские организации Союзов архитекторов и художников РСФСР объявили конкурс на проект памятника Ф.М. Достоевскому. Было подано 12 проектов, первую премию получила работа скульптора Л.М. Холиной и архитектора В.А. Петрова. Несмотря на то, что ее проект памятника победил на конкурсе 1988 г, он не был осуществлен: первоначально фигура задумывалась в камне, у которого своя пластика, отличная от бронзы. В этом случае появляется другой пластический язык, он насыщенный, «поверхность вибрирует в нервном напряжении, как сам писатель». Новый этап работы над памятником начался в 1993 — 1994 годах, когда проект был изменен при участии сына и внука Л.М. Холиной: художника П.А. Игнатьева и скульптора П.П. Игнатьева. Скульптор вспоминала, что «творческий процесс шёл вдохновенно», «творческое содружество было удачным…подъём, вдохновение, поиски». Памятник установлен в 1997 г. в начале бульвара на Большой Московской улице, неподалёку от квартиры Ф.М. Достоевского. Место установки памятника определили не сразу. Холина рассказывала: «Смысл был в том, чтобы связать Достоевского с Петербургом, но не парадным, а именно с «его» местами в городе». У самого писателя много страниц посвящено любимым петербургским уголкам. Один из вариантов – Сенная площадь, затем предлагалось установить этот памятник в Коломне, в «достоевских местах» на канале Грибоедова при слиянии его с Крюковым каналом. Портрет писателя в этом памятнике отсылает к отечественной традиции, к работам мастеров XIX века — вдумчивому постижению художником внутреннего мира героя. Интересна композиция, выстроенная на контрасте внешнего покоя, некой усталости со скрытым, идущим изнутри напряжением позы.

            На учёте в ГМГС находятся два памятника из трёх, установленных в городе и одна декоративная скульптура, которой сейчас уже не существует. К сожалению, гранитная «Девушка» Холиной, как и вся скульптура Александровского парка с 1970-х гг. подвергалась неоднократным актам вандализма. Фигура девушки была установлена около кафе «Грот». В 1982 г., например, она была сброшена на землю, на скульптуре отбита правая рука. В 1983 г. снова сброшена с постамента и расколота напополам. В 1985 г. скульптура передана автору для реставрации к планируемой выставке в Русском музее.

Монументальные произведения Любови Михайловны Холиной, став заметной страницей скульптурной летописи Петербурга, стоят в ряду лучших памятников музейной коллекции ГМГС.

Старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок Е.В. Шудрова

По материалам архива ГМГС

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: