2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. И в преддверии начала нового учебного года расскажем о двух юбилярах – скульпторах, об их произведениях, включённых в городскую коллекцию памятников Петербурга Государственного музея городской скульптуры.
Александр Терентьевич Матвеев (1878-1960) выдающийся русский советский скульптор, признанный педагог, создавший новую концепцию скульптурного образования, сформировавший круг учеников, названный «матвеевской школой».
Творческий метод скульптора стал итогом его постоянных поисков. С одной стороны Матвеев всегда опирался на античность, дополняя её современными чертами европейского искусства. В то же время его творчество наполнено глубиной традиций русского классицизма.
Первой монументальной работой А. Матвеева в советское время стал памятник Карлу Марксу, установленный в 1919 г. в рамках Плана ленинской монументальной пропаганды перед Смольным. Выполненная в стилистике времени «футуристичная» скульптура была подчинена не внешним формальным задачам, а логике конструкции. «Устойчивые гранёные формы создают впечатление внушительной пластической силы, пренебрегающей перечислением частностей». К сожалению, скульптуру так и не перевели в постоянный материал – бронзу. Поэтому через несколько лет памятник демонтировали, а в преддверии 10-тия революции, в ноябре 1927 г. его место занял памятник В.И. Ленину работы скульптора В.В. Козлова.
Только одна монументальная работа воплощена в постоянном материале и находится в городской среде Петербурга – скульптурная группа «Октябрь» установленная 55 лет назад в 1968 г. перед зданием Большого концертного зала «Октябрьский».
Скульптура этого программного произведения, которое называлось «Октябрьская революция» выполнена Матвеевым в 1927 году для московской выставки «10 лет Октября». Тему революции автор раскрыл в трех обнаженных мужских фигурах: Рабочего, Крестьянина и Красноармейца, образы которых убедительны в своей гармонии. «В центре фигура рабочего с молотом, как главная движущая сила молодого Советского государства. Справа от него мощная, спокойная фигура крестьянина, держащая в руках шар — аллегорию земли». Слева фигура красноармейца в будёновке, в скрытой динамике которого готовность к бою на защиту этого союза. В характере обработки поверхности, в использовании атрибутов и композиции чувствуется дух времени.
Это произведение отличают благородная простота, высокое спокойствие, где за внешней статикой скрыта сила и мощь. Скульптура создана всего за три месяца. Но затем, выполненная из временного материала скульптура начала разрушаться. Было решено передать её для дальнейшего хранения в Русский музей.
При подготовке празднования 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции городские власти постановили сделать отливку этой скульптурной группы в бронзе. Выбор места установки перед новым грандиозным концертным залом обусловлен тематически. С 1968 г. скульптурная группа «Октябрь» стала музейным предметом коллекции «Памятники города» Государственного музея городской скульптуры.
Учитель продолжается в своих учениках. О «матвеевской школе», особом творческом направлении в отечественном искусстве, написано много. А.Т. Матвеев преподавал в Академии художеств с 1918 г. до конца 1940-х, воспитав не одно поколение скульпторов.
На доме 23 по набережной Лейтенанта Шмидта, где жил А.Т. Матвеев, в 1989 году установлена мемориальная доска, также ставшая музейным предметом ГМГС. Портрет учителя выполнил его ученик, замечательный скульптор А.М. Игнатьев.
Выпускником мастерской А.Т. Матвеева был и Александр Николаевич Черницкий (1918-2010). Он начал учёбу в мастерской Матвеева минуя подготовительные классы. За время обучения А.Черницкий усвоил основные принципы пластики своего мастера. Известные слова Матвеева: «Лепите от общего к частному и от частности к общему одновременно» стали творческим кредо для многих.
А.Н. Черницкий необычный, непохожий на других скульптор, художник большой индивидуальности, с ярким творческим почерком, особенно явным во второй половине жизни. Являясь, как все ученики Матвеева, монументалистом по сути, Черницкий работал и в станковой скульптуре. Его работам свойственны лаконизм, обобщённость формы, превосходное чувство материала. Одинаково успешно скульптор работал и в бронзе, и в камне, создавал памятники и декоративную скульптуру, как в Ленинграде-Петербурге, так и по всей стране.
О портрете Д.Д. Шостаковича, который стал дипломной работой А.Черницкого, мы уже писали. Во время учёбы у Матвеева, в 30-е гг. будущий скульптор познакомился с композитором, надеясь выполнить его портрет. Но Шостакович позировать отказался, Черницкий предполагал, что он смущался таким вниманием, поэтому приглашал скульптора бывать на своих выступлениях, чтобы тот мог «наблюдать натуру». Впоследствии скульптор вспоминал, что им были выполнены «…фигура и голова в натуральную величину в глине… я непосредственно общался с композитором в его квартире, консерватории, филармонии и даже на стадионе, где [мы] вместе смотрели футбол».
Из этих натурных наблюдений родились авторские портреты Шостаковича, хранящиеся в фондах ряда музеев, в том числе в нашем.
К 90-летию Д.Д. Шостаковича ему установили памятник по авторской модели А.Н. Черницкого, бронзовый портретный бюст на высоком гранитном постаменте. Памятник открыт 26 сентября 1997 г. у дома 37 по Большой Пушкарской улице, где композитор жил в предвоенные годы. Это выразительное и достойное произведение музейного собрания.
Важное место в творчестве А.Н. Черницкого занимает женский образ и тема детства. Вообще, скульптора интересовал человек, как часть природы и времени, его проникнутое гуманизмом творчество оптимистично по сути. Это нашло воплощение в целом ряде произведений декоративного характера, пленэрной скульптуры. К их числу относится и наш музейный экспонат, двухфигурная скульптурная группа «Дети» из Александровского парка, установленная в начале 1970-х. Скульптура вырублена из светло-серого гранита, представляет собой фигуры двух девочек, одетых в зимнюю одежду: пальто и шапочки. Перед старшей стоит младшая, руки опущены, позы спокойны — автор сумел передать настроение и характер героев.
Гармонично вписаны в парковый пейзаж у Муринского ручья скульптуры А.Н. Черницкого. Среди них лиричная работа «Восходящее солнце», этюд к которой 1961 г. находится в собрании скульптуры ГМГС.
Имена А.Т. Матвеева и А.Н. Черницкого занимают важное место в русской скульптуре. Эти мастера, каждый по-своему посвятили своё творчество поиску идеала, сочетающего в себе красоту духа и совершенство формы.
По материалам архива ГМГС
Е.В. Шудрова, старший научный сотрудник Отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда открытки