К 85-летию со дня рождения художника
В апреле 2022 года исполняется 85 лет со дня рождения талантливого ленинградского-петербургского архитектора, художника, графика, мастера офорта, заслуженного деятеля искусств, доктора архитектуры А.А.Гавричкова (1937-2003).
Алексей Алексеевич родился 22 апреля 1937 года в Москве в семье преподавателя Военного института физкультуры. Вскоре семья переехала в Ленинград. Его путь в изобразительное искусство был вполне органичен. В 1955 году Гавричков после окончания средней школы и «целенаправленных занятий» в художественных кружках и студии под руководством Г.Я.Длугача поступил на архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. После его окончания в 1961 г. получив профессию архитектора-художника работал в Институтах Ленпроект и Гидроруда.
В 1965 году А.А.Гавричков окончил аспирантуру, вступил в Союз архитекторов. Он автор проектов Чесменского воинского кладбища, парка вокруг Пискаревского мемориального кладбища, генерального плана Нового Петергофа.
Художественным творчеством начал активно заниматься с 1970 года. С этого же времени принимал участие в выставках. В 1979 году был принят в Союз художников. Преподавал на архитектурном факультете Института им. И.Е.Репина.
На его формирование, как художника, оказали большое влияние уже упоминаемый Г.Я.Длугач и А.К.Барутчев – профессор Института, талантливый архитектор-художник, человек чрезвычайно высркой культуры и образованности. Именно они не только привили профессиональные знания и навыки, но и научили своего ученика любить и понимать мировое изобразительное искусство. Общение с такими людьми, безусловно, наложило отпечаток на творчество Алексея Гавричкова, помогло в постижении тонкостей архитектурной графики, графического искусства, в частности, офорта и сухой иглы (травленый штрих) – в чем ему мало равных среди современных художников. Следует заметить, что в этой изысканной технике виртуозно творили старые западно-европейские мастера.
Произведения этого мастера отличает внимательное и чуткое отношение «к старине, к архитектурным памятникам и их деталям, будь то классическая площадь старого Петербурга, узорчатый дом в Лампово или монументальная декоративность скульптуры мавров в Венеции».
Художник всегда любил работать сериями, так в нашей коллекции хранятся работы из нескольких циклов офортов: «Александро-Невская лавра» (1979), «Парки Ленинграда» (1987), Залы Эрмитажа» (1989-1990). Филигранно тонкие и виртуозные по исполнению офорты входят в серию «Решетки Ленинграда». Они великолепно передают ажурное кружево оград сада у Румянцевского обелиска, Шереметевского дворца, Спаса на Крови, архитектурные особенности Зимнего дворца с его барочной витиеватостью…
«Каждый офорт Алексея Гаричкова можно рассматривать долго, можно бродить в них, разглядывая причудливое плетение узоров, которые складываются внутри четко построенной композиции».
Творчество художника поражает своим взаимопроникновением, слиянием реального и вымысла, богатой фантазии и точной детальной передачи, неожиданностью композиционных решений и ракурсов. Часто автор любуется каким-то интересным фрагментом, яркой, точно найденной деталью и с большим изяществом и трепетом передает свои чувства и ощущения зрителям. При всем лаконизме, ясности, четкости композиционного строя, художественный строй его произведений отличает изысканность, прозрачность и тонкий лиризм «Литейный мост», «Казанский собор», «Шуваловский парк».
Глядя на офорты А.Гавричкова мы чувствуем, как художник трепетно относится к своему любимому городу, его удивительным рекам, каналам, мостам, оградам, широким площадям, полным гармонии архитектурным ансамблям.
Часто художник на своих офортах оставляет белые пятна нетронутого пространства листа и умело сочетает с тонким, полупрозрачным, тающим штрихом. Этим приемом автор передает и великолепие памятников архитектуры и мерцающую поверхность воды рек и каналов и удивительную свето-воздушную атмосферу города, едва уловимое состояние раннего утра или вечерних сумерек.
Как архитектору А.Гавричкову присуще безупречное чувство пространства, которое позволяло ему всегда добиваться полной и точной связи, гармонии архитектуры, скульптурных памятников с окружающей средой.
Алексей Алексеевич на протяжении всей жизни оставался верен технике офорта и все эти замечательные листы из нашей коллекции исполнены все в той же любимой художником технике.
Ирина Лермонтова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики