Мастер офорта Алексей Гавричков

К 85-летию со дня рождения художника

В апреле 2022 года исполняется 85 лет со дня рождения талантливого ленинградского-петербургского архитектора, художника, графика, мастера офорта, заслуженного деятеля искусств, доктора архитектуры А.А.Гавричкова (1937-2003).

Алексей Алексеевич   родился 22 апреля  1937 года в  Москве в семье преподавателя  Военного института физкультуры. Вскоре семья переехала в Ленинград. Его путь в изобразительное искусство был вполне органичен. В 1955 году Гавричков   после окончания средней школы и «целенаправленных занятий» в художественных кружках и студии под руководством Г.Я.Длугача поступил на  архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. После его окончания в 1961 г. получив профессию архитектора-художника работал в Институтах Ленпроект и Гидроруда.

В 1965 году А.А.Гавричков окончил аспирантуру, вступил в Союз архитекторов. Он автор проектов Чесменского воинского кладбища, парка вокруг Пискаревского мемориального кладбища,  генерального  плана Нового Петергофа.  

 Художественным творчеством начал активно заниматься с 1970 года. С этого же времени принимал участие в выставках.  В 1979 году был принят в Союз художников.  Преподавал на архитектурном факультете Института им. И.Е.Репина. 

На его формирование, как художника,  оказали большое влияние  уже упоминаемый   Г.Я.Длугач и А.К.Барутчев – профессор Института, талантливый архитектор-художник, человек чрезвычайно высркой культуры и образованности.  Именно они не только  привили профессиональные знания и навыки, но и научили своего ученика любить и понимать мировое изобразительное искусство. Общение с такими людьми, безусловно,  наложило  отпечаток на творчество Алексея Гавричкова, помогло в постижении тонкостей архитектурной графики, графического искусства, в  частности,  офорта и сухой иглы  (травленый штрих) – в чем ему мало равных среди  современных художников.  Следует заметить, что в этой изысканной технике  виртуозно творили старые  западно-европейские мастера.

Произведения этого мастера отличает внимательное и чуткое отношение «к старине, к архитектурным памятникам и их деталям, будь то классическая площадь старого Петербурга, узорчатый дом в Лампово или монументальная декоративность скульптуры мавров в Венеции». 

Художник всегда любил работать  сериями, так в нашей коллекции хранятся  работы из нескольких циклов офортов: «Александро-Невская лавра» (1979), «Парки Ленинграда» (1987),  Залы Эрмитажа» (1989-1990).  Филигранно тонкие и виртуозные по исполнению офорты входят в серию «Решетки Ленинграда». Они великолепно передают ажурное кружево оград сада у Румянцевского обелиска, Шереметевского дворца, Спаса на Крови,  архитектурные особенности Зимнего дворца с его барочной витиеватостью…

«Каждый офорт Алексея Гаричкова можно рассматривать долго, можно бродить в них, разглядывая причудливое плетение узоров, которые складываются внутри четко построенной композиции».

Творчество художника поражает своим взаимопроникновением, слиянием  реального и вымысла, богатой фантазии и точной детальной передачи, неожиданностью композиционных  решений и ракурсов. Часто автор любуется каким-то интересным фрагментом, яркой, точно найденной деталью и с большим изяществом и трепетом передает свои чувства и ощущения зрителям. При всем лаконизме, ясности, четкости композиционного строя, художественный строй его произведений отличает изысканность, прозрачность и тонкий лиризм «Литейный мост», «Казанский собор», «Шуваловский парк». 

Глядя на офорты А.Гавричкова мы чувствуем, как  художник трепетно  относится  к  своему  любимому городу, его удивительным рекам, каналам,  мостам, оградам,  широким площадям,  полным гармонии  архитектурным ансамблям.

Часто художник на своих офортах оставляет белые пятна нетронутого пространства листа и умело сочетает с тонким, полупрозрачным, тающим штрихом. Этим приемом  автор передает и  великолепие памятников  архитектуры и  мерцающую  поверхность воды  рек и каналов и удивительную свето-воздушную атмосферу города,  едва уловимое  состояние раннего утра или вечерних сумерек.

Как архитектору А.Гавричкову присуще безупречное чувство пространства, которое позволяло ему всегда добиваться полной и точной связи, гармонии архитектуры,  скульптурных памятников с  окружающей средой.

Алексей Алексеевич на протяжении всей жизни оставался верен технике офорта и все эти замечательные листы из нашей коллекции исполнены все в той же любимой художником технике.

Ирина Лермонтова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики

©ГМГС, 2022

    

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: