Петербург А.П.Остроумовой-Лебедевой. К 150-летию со дня рождения художницы

К замечательному юбилею выдающегося мастера гравюры на дереве А.П. Остроумовой-Лебедевой мы подготовили небольшую видеовыставку произведений, хранящихся в коллекции Музея городской скульптуры.

Анна Петровна родилась 5/17 мая 1871 года в Петербурге в семье обер-прокурора св. Синода, впоследствии сенатора, тайного советника Петра Ивановича Остроумова и Марии Клементьевны, урожд. Чехович.   С 14 лет занималась в вечерних рисовальных классах при Училище Штиглица. После окончания Литейной гимназии в 1889 г. поступает в гравировальный класс этого Училища под руководством В. Матэ. С 1892 г. продолжает обучение  в Академии художеств, где среди ее учителей были В. Матэ,   И. Репин, П. Чистяков.      

Растущий интерес к искусству западно-европейской гравюры заставляет ее прервать обучение в Академии и в 1898 г. она уезжает в Париж, работая там под руководством Джеймса Уистлера.  Вернувшись в Петербург молодая художница дебютировала со своими гравюрами  на выставке «Мира искусства» в 1900.  В это же время по заказу С. П. Дягилева она  создает десять черно-белых гравюр  видов Петербурга для журнала с одноименным названием.   В процессе работы над этой серией складывается ее особая система гравирования. В начале – зарисовки с натуры, затем

рисунок обобщается, отбрасываются лишние детали, подчеркивается главное, характерное, композиция окончательно дорабатывается в ходе гравирования.  Наиболее удачная в этой серии гравюра из нашего собрания – «Новая Голландия». В ней найдены свой стиль, пластический язык, лаконизм композиционного построения.

Следующий цикл петербургских пейзажей занимает центральное место не только в  дореволюционном периоде, но и в ее творчестве в целом. Художник не переставала любоваться   торжественным, поэтичным и всегда пленительным городом и это вылилось  в стройную  систему, которую  можно назвать ярким индивидуальным  стилем этого мастера.  «Образ родного города был близок и ясен моему художественному восприятию» – отмечала Анна Петровна. Поэтическое изображение города, умение увидеть «самую душу этого пленительно-неповторимого города»  всегда отличают ее лучшие  гравюры. О своем пристрастии художник пишет так: «Я без конца бродила по городу… безудержно, со страстью рисовала…».

Стремление художника к обобщению, целостности и завершенности формы нашло отражение в одной из лучших серий «Петербург», состоящей из одиннадцати цветных гравюр на дереве (1908-1910).

Творение великих зодчих  предстает в этих произведениях в необычайно поэтичном образе. Это знаменитая Стрелка Васильевского острова, залитая  лучами  яркого солнца – «Нева сквозь колонны Биржи» – изображает  фрагмент портика  с мощной дорической колонной.  Лучшие качества, художественные приемы, присущие этому мастеру присутствуют  в этом листе:  смелое композиционное построение, уравновешенность, гармоничность колористического решения, выявление световоздушного пространства, далекой перспективы. Столь  же простая, ясная и гармоничная композиция отличает следующее произведение из этого цикла «Петербург.

Перспектива Невы»,  отражает выдающийся архитектурный ансамбль Тома де Томона. Неповторимую красоту Стрелке  придает игра яркого света и тени – густые, глубокие тени на первом плане  придают гравюре  особую выразительность. Тонкой неповторимой красотой, большой притягательной силой обладает  хорошо известная цветная ксилография  «Крюков канал». Столь притягательные для художников берега этой полной поэзии   водной артерии Петербурга, стройной колокольни Никольского собора  отражены в таинственном мерцании  белой ночи. Тишина, умиротворенность, разлитые  в светлом ночном воздухе  окутывают колокольню, мост, кроны деревьев по берегам канала, ложатся на  зеркальную гладь воды…   

В белоснежном зимнем убранстве, в приглушенном свете короткого зимнего дня перед нами предстает «Адмиралтейство под снегом». Не может не поразить блестящее умение мастера показать хорошо известные ансамбли в разное время года и суток, точно уловить и передать нужное состояние атмосферы. Еще одна цветная ксилография  из этой  серии  «Горный институт» динамично  и страстно  передает скульптурную композицию «Похищение Прозерпины»  на контрастном фоне молочно-белых, чуть розовеющих облаков и темно-серого неба.  Загадочные темные силуэты выделяются на фоне светлеющего облачного неба  на   почти монохромной  гравюре «Ростральная колонна и Таможня». Тонкий график Остроумова все более решительно отбрасывает все случайное, второстепенное в своих работах и приходит к мудрой простоте, четкости и ясности пластического языка.  Анна Петровна в  автобиографических записках точно и образно пишет о гравюре на дереве: «…я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения, ее немногословие и, благодаря этому, сугубую остроту и выразительность…».

«Летний сад и Кулибинский мостик»  изображает один из поэтичнейших уголков  Петербурга –фрагмент знаменитого петровского сада у Фонтанки с фельтоновской оградой, мостиком на фоне чистого светлого неба  с силуэтом Петропавловской крепости.

Внимание художника часто было сосредоточено на водных артериях  многочисленных петербургских рек Невы, Фонтанки, Крюкова канала. Пожалуй, один из самых поэтичных листов этой серии  «Екатерининский канал»,  с отражающимися на  глади воды домами и деревьями.  

В 1912 году Остроумова-Лебедева выполняет черно-белую серию гравюр к путеводителю по Петербургу В. Я. Курбатова. В небольших по размеру гравюрах, исполненных предельно лаконичными изобразительными средствами, образ города передан столь же выразительно и поэтично, как и в предыдущей сюите. «Если просмотреть эти гравюры, то станет ясно, что меня больше всего привлекали места, связанные с водой, Нева, набережные, каналы, мосты. Мне очень нравилось сочетание воды, неба и построек. Небо и здания отражались в воде, двоились, переливались. И по воде плыли облака»: «Петербург. Вид на Биржу», «Львы и крепость», «Грифоны», «Светильник и сфинкс», «Сфинкс у Академии художеств», «Петр I и Академия Художеств». Здесь представлено   несколько  гравюр к этому известному художественно-историческому очерку.

Цикл, состоящий из восьми гравюр для книги  Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» художник создает в 1920 году.  Как и в предыдущей серии эти небольшие произведения, несомненно, выходят за рамки лишь книжных иллюстраций и в своем подавляющем большинстве представляют собой самостоятельные станковые гравюры, с теми же неизменными и полюбившимися автору сюжетами и мотивами: «Вид на Биржу», «Горный институт»,  «Новая Голландия». На нашей выставке из этой серии можно увидеть черно-белую гравюру «Суворовская площадь» с  монументом прославленному полководцу.

Для альбома «Петербург» со вступительной статьей А. Бенуа в 1922 году Остроумовой-Лебедевой созданы 12 автолитографий. Большинство листов этой сюиты, такие как «Биржа» – панорамный вид на Стрелку Васильевского острова  с Ростральными колоннами и Неву от Дворцовой набережной, «Академия художеств» и пристань со Сфинксами у Невы – исполнены в традиционной манере с классической композицией начала XIX века. В них присутствует характерная панорамность обзора, дающая возможность показать широкие просторы Невы, ансамбли на ее набережных.  На видеовыставке мы увидели  наиболее интересные, значительные серии гравюр на дереве, литографии с видами Петербурга-Ленинграда, созданные  этим выдающимся мастером гравюры первой половины ХХ века.    

Ирина Лермонтова, хранитель фонда Графики
©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: