Мемориальный портрет в собрании Государственного музея городской скульптуры

Представляем Вашему вниманию небольшую выставку из фондов Государственного музея городской скульптуры. Вы увидите изображения 30 скульптурных портретов XVIII-XX вв. представителей привилегированных слоёв общества (дворян, купцов, придворной знати), военачальников, а также деятелей культуры и искусства. Оригиналы этих портретов можно видеть на памятниках музейных Некрополей, Благовещенской и Лазаревской усыпальниц, на экспозиции «Знаки памяти». Всего же коллекция музея насчитывает более 100 произведений, принадлежащих жанру мемориального портрета.

Развитие этого жанра протекало в русле тенденций русского искусства.

Расцвет мемориальной скульптуры совпал с эпохой классицизма. Начиная с 1780-х гг., до заката классицизма в 1830-е гг. в петербургском некрополе появилось множество скульптурных памятников, выполненных в мастерских самых известных ваятелей классицизма: И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева, М. И. Козловского, В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина. Портретная мемориальная скульптура классицизма сочетает в себе стремление к узнаваемости и конкретности черт с необходимым требованием придать образу возвышенность и отрешенность от земной суеты, неуместной в надгробии.

С 1830-х гг. скульптурный портрет, ставший неотъемлемой частью надгробия, все больше тяготеет  к реалистической трактовке образа. Стремление к портретному сходству заметно в бюсте актрисы николаевского времени В. Н. Асенковой (1841, ск. И. П. Витали).

Движение реализма в скульптуре вело к известным потерям: утрате чувства монументальности, невозможности гармонизации отдельных элементов скульптурной композиции. Вместе с тем, именно во 2-й половине XIX века жанр портретной скульптуры приобретает яркий психологизм, выразительность внутренней жизни. Портрет все чаще становится важным смысловым элементом надгробия. Иногда на памятнике устанавливают скульптурные портреты, выполненные еще при жизни, чаще барельефы и бюсты изготавливались по фотографии второстепенными мастерами. Диапазон мемориального портрета в музейном Некрополе достаточно широк: от психологически убедительного образа Ф. М. Достоевского работы Н. А. Лаверецкого (1883 г.) до формального бюста П. И. Чайковского, выполненного П. П. Каменским (1897 г.) без попытки проникновения в богатый и сложный внутренний мир великого композитора.

В начале XX века стилистика модерна, с его влечением к недосказанности и символичности образа отразилась в некоторых известных надгробиях того времени, среди которых шедевр русской мемориальной скульптуры – памятник легендарной актрисе В. Ф. Комиссаржевской (1915, ск. М. Л. Диллон).

В советский период портретная скульптура продолжала определять облик многих надгробий, посвященных государственным деятелям и работникам искусства. В 1937 г. был создан музейный Некрополь мастеров искусств, где рядом с выдающимися мастерами прошлого хоронили некоторых известных советских артистов. Продолжатель классической линии в русской монументальной скульптуре М. К. Аникушин изваял в бронзе портреты корифеев Александринского театра (Академического театра драмы им. А. С. Пушкина) Ю. М. Юрьева и Н. К. Черкасова.

Александр Алексеев, Дарья Залешина

©ГМГС, 2020

Пояснительный текст к галереям

no images were found

no images were found

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: