Наши выставочные проекты. История. «Лев, сова и мыльный камень» в Мастерской Аникушина

Как перенести город в музей, как разговорить скульптуру на фасадах и как собрать успешную выставку почти без экспонатов – рассуждаем на примере игровой семейной выставки «Лев, сова и мыльный камень» (Легкомысленная выставка со сложной историей).

Выставка, о которой пойдет речь, проходила в «Мастерской Аникушина» с декабря 2017 г. по ноябрь 2018 г. Она была посвящена петербургским домам и декоративной скульптуре, размещенной на их фасадах: совам и драконам, грифонам и львам, павлинам и невиданным рыбам. Где в Петербурге выстроились в ряд целых 14 сфинксов? За что Атлант был осужден держать небесный свод? Каков на ощупь мыльный камень? Мы предложили посетителям перейти с городом «на ты», разглядеть внимательнее дома, мимо которых мы ходим каждый день, услышать их истории и придумать свои.

Для всей нашей команды эта выставка стала одной из самых сложных в подготовке: сначала мы бесконечно долго не могли определиться с идеей, целями, художественным решением и смысловым наполнением, а потом нам казалось, что мы ни за что не успеем сделать в срок все то, что задумали. Тем не менее, «Лев, сова и мыльный камень» стала одной из самых успешных выставок с точки зрения итоговой концепции и ее реализации. Я постараюсь рассказать о тех проблемах, с которыми мы столкнулись в ходе подготовки, и о том, какие решения мы находили.

Проблема 1. Нет экспонатов

Музей городской скульптуры, филиалом которого является «Мастерская Аникушина», часто называют музеем под открытым небом: в его ведении находятся не только предметы в музейных фондах, но также памятники и скульптуры на улицах и площадях. Мы решили посвятить выставку одному из самых распространенных видов городской скульптуры — декоративным рельефам и фигурам с фасадов домов. Но сложность заключалась в том, что все наши герои «обитают» в городе, и нам нечего было предъявить посетителям на выставке.

Тогда было решено создать в «Мастерской» свою версию городского пространства, перемешав реальность с фантазией и добавив художественных домыслов. Мы отобрали несколько зданий, которые показались нам наиболее интересными с точки зрения скульптурного оформления. Художник Ринат Хабиров творчески переработал фасады, собрав вместе элементы 9 домов, а команда скульпторов повторила его рисунки в объеме, вручную изготовив десятки рельефов. В итоге посетители могли передвигаться вдоль фасада, как бы постепенно поднимаясь от первого этажа к крыше.

Несмотря на довольно вольную интерпретацию материала, нам было важно сохранить достоверность и подчеркнуть связь представленных арт-объектов с городом. Все скульптуры, макеты которых были сделаны для выставки, имели реальную «прописку»: рядом с ними был указан настоящий адрес, а дома были нанесены на карту, которую посетители могли забрать с собой и найти героев выставки в их естественной среде обитания.

Когда концепция выставки уже была готова, у нас все-таки появились два «настоящих» экспоната: реставратор Павел Игнатьев любезно предоставил нам мастер-модель фигуры сфинкса, которая использовалась при реставрации фасада одного из домов на Петроградской стороне, и пластилиновый эскиз статуи совы, которую он восстанавливал на крыше здания на Садовой ул. Эти предметы заняли достойное место в выставочном зале.

Проблема 2. Слишком много тем и информации

С одной стороны, выбранная тематика позволяла по-новому раскрыть профильные темы музея (реставрация, скульптурные материалы, мифологические сюжеты), а также обратиться к новым для нас темам (архитектура, краеведение, назначение скульптурных элементов). С другой стороны, они были настолько обширны и многообразны, что мы боялись просто утонуть в информационном потоке и заодно утопить наших посетителей. Кроме того, далеко не во всех темах, которые нам хотелось затронуть, мы являлись экспертами.

После долгих обсуждений нам удалось сформулировать цель выставки, и это помогло выбрать подход к подаче информации. Целью было побудить посетителей разглядывать здания и скульптуру на них, воспринимать город как дружелюбное и творческое пространство. Поэтому во время подготовки выставки был в шутку изобретен жанр – выставка-комикс. Он подчеркивает основные принципы, которыми мы руководствовались: избегание наукообразности и излишней академичности, ироничные и неформальные сопроводительные тексты, свободное обращение с художественным материалом. Мы стремились не дать посетителям полную энциклопедическую справку, а поделиться тем, что нас самих удивило или восхитило. Таким образом, музей занимает позицию не всезнающего ментора, а друга и соучастника.

Выставка-комикс представляет не последовательный нарратив, а художественное пространство, которое посетитель может исследовать, самостоятельно искать ответы или формулировать новые вопросы. Одной из особенностей выставки стало почти полное отсутствие привычного этикетажа: все сопроводительные тексты сами стали своего рода экспонатами. Например, мы подготовили короткие «досье», чтобы отличить греческого сфинкса от египетского и французского, спрятали интересные факты про дома за дверцами, нарисовали комиксы про историю восстановления скульптуры на крыше и про то, как в эпоху модерна совы вытеснили львов с фасадов.

Проблема 3. Рассказать доступно и интересно

Нашей задачей было позволить скульптурным существам на выставке обрести голос и показать свой характер. Поэтому вместо справочных текстов мы создали зоны, где скульптуры будто бы оживают и сами рассказывают истории.

Одной из таких зон стал «Птичий баттл»: посетители могут на электронном планшете прочесть оживленную переписку двух птиц с Невского пр. и со Стремянной ул. Каждая птица расхваливает свой дом, споря, чей архитектор талантливее, чьи гости именитее и чей фасад красивее. Этот спор зарифмован в формате рэп-баттла, а в конце посетители могут проголосовать за одного из оппонентов.

Другая зона — рассказы городских маскаронов. Мы подумали, что маскароны очень любят сплетничать: ведь со своих мест они видят все, что творится перед домом, и хорошо осведомлены о жильцах и их гостях. Сплетни, рассказанные маскаронами, можно было послушать в наушниках рядом с их изображениями. Но так как нашим маскаронам уже больше ста лет, какие-то факты они путают, а иногда и просто привирают: Медуза-горгона якобы знает, кто виновен в злосчастной дуэли Пушкина, театральная маска утверждает, что Герберт Уэллс приехал в гости к писателю Максиму Кислому на метро, а льву на месте Лиговского проспекта мерещится река. Посетителям предлагалось угадать, что из историй правда, а что — вымысел. Здесь же можно было проверить себя и прочитать комментарии и разъяснения.

В нескольких зонах мы использовали комиксы. Один из них был о том, как скульптор-реставратор Павел Игнатьев восстанавливал с нуля фигуру совы на крыше. На картинках почти не было текста: мы могли проследить, как скульптор идет в зоопарк, читает рыцарские романы, гуляет по средневековому городу — и всюду находит вдохновение. В итоге у него получается эскиз, объемный вариант которого можно было рассмотреть здесь же.

Проблема 4. Расшевелить посетителей

Часто в музеях посетители только смотрят экспонаты и читают сопроводительные тексты. Мы хотели задействовать кинетический канал восприятия, чтобы выставку осматривали не только глазами, но и руками, и всем телом.

Мы подготовили два вида скульптурных пазлов. Один был представлен в виде кубов: их части можно было вращать и на каждой грани подбирать подходящее изображение. В другом месте можно было сложить фигуры птиц, охраняющие дверные порталы: детали пазла крепились к стене магнитами, что позволило работать в вертикальной плоскости. Пазлы были изготовлены в той же технике, что и другие скульптуры на выставке: таким образом посетители как бы сами достраивали выставочное пространство. Они были разной степени сложности и были интересны как маленьким детям, так и взрослым.

Изучить скульптурные материалы можно было, повертев их в руках. Здесь мы наглядно показывали преимущества и недостатки разных материалов: гранит очень тяжелый, зато прочный, гипс позволяет создавать фигуры самых причудливых форм, но легко крошится, а мыльный камень прост в обработке и достаточно крепок — потому и полюбился архитекторам эпохи модерна.

Рядом с рассказом о возвращении фигур сов на крышу можно было не только рассмотреть маленький эскиз скульптора, но и вообразить себе итоговую фигуру ростом 180 см. В этом помогал «совиный ростомер»: посетители могли встать к стенке и помериться ростом с совой.

Наконец, на выставке появился кусочек петербургской крыши: по ней можно было бегать, скатываться или просто валяться, разглядывая звезды в высоком небе (или лампы на потолке).

Проблема 5. Сделать посетителя соучастником

Мы стремились, чтобы посетитель включился в предложенную нами игру и потом, уже за пределами музея, продолжил играть с городом и исследовать его.

Так, можно было не только послушать истории, рассказанные маскаронами, но и посмотреть на город их глазами. Посетители могли оказаться «внутри» фасада и узнать, что видят маскароны: для этого в стену были вшиты экраны с видеороликами, специально снятыми с высоты 2-3 этажа. Эти видео можно было сопоставить с аудиорассказами и вычислить, какое видео к какому маскарону относится.

Известно, что в древнегреческих мифах сфинкс загадывал путникам загадку и душил тех, кто не мог дать ответ. Сфинкс, появившийся на выставке, тоже любит вопросы (хотя и менее кровожаден, чем его предок). Посетители могли пройти викторину на планшете, посвященную крылатым существам на фасадах и крышах, и узнать, где в Петербурге встречаются павлины и летучие мыши. Этот прием позволил нам включить дополнительный интересный материал по теме, но не перегрузить выставку.

В одной из зон мы рассказывали миф про Атланта: он возглавил восстание против Зевса и за неповиновение был осужден вечно держать небосклон. Здесь же мы предлагали посетителям вглядеться в изображения других существ, держащих на своих плечах колонны, балконы и портики, и придумать, чем они провинились. Свои варианты ответов можно было написать в «Книгу жалоб».

Итого

В итоге получилась выставка, которая благодаря нестандартной подаче информации и игровым элементам считывается на разных уровнях и интересна разным аудиториям: детям и взрослым, неподготовленным посетителям и профессионалам, тем, кто хочет просто приятно провести время с друзьями или семьей, и тем, кто хочет углубиться в тему.

Выставка «Лев, сова и мыльный камень» стала многокомпонентным сделанным вручную арт-объектом, а каждый из ее элементов, будь то созданная для проекта скульптура, видеоролики, аудиозаписи, рифмованный «птичий баттл», рисованные комиксы или архитектурные конструкции фасадов, являлся отдельным художественным произведением.

Для нас работа над этой выставкой стала своего рода челленджем, который расширил наши преставления о собственных возможностях и о том, какой может быть современная музейная выставка. В то же время мы убедились, что залогом успеха является командная работа (в финальном монтаже приняли участие абсолютно все сотрудники, а также множество волонтеров и друзей музея), отсутствие претензии на Истинное Знание и готовность играть (и чуть-чуть хулиганить).

Текст: Юлия Мачевская, зав филиалом

Фотографии: Марина Белова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: