«Окна в белых бумажных крестах» . Графика из собрания музея

Посвящается снятию блокады Ленинграда.

К 27 января 1944 года жители осажденного города шли долгие 872 дня, вместившие в себя бомбежки, голод, холод, лишения, страдания, смерти …  Ленинградцы проявили беспримерное мужество, героизм, готовность к каждодневному подвигу и самоотверженность. 

Этот незабываемый день, эти события нашли яркое отражение в  произведениях, посвященных блокадному Ленинграду, хранящихся в графической коллекции музея.

Среди них особое место занимают работы, запечатлевшие спасение от бомбежек и разрушений памятников города и некрополей, их укрытие надежными защитными сооружениями в начале войны, а после снятия блокады их раскрытие, возвращение на свои исторические места. Многие художник были непосредственными участниками, свидетелями этих событий. Графическим работам известного графика, блестящего рисовальщика и плакатиста И.С. Астапова в музейном собрании принадлежит одно из центральных мест. Наиболее широко известна его серия «Военный и послевоенный Ленинград» (1943–1947). На литографиях мастера запечатлены укрытые деревянными щитами, досками и мешками с песком монумент Петру I на пл. Декабристов, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, Сфинксы перед Академией художеств, памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала. Его произведения могут служить подтверждением того, что не были укрыты монументы А.В. Суворову, М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли и Екатерине II.

Исторический момент по возвращению на постамент, отрытой из земли бронзовой конной статуи Петра Великого нашел отражение на рисунках А.К. Барутчева (монумент был закопан на Кленовой аллее), установку скульптур Диоскуров на устои ворот Конногвардейских  казарм.

Работа по укрытию не только городских монументов, но и памятников музейных некрополей также запечатлена в произведениях Барутчева. Большой иконографический интерес представляет уникальный рисунок, изображающий раскрытие, «освобождение» от кирпичной стены, закрывающей надгробие графа Н.И. Панина в Благовещенской усыпальнице.Город военной поры нашел отклик в творчестве А.Ф. Пахомова, А.И. Харшака,   В.М. Судакова, А.Л. Каплана, Н.Н. Новосельской. К наиболее пронзительным произведениям, посвященным блокадному городу, принадлежат литографии А.Ф. Пахомова: «Салют 27 января 1944 года», «Подруги». Глубокими чувствами человеческих переживаний и страданий наполнены офорты А.И. Харшака «Ленинградки», «Раненый ребенок». Живой отклик в душах людей рождают и столь же выразительные графические листы В.М. Судакова «Октябрь 1941», «На Петроградской. Декабрь 1941». Каким драматизмом наполнены его рисунки, запечатлевшие остовы разрушенных зданий на Петроградской стороне в страшную зиму 1941-1942 годов.

А.Л. Каплан изображает город, постепенно переходящий к мирной повседневной жизни «Ремонт троллейбусных проводов», «Восстановление дома», «Варят асфальт». Блокадная тема нашла глубокий отголосок в творчестве талантливого ленинградского графика Н.Н. Новосельской, которая была непосредственным участником и свидетелем этих событий. Что довелось пережить и перечувствовать художнику ясно из листов, наполненных большой эмоциональностью: «Так было», «Опять воздушная тревога», «Занятия продолжались»,  «С Невы»: «Я знаю все, я тоже там была, я ту же воду жгучую брала».Произведения С.Н. Спицына, В.А.Ветрогонского, Т.Н. Давид посвящены  военным памятникам, легендарной «Дороге жизни» — «Разорванное кольцо», «Лемболовская твердыня» Спицына, «У памятника защитникам Ленинграда» Т.Н. Давид, «Пискаревское кладбище» Н.В. Сердюкова.

Все эти очень разные графические произведения объединяет не только тема блокады, войны но и исключительная достоверность, документальная точность, сопричастность их авторов к трагическим и в тоже время героическим событиям 74-летней давности. 

Ирина Лермонтова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: