Мастер ксилографии Нелли Львова. К 100-летию со дня рождения

В апреле 2023 исполняется 100 лет со дня рождения талантливого ленинградского художника, графика имя которой, к сожалению, известно лишь в определенных кругах, главным образом среди собратьев по графическому искусству, искусствоведов, а в основном, среди любителей экслибриса и книжной иллюстрации.
Нелли Андреевна родилась 8 апреля 1923 года. Сначала окончила подготовительные курсы при Академии художеств (ЛИЖСА им. И.Е.Репина). С 1952 года с большой любовью и самоотдачей начинает осваивать технику ксилографии под руководством Л.С.Хижинского. В 1958 году окончила Ленинградское отделение Московского полиграфического института. Училась у признанного мастера ксилографии Г.Д.Епифанова. Это окончательно определило ее дальнейшую творческую судьбу – основной и любимой техникой стала именно гравюра на дереве. О ее даровитости говорит и тот факт, что уже на следующий год (1959) она была принята в Союз художников. (Далее)

Будучи блестящим и тонким рисовальщиком она преподавала в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Н.А.Львова в совершенстве освоила технику офорта, но всегда возвращалась к гравюре на дереве. Следует отметить ее серьезную, полную любви и понимания специфики работу по иллюстрированию книг. Нелли Андреевна принадлежала к тем мастерам, которые воспринимали книгу, как «целостный художественный организм».

В коллекции графики нашего Музея хранится несколько ее работ, это небольшие станковые гравюры, разнообразные экслибрисы, а также иллюстрации. Созданные художником в 1960–1980 – годах графические миниатюры были напечатаны в альбоме-малютка «Экслибрисы Нелли Львовой», изданном Джоном Биггсом в 1985 г.

Затем в 1988 г. четыре ее очень разных книжных знака, вошли в миниатюрное, подарочное издание «Ленинград в экслибрисе». Многие ее графические миниатюры были представлены на знаковой выставке «Гравюра на дереве». Они дают достаточно полное представление и о мастерстве художника и ее творческой манере.

Наиболее ранняя ксилография в нашем собрании, исполненная Н. Львовой в 1960 году «Здание, где выступал Ленин», изображает дом находящийся на углу Суворовского проспекта и 2-й Советской (б. Рождественской) улицы, там выступал вождь в 1905 году.

В экслибрисе важна и его тема и особенно композиция и Львова мастерски ее разрабатывает. Влюбленная в свой город художник не мыслит себе книжного знака без близких ее сердцу архитектурных и скульптурных «примет», главных символов Ленинграда. Это ярко иллюстрируют экслибрис С.Самуйликовича, изображающий Александровскую колонну, фрагмент Сфинкса у Академии художеств, шпиль Адмиралтейства и книжный знак САА (Сидорова А.А.), запечатлевший Ростральную колонну и гранитный спуск Стрелки Васильевского острова. В экслибрисе академика И.Ф.Образцова – совмещены знаковые места обеих столиц: Спасская башня Кремля и Ростральная колонна у здания Биржи. Соединение этих мотивов символизирует важные вехи в жизни ученого в Москве и Ленинграде, а самолет – основной его труд – «исследование по теории прочности летательных аппаратов». Более свободная композиция и некоторая живописность штриха отличает экслибрис художника, посвященный известному архитектору Якову Николаевичу Лукину. В его книжном знаке нашли яркое воплощение круг его профессиональных интересов: архитектура и монументальная пластика.

В нашей коллекции представлены и ее иллюстрации – два шмутцтитула к книге «Поэты революционного народничества». Н.А.Морозов – видный деятель революционного движения, народоволец. Шлиссельбургская крепость напоминает о том, что он находился там в заключении. Г.А Лопатин – революционер, народник, переводчик «Капитала К.Маркса, был узником Петропавловской крепости.

Большого внимания заслуживают выразительные, полные динамизма, яростного движения гравюры Нелли Львовой, входящие в великолепный альбом «Современная ленинградская ксилография. 1969–1979» (Л.: «Художник РСФСР, 1980»). Составитель и автор вступительной статьи к нему И.Г.Мямлин писал: «…И монумент – Петр I на коне, и зимнее черное солнце, и склоненные знамена, и ряды восставших на Сенатской площади… и падающий граф Милорадович, сраженный выстрелом Каховского, – все это изображено на гравюре Н.А.Львовой «Bосстание декабристов» (1969). Эта ксилография весьма характерна для творчества, «почерка Львовой, склонной к живописной свободе штриха, неожиданности сочетаний разновременных эпизодов, к сопоставлению разнопространственных элементов при изображении сцены – реальной или созданной воображением поэта, книгу, которого она иллюстрирует».

Одно из самых пронзительных стихотворений Эдгара По «Ворон» вдохновило Н. Львову на создание иллюстрации к нему. В гравюре художник передает вслед за поэтом «и тревогу, и бурю за окном, и состояние крайней душевной неустойчивости…». Мы чувствуем и видим: «словно стонет за окном черный ветер, гнутся деревья…– и встревоженная черная птица села на античный бюст… все как будто взрогнуло, покосилось, накренилось…» – так ярко и образно передал свое впечатление от гравюры Игорь Гаврилович Мямлин. 

Мне посчастливилось быть не только знакомой с Н.А.Львовой, но она выполнила для меня два экслибриса, один из них помещен в упоминаемом выше миниатюрном альбоме «Ленинград в экслибрисе», отразив в нем мое увлечение городом и кинематографом (особенно французским и итальянским – об этом мы говорили с Нелли Андреевной) … По сути, это художественно исполненная, тонко начертанная монограмма: над буквой «Л» в виде киноленты помещен кораблик Адмиралтейства. Строгий и продуманный отбор деталей – привел в результате к изысканной графической миниатюре.

Экслибрисы этого замечательного мастера, несомненно, отличаются редкой изысканностью, изяществом, мягкостью линий, тончайшим штрихом. Можно смело утверждать, что миниатюрные графические работы Н.А.Львовой заняли достойное место в искусстве ленинградского экслибриса и иллюстрации.

Ирина Лермонтова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: