Памятники Петру I в открытках

В собрании памятников находятся несколько выдающихся монументов, посвящённых императору. Фонд открытки предлагает познакомиться с малой частью коллекции – фотооткрытками с изображением этих (и не только) памятников.

Первым монументом, прославляющим Петра Великого, стал Медный всадник, созданный Э.Фальконе и установленный в 1782 году. Его изображение появляется в отечественной открытке ещё в 1890-х годах, когда в России набирают популярность почтовые карточки — открытки. Наверное, этот монументальный образ самый до сих пор тиражируемый, всегда актуальный и интересный.

Излюбленный сюжет видовых открыток это городские памятники на площадях, набережных, в скверах и парках. В столице России не было недостатка в монументах, и среди них памятники Петру занимают не последнее место.

Всегда интересно наблюдать, как с течением времени меняется окружение наших памятников, их «антураж». Распространённым сюжетом для открытки стал и памятник Петру I перед Михайловским (Инженерным) замком. На одной из них можно увидеть, что около постамента стояли невысокие фонари и столбики ограждения с цепями, которое необходимо вернуть к памятнику, страдающему от непомерной антропогенной нагрузки. На открытке 1929 года хорошо видны трамвайные пути, проходившие вплотную к памятнику. Другая открытка, запечатлевшая этот монумент зимой, выпущена в 1944 году в блокадном Ленинграде. Интересно, что конной скульптуры к тому времени уже не было на постаменте, для сохранности её сняли и бережно укрыли в вырытом рядом котловане, а вернули на место только в 1945 году. На обороте указано, что этот снимок «из фототеки Музея гор. скульптуры». Можем предположить, что фотография сделана до войны сотрудниками нашего музея, созданного в 1939 году.

Две открытки со скульптурой императора из Кронштадта выпущены в наше время. Одна в 1980-м году, когда город был «закрытым». Немногие видели этот замечательный памятник работы скульптора Т.Жака, установленный в 1841 году в Петровском парке. Вторая выпущена музеем в 2015 году, в этот период появилась потребность печатать открытки самостоятельно. Снимок сделан сотрудником отдела памятников.

 И в 1903 году, когда отмечали двухсотлетие Санкт-Петербурга, и в 1909 году, в дни празднования юбилея Полтавской победы, в городе устанавливали памятники Петру I. Эти новые достопримечательности столицы также стали темой открытки. 27 июля 1909 года, в день празднования Полтавского триумфа Петра, напротив здания Сампсониевского собора открыли памятник Петру I, скульптура которого отлита по модели М.М. Антокольского. Памятник, простояв двадцать лет, был демонтирован в 1919 году, и в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, воссоздан. Два других юбилейных «Полтавских» монумента с Адмиралтейской набережной – «Царь-плотник» и «Пётр I, спасающий рыбаков», скульптурные группы которых выполнены скульптором Л.А. Бернштамом. Оба монумента неоднозначно оценивались современниками, и также были утрачены после революции. Памятник «Царь-плотник» вернулся в Петербург в 1996 году, как дар Нидерландов, ознаменовав этим 300-летие Российского флота и Великого посольства 1696 года. Второй монумент ждёт своего часа и нового места установки. На открытке издательства «Сад искусств» 2003 года скомбинированы два снимка: фотографа П.С. Радецкого (фото 1910 г.) и современного автора П.А. Афанасенко (2003 г.). Воспроизведение старой открытки в коллаже с современным снимком — удачный приём, дающий представление о метаморфозах этого исторического места.

В нашей подборке одна открытка с памятником-бюстом: портрет Петра I работы скульптора И.Я. Гинцбурга был установлен в 1911 году на Охте, перед Святодуховской церковью. Памятник и церковь утрачены в первые послереволюционные годы, а в 2003 г. на территории МО «Большая Охта» открыт новый памятник–бюст, выполненный скульптором В.И. Обуховым.

Быстро ставшая знаменитой скульптура М.М. Шемякина, памятник Петру I в Петропавловской крепости, издана в открытке 2008 года, выпущенной ГМИ СПб. Это один из самых обсуждаемых и противоречивых образов великого государя в отечественном искусстве.

Пётр Первый на открытках очень разный: и полководец, и император в блеске величия, и герой, спасающий людей, и «восковая персона». Авторы прошлого и нашего времени, запечатлев в бронзе свой взгляд на Петра I, создали ряд образов, портретов этой многогранной и противоречивой фигуры. Несмотря на различные, иногда полярные оценки современников, каждый из этих монументов стал отражением личности Петра Великого и символом своего времени. А открытки из собрания ГМГС помогают погрузиться в эпоху, изучая монументы в переменчивой городской среде.

Е.В. Шудрова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда открытки

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: