12 февраля 1881 года в Петербурге родилась гениальная русская балерина Анна Павлова. «Крылатый гений балетного искусства», так называл её критик и ценитель хореографического искусства Аким Волынский.
В коллекции Государственного музея городской скульптуры память о величайшей балерине XX века сохраняется в выразительном произведении искусства из белого мрамора на доме №5 по Итальянской улице.
Из нескольких петербургских адресов, по которым в разное время проживала Анна Павлова, для увековечивания памяти великой русской балерины был выбран дом №5 по Итальянской улице, на котором установлена мемориальная доска балерине.
Инициатором установки мемориальной доски стал Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Работа над проектом мемориальной доски продолжалась несколько лет. В конкурсе участвовало два творческих коллектива: архитекторы Т.Н. Милорадович и В.С. Васильковский представляли лаконичную шрифтовую доску, а скульптор В.И. Трояновский представлял объёмный эскиз в мягком материале (пластилин). На Художественной секции Градостроительного Совета при рассмотрении проектов было принято решение объединить работы двух коллективов, дополнив рельефом проект Т.Н. Милорадович. В апреле 2002 года на заседании художественной секции Главный художник Санкт-Петербурга И.Г. Уралов утвердил мемориальную доску Анне Павловой в материале.
Торжественное открытие мемориальной доски балерине состоялось 26 июня 2002 г. На мемориальной доске Анна Павлова увековечена в роли Шопенианы, героини одноименного балета. Очертания на белом с дымчатыми прожилками среднезернистом мраморе повторяют рисунок афиши, которая когда-то встречала парижских театралов, спешивших на бенефис русской балерины (летящий арабеск Павловой на афише увековечил художник Валентин Серов, к первым «Русским сезонам» в Париже в 1909 году). Темы «Шопенианы» — поиск недостижимого идеала, влекущая и ускользающая красота – теперь понятны даже тем прохожим по Итальянской улице, которые никогда не видели этот балет. Авторскому коллективу удалось передать в камне пластичность и мягкость форм, в цельности и точности движений создаётся впечатление полёта, свойственное балетному танцу.
Но не только по этому адресу могла появиться мемориальная доска Анне Павловой. В нашем городе с именем балерины связано несколько адресов.
В 1900 г., после 9 лет учебы в Петербургском театральном училище, Анна Павлова поселилась вместе с матерью в небольшой квартире в доме №3 по Коломенской улице. Это дом почетного гражданина Самсонова, построен в 1857 – 1859 годах. Дом сохранился до настоящего времени, но надстроен двумя этажами.
В 1901 г. Анна Павлова жила уже в доме №3 по Надеждинской улице (сейчас – ул. Маяковского). Участок этот принадлежал греческому посольству, но в 1900 году его купил купец М. М. Рянгин, и по проекту архитектора П. И. Гилева был построен дом, где в одной из квартир жила балерина. Здесь у неё появился телефон – № 3322 («Весь Петербург» на 1902 г.), этот номер сохранялся у неё при дальнейших переменах адреса.
Затем балерина переезжает в дом в стиле модерн по Большой Московской улице, 14 и угол Свечного переулка дом № 1 (жила здесь с 1902 г. до осени 1906 г., поступив в труппу Мариинского театра). Это дом потомственного почетного гражданина И. С. Платицына. Дом построен в конце XIX века, но в 1910-х годах был перестроен гражданским инженером Л. В. Котовым. Живя здесь, в 1904 г. Павлову переводят в разряд первых танцовщиц, а с 5 мая 1906 г. она — балерина Императорского Мариинского театра.
Дом по самому известному адресу балерины не сохранился. В 1906 г. Анна Павлова переселяется на новую просторную квартиру в угловом доме на углу Английского проспекта (теперь проспект Маклина) и Офицерской улицы (теперь улица Декабристов) №60/21 с танцевальным залом. В этом зале в декабре 1907 г. М.М. Фокин поставил для Павловой знаменитый танец-монолог «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса. «Дом-сказка», как его называли за необычность оформления, был построен в 1906 году по проекту архитектора А. А. Бернардацци. Здание отличалось особым своеобразием. Окна и балконы причудливой формы, угловая башня, которую поддерживает на крыльях птица Феникс, высеченная из камня скульптором К. К. Рауш-фон-Траубенбергом. Стены дома были облицованы природным камнем и майоликовыми панно, созданными предположительно по эскизам М. А. Врубеля. После пожара в 1942 г. здание разобрали и отстроили на старом фундаменте, без восстановления внешнего облика.
Дом №5 на Итальянской улице был последним адресом Анны Павловой в Санкт-Петербурге. По этому адресу, в 1910 году, балерина проживала в квартире своего будущего мужа Виктора Эмильевича Дандре, заместителя обер-прокурора 1 Департамента Правительственного Сената.
Здание по Итальянской улице №5, где установлена мемориальная доска, принадлежало римско-католической церкви Святой Екатерины Александрийской (Невский пр.,32-34) и служило жилым домом церкви. Проект его фасада был разработан архитектором К.И. Росси при перепланировке территории современной площади Искусств и утверждён 14 января 1835 года. Проект внутренней планировки дома составил в 1840 году архитектор П.П. Жако, осуществивший в начале 1840-х годов его строительство. Впоследствии здание не подвергалось существенным изменениям и сохранило до настоящего времени авторский фасад.
В 2017 г. в этом доме открыли единственный в Санкт-Петербурге музей известной балерины «Зеркальная комната Анны Павловой».
Россию, «Монахиня искусства», так называла себя сама Павлова, покинула в 1911 году и поселилась в Лондоне, где она жила до самой смерти.
По материалам архива ГМГС
©Вера Мануртдинова
©ГМГС, 2021