В 2020 году исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
По сведениям ЮНЕСКО Чайковский — самый исполняемый композитор в мире, каждую минуту в каком-нибудь уголке планеты звучит его музыка.
П. И. Чайковский родился 7 мая 1840 г. в городе Воткинске в семье горного инженера. Однако он не пошел по стопам отца, родители решили, что мальчик должен приобрести профессию юриста. В возрасте десяти лет Чайковский поступает в подготовительные классы Училища правоведения. Это престижное петербургское учебное заведение было основано в 1835 г. по приказу императора Николая I. Здесь готовили государственных чиновников для работы в суде. В стенах училища Чайковский провел 9 лет. Он изучал юридические науки, арифметику, латинский и греческий языки. Немного увлекался музыкой, но занятия на фортепиано не были регулярными и, скорее, были приятным развлечением.
Чайковский окончил Училище правоведения в возрасте 19 лет и вместе с дипломом юриста получил должность в Департаменте Министерства юстиции, в котором проработал 3 года. Служба в Департаменте была совершенно неинтересна Чайковскому. В одном из писем он писал: «Из меня сделали чиновника, да и то плохого». Однако сохранились наградные листы Чайковскому за хорошую работу.
В 1862 г. он покинул Департамент в чине надворного советника и поступил в Петербургскую консерваторию, первое в России высшее учебное заведение, готовившее профессиональных музыкантов.
Петр Ильич учился в Петербургской консерватории в течение четырех лет, под руководством композитора и виртуозного пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна. П. И. Чайковский обожал в нем не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с умом ясным и с бесконечной добротой. Чайковский писал: «Когда я поступил в консерваторию, я уже был восторженным поклонником Рубинштейна. Но когда я узнал его вблизи, когда стал его учеником мой энтузиазм ко всей его личности еще увеличился. Как учитель он был несравненен. Он принимался за дело без громких фраз и долгих разглагольствований, но всегда строго относясь к делу».
А. Г. Рубинштейн посвятил Чайковскому «Скерцо». Чайковский посвятил Рубинштейну «Шесть пьес для фортепиано» и «Экспромт», написал хор «Привет А. Г. Рубинштейну». В 1889 Петр Ильич много сил отдал подготовке к юбилейному концерту в честь А. Г. Рубинштейна; под его управлением в Петербурге были исполнены увертюра к опере «Дмитрий Донской», оратория «Вавилонское столпотворение», кантата «Русалка», другие сочинения Рубинштейна.
Сначала преподаватели не видели большого музыкального таланта у Чайковского, но он усиленно занимался, изучал теорию музыки, играл в консерваторском оркестре, брал уроки игры на органе у известного органиста лютеранского собора святого Петра на Невском проспекте. В итоге, Консерваторию Чайковский закончил в числе лучших студентов, с серебряной медалью.
В 1866 г. Чайковский получает должность преподавателя в Московской Консерватории, главой которой был родной брат Антона Рубинштейна Николай. Чайковского и Н. Г. Рубинштейна на протяжении жизни связывала тесная творческая дружба. Первым исполнителем многих сочинений Петра Ильича являлся Николай Рубинштейн. «Я бы, конечно, никогда не сделал себе имени, если бы у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты», — писал Чайковский Николаю Рубинштейну.
Местом его постоянного жительства становится Москва. Но в Петербурге остались его семья, друзья, коллеги: «Какая красавица Нева! Живу здесь у моего приятеля Лароша… Перед окнами Нева и вид бесподобный… Я все больше и больше начинаю любить Петербург»
Сюда он приезжает для представления своих музыкальных произведений. Главной сценической площадкой музыкальных премьер Чайковского стал Мариинский театр.
В Мариинском театре состоялись мировые премьеры таких известных сегодня сочинений Петра Ильича, как: балеты «Спящая красавица» (1890 г.) и «Щелкунчик» (1892 г.), оперы «Мазепа» (1884 г.), «Чародейка» (1887 г.), «Пиковая Дама» (1890 г.), «Иоланта» (1892 г.).
В творчестве великого композитора проходит небольшое влияние русского стилизованного фольклора, немецких композиторов (Вебера, Шуберта, Шумана), а также итальянских оперных композиторов-романтиков (Беллини, Доницетти и Россини). Огромное влияние на Чайковского оказало творчество В. А. Моцарта. Чайковский не просто любил Моцарта – он его боготворил, видя в Моцарте идеал «великого художника, творящего в силу бессознательного призыва своего гения». «… В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего Дон-Жуана, ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».
В здании Благородного собрания на Михайловский площади (сегодня это здание Большого зала Филармонии) Чайковский в ноябре 1893 г. впервые представил на суд общественности свою 6 симфонию, названную «Патетической». Петр Ильич лично дирижировал оркестром. Премьера оказалась успешной. Публика несколько раз вызывала композитора на поклон. Это было последнее выступление Чайковского в жизни. Через несколько дней он ушел из жизни.
Последним петербургским адресом Чайковского стал дом № 13 на ул. Малая Морская. В квартире своего брата Модеста, расположенной на 5 этаже, Петр Ильич умер. Ему было всего 53 года. На доме висит мемориальная доска, напоминающая о великом композиторе. Примечательно, что это самая первая мемориальная доска, установленная в Петербурге.
Неожиданная смерть Чайковского вызвала широкие отклики в российском обществе. В похоронной процессии приняла участие многотысячная толпа. Петр Ильич был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне Некрополь Мастеров искусств).
Памятник П. И. Чайковскму был сооружен на средства, собранные от двух благотворительных концертов, устроенных в Москве и Петербурге, дополненные Дирекцией Императорских театров, по инициативе которой создавалось надгробие. Музыкально-историческое общество имени графа А. Д. Шереметева выпустило открытки с нотными цитатами из произведений композитора, доход от продажи которых также был передан на сооружение памятника. Концепция надгробия принадлежит директору Императорских театров и другу Чайковского И. А. Всеволожскому. Он же выполнил эскизный проект. Скульптурные работы осуществил театральный декоратор П. П. Каменский. Открытие памятника состоялось 25 октября 1897 года. Современники прохладно отнеслись к этому произведению мемориальной скульптуры. «Неделя строителя» отметила, что «памятник поставлен по проекту скульптора Каменского и, к сожалению, не отличается особой художественностью». «Петербургская газета» писала: « чугунный крест, водруженный в глыбу гранита, плачущая над раскрытой тетрадью нот муза и парящий над бронзовым бюстом ангел – все это, пожалуй, довольно обыкновенно и можно встретить такие памятники на других могилах Александро-Невской лавры». Таковы были эстетические запросы тогдашнего времени. На самом деле, памятник глубоко символичен и отражает сложный духовный мир великого композитора.
Бронзовый портретный бюст Чайковского установлен на гранитном постаменте, увенчанном четырехконечным крестом. Композитора окружают ангелы. Фигура стоящего ангела, обвивающего рукой крест, и фигура сидящего ангела с раскрытой нотной тетрадью. В теплое время года вокруг памятника цветут любимые цветы композитора – ландыши. Очертания этого цветка можно увидеть и в оформлении металлической ограды.
Монументальный же памятник Чайковскому в Ленинграде – Петербурге планировали к 150-летию со дня рождения великого композитора, то есть в 1990 г. Предполагаемым местом установки памятника стала Театральная площадь, около Мариинского театра, где состоялись многочисленные премьеры музыкальных произведений Чайковского.
В 1989 г. прошел первый этап конкурса на лучшую модель памятника. Скульпторы представили 48 работ на суд жюри. Лучшую модель памятника должен был определить второй тур, но он так и не состоялся.
В итоге, в мае 1990 г. открыли небольшой бронзовый бюст Чайковского. Автор памятника скульптор Б. Пленкин подарил бюст Петербургу. Местом установки стал Таврический сад, территория которого исторически мало связана с жизнью и творчеством композитора.
В интервью Модеста Ильича Чайковского, сделанном сразу после смерти его великого брата, сказано: «В Петербурге прошли лучше годы брата, здесь он получил свое образование сначала в Училище правоведения, а затем в консерватории, здесь впервые встретили успех его оперы, симфонии, здесь у него столько артистических привязанностей!». Однако монументально памятника Чайковскому в нашем городе до сих пор нет.
©Карина Валегина
©ГМГС, 2020
Государственный музей городской скульптуры чтит память великого композитора и каждый год проводит музыкальный фестиваль «День П.И. Чайковского». Небольшой видеосюжет расскажет о празднике в 2019 г.