В этом году исполнилось 95-лет со дня рождения талантливого художника, графика, мастера линогравюры, офорта, ксилографии, акварели, прекрасного рисовальщика, кандидата искусствоведения Олега Алексеевича Почтенного.
Олег Алексеевич родился 1 июля 1927 года в Ленинграде в творческой семье, семье художников: живописца А.П.Почтенного и скульптора К.П.Деминой. Учился в Средней художественной школе при Академии художеств. Великая Отечественная война прервала эти занятия. Самое трудное блокадное время будущий художник жил в Ленинграде, затем был эвакуирован. Продолжил занятия в СХШ в Москве. Учился в Ленинградском Художественно-педагогическом техникуме (ныне Училище им. Н.К.Рериха). Работа мастером-печатником в Экспериментальной офортной мастерской ЛССХ стала прекрасным импульсом в дальнейшем творчестве художника. Почтенный сотрудничал с Комбинатом графического искусства ЛОХФ. Участвовал в выставках с 1951 г. Член Союза художников с 1954 г. С 1990 г. сотрудничал с экспериментальной мастерской-студией им. Н.А.Тырсы. Будучи блестящим рисовальщиком, знатоком графического искусства О.А Почтенный был профессором кафедры рисунка в Педагогическом университете им. А.И.Герцена.
Олег Почтенный создавал произведения в разных графических техниках: офорт, ксилография, акварель, рисунок, но самое значительное место в творчестве этого художника, без сомнения, занимала линогравюра. Основной темой его произведений был пейзаж. Большинство его гравюр посвящено своему родному городу Ленинграду, который Олег Алексеевич очень хорошо знал, бесконечно любил и «несчетное число раз рисовал, писал и изображал в гравюре. Как правило, эти пейзажи Ленинграда – черно-белые. Но в ряде случаев, когда художник хотел особо подчеркнуть праздничный характер изображаемого, он вводил туда цвет. Ленинград в его работах разный – и торжественный, и будничный, Ленинград великолепных ансамблей и современных новых окраин. Но всегда строг, гармоничен, прекрасен».
Этот мастер с восхищением относился к творчеству А.П.Остроумовой-Лебедевой, М.В.Добужинского, П.А.Шиллинговского, Г.С.Верейского, но «никогда не повторял их стилистику и манеру, ибо постепенно, но, несомненно обрел в гравюре свой почерк».
Почтенный в совершенстве освоил технику линогравюры, был виртуозом гравюры на линолиуме. Мастер всегда предпочитал четкость линий, контрастность цветовых решений. За свою творческую жизнь художник создал много превосходных серий и одна из них, «гравированные на самшитовых кругах 14 пейзажей – природа и архитектура Русского Севера».
Еще в 1950-е годы, с легкой руки знатока архитектуры и графики профессора Г.Г.Гримма имя Олега Почтенного «было включено в число мастеров петербургского пейзажа».
В графическом собрании нашего Музея хранятся около десятка произведений мастера.
В конце 1970-х – начале 1980-х годах О.Почтенный создал интересные, самобытные работы на революционную тему в технике линогравюры, раскрашенной акварелью «Площадь В.И.Ленина 22 апреля», «Музей революционной истории Выборгской стороны», «Музей революционной истории Невского района». В них художнику удалось создать яркий, монументальный и выразительный образ города трех революций с его музеями, памятниками вождю пролетариата.
Ряд линогравюр, такие как «Мост у Петропавловской крепости», «У Нарвских ворот», «Праздничный салют у памятника А.В.Суворову» решены в более обобщенной, сдержанной манере и отличаются большим лаконизмом, они словно проникнуты строгостью классических петербургских памятников, зданий, архитектурных ансамблей.
«Процесс творчества всегда радует, а ведь мы граверы, его переживаем трижды, когда рисуем, когда гравируем, когда печатаем» – эти слова известного художника И.А.Соколова всегда разделял Олег Алексеевич, они были его творческим кредо.
Ирина Лермонтова