К 105–летию со дня рождения скульптора, художника, графика.
Талантливая ученица А.Т. Матвеева Л.М. Холина с честью пронесла заветы своего учителя, ленинградской школы монументального искусства о чем свидетельствует ее лучшее творение – памятник Ф.М. Достоевскому на Большой Московской улице у Владимирской площади.
С Достоевским у Холиной с детства сложились совершенно особые отношения. Она жила в районе Сенной площади, Подьяческих улиц, канала Грибоедова – в местах самым тесным образом, связанных с Достоевским, постигала его мировозрение через его произведения, которые читала с юности. В зрелости воплотила его образ во множестве скульптурных и графических работ: портретах, набросках, эскизах будущего памятника. Над его проектом скульптор начала работать еще в середине 1950-х годов. Значительное количество графических работ посвящено Холиной Ф.М.Достоевскому и связанных напрямую с памятником и исполненных «просто так, для души». «Есть иконописный облик Достоевского, есть драматический…» – отмечала Любовь Михайловна.
На ряде рисунков памятник Ф.М. Достоевскому изображен на канале Грибоедова, у Кокушкина моста: «Я хотела, чтобы в фигуре Достоевского чувствовался Петербург, где дома-утюги выступают массой, углами». На отдельных эскизах он размещен неподалеку от слияния каналов Грибоедова и Крюкова, напротив Никольского собора и Никольских рядов. Это должен был быть трехметровый гранитный памятник Достоевскому, «вырастающий» из гранитной набережной. Большинство рисунков создано в 1987-1988 годах: «Это был хороший период. Подъем, вдохновение, поиски» – в результате ее модель, памятника получила первую премию.
Л.М.Холиной, несомненно, удалось постичь суть характера, трагизм личности Достоевского, проникнуть в его мир, и это в полной мере нашло отражение и в графических портретах писателя, и в ее произведениях, посвященных городу Достоевского. В рисунках автора, мы видим Петербург не только глазами художника, но и самого писателя, и его главных героев. Кажется, им всем более близок не парадный, блистательный Петербург, а то «сдавленное пространство, примыкающих к Сенной площади кварталов…». На многих, бесконечно пронзительных листах Холиной Петербург – это не столько фон, на котором разворачиваются «драматические события, но это как бы душа этих событий».
Ирина Лермонтова