Скульптор-монументалист М.Г. Манизер (1891-1966)

К 130-летию со дня рождения

Матвей Генрихович Манизер, выдающийся советский скульптор, родился в 5 (17) марта 1891 года в Петербурге. Будущий ваятель рос в большой и дружной семье, родители были типичными представителями творческой интеллигенции. Семья жила в доме у Коломенской пожарной части в бывшей квартире И.Е. Репина. Отец, Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925) живописец и преподаватель, мать Стелла Семёновна (1862-1897) училась у своего будущего мужа в Училище Штиглица. В семье от двух браков отца росло 9 детей, практически каждый занимался тем или иным творчеством. Безусловно талантливый, разносторонне одарённый Матвей Манизер помимо занятий рисунком и скульптурой окончил Университет, изучив астрономию и теоретическую механику, кроме того, профессионально играл на виолончели. Он рос и воспитывался в доме, где была такая высокая степень концентрации творческого «настоя», что это не могло не сказаться на выборе жизненного пути. Но главной, осознаваемой с детства привязанностью Манизера стала скульптура. Учёба в Академии художеств, учителя и первые годы его творческой, а затем и педагогической деятельности заслуживают отдельного рассказа, сам скульптор прекрасно написал об этом в своих книгах. С середины 1920-х М.Г. Манизер сотрудничал с Музеем-некрополем, ставшим затем Музеем городской скульптуры. Эти взаимоотношения продолжались до последних дней жизни мастера. Мы остановимся на отдельных произведениях выдающегося ваятеля, связанных с нашим музейным собранием.

Одной из первых работ начинающего скульптора стало участие в конкурсе 1924 года на памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала. На протяжении всей творческой деятельности Манизер считал конкурсы на памятники важнейшим делом скульптора, сам участвуя в большинстве из них. За редким исключением мы не знаем монументальных работ Манизера в камне. Художнику с самого начала профессиональной деятельности было свойственно «острое чувство возможностей бронзы».

М.Г. Манизер отличался невероятной жаждой творчества и трудолюбием, оставив огромное художественное наследие. В непосредственно музейной коллекции памятников города 6 монументов работы скульптора. Первым по времени стал памятник В.Володарскому (1925) установленный на пр. Обуховской Обороны, вблизи места его гибели. Ваятель «изобразил Володарского в момент окончания одной из его пламенных речей, с лицом, горящим вдохновением, с рукой, вскинутой вверх сильным движением». Перед скульптором стояла непростая задача придать современному костюму художественную выразительность, одежда героя должна дополнять и раскрывать образ — что в полной мере удалось мастеру. Это был первый городской монумент, и первый памятник Манизера, отлитый из бронзы в новом государстве.

В 1925 г. Манизер вместе с архитектором В.А. Витманом предложили установить памятник Жертвам 9 января 1905 года на Преображенском кладбище (кладбище Жертв 9 января). Работа над памятником длилась не один год, проект претерпевал значительные изменения. Композиция рассчитана на обзор издали, вознесённая на 19 метров грандиозная, мощная фигура рабочего производит впечатление ещё на расстоянии. Даже теперь, спустя десятилетия, когда разрослись деревья вокруг мемориала, он прекрасно «читается» издали. В трактовке скульптуры, героике образа, в жесте руки, передающем смысл и пафос произведения, читаются античные мотивы. Бронзовая фигура рабочего и рельеф органично вписаны в конструктивистскую гранитную часть памятника – трибуну для митингов. Памятник открыт в 1932 году, этот значительный по размерам архитектурно-скульптурный монумент, пожалуй, самое сильное произведение
М.Г. Манизера периода 1930-х.

Со скульптуры для памятника В.И. Чапаеву, созданного Манизером в 1932 году для г. Куйбышева, позднее выполнена авторская отливка для установки в Ленинграде. В памятнике Чапаеву скульптору пришлось решать сложную задачу построения многофигурной группы в движении. Динамическим центром стала фигура всадника — главного героя, Чапаева. Интересно, что в первом  конкурсном варианте проектировалась только конная группа: начдив верхом на статичном гордом скакуне.  Затем возникла идея многофигурной композиции. Матвею Манизеру свойственна была  скрупулёзная и технически точная работа над памятником на всех этапах. И в данном случае он изучал исторические документы, фотографии, встречался с участниками событий. У каждой фигуры из группы, при должной для монументальной скульптуры степени обобщения и условности, «своё» лицо, костюм, характер и пафос. Большой и сложной была работа по переводу в бронзу. Этот опыт стал первым для советских мастеров, и технически трудная задача оказалась превосходно выполненной. М.Г. Манизер всегда сам участвовал в отливке своих работ в бронзе, тем самым продолжая традиции русской скульптурной школы и П.К. Клодта. Первоначально в Ленинграде задумывали установить монумент на Елагином острове, в ЦПКиО им. Кирова. Зимой 1943 г. скульптурная композиция перевезена на территорию Военной академии связи.

Новый памятник на месте дуэли А.С. Пушкина на Чёрной речке, взамен прежнего обветшавшего, предполагалось открыть в 1937 году, к столетию со дня смерти поэта. На лицевой грани установлен рельефный профильный портрет в овале, выполненный М.Г. Манизером в лучших традициях отечественной мемориальной пластики.

В 1955 г. в Ленинграде торжественно открыт памятник М.И. Калинину, видному советскому партийному деятелю, председателю ВЦИК. Портретный бюст Калинина Манизер выполнил ещё в 1925 г. Памятник в духе соцреализма органично вписан в круглую площадь, являясь её доминантой.

В коллекции мемориальной скульптуры ГМГС также есть замечательные произведения прославленного мастера. Необычным по форме надгробием стал памятник первой жене и соратнице, скульптору Лине Валерьяновне Блезе-Манизер (1891-1924), установленный в Некрополе XVIII века в 1931 г. Отголоски конструктивизма, отчётливо заметные в формах этого гранитного монумента, исполненного в виде стилизованного молотка скульптора, смягчены лиричным, проникновенно исполненным портретом молодой женщины. В 1936 г. в недавно созданном Некрополе мастеров искусств, появляется необычный памятник с навершием в виде высокого пламени. Надгробие С.В. Лебедева, знаменитого химика — создателя синтетического каучука, выполнено Матвеем Генриховичем при непосредственном участии вдовы Лебедева, художника А.П. Остроумовой-Лебедевой. Большая работа выполнялась Манизером для мемориала семьи Ульяновых на Литераторских мостках, входящих в состав нашего музея. Работы велись с 1928 г., когда было выполнено надгробие М.Т. Елизарова, по 1950-е гг., когда автор переработал общее архитектурно-скульптурное  решение мемориала.

Кроме экспонатов ГМГС в Петербурге есть и другие работы известного скульптора. К ранним, сохранившимся до наших дней относится рельеф с портретом В.И. Ленина на здании «Невской мельницы», созданный в 1925 году. К сожалению, сейчас рельеф разрушается. Один из интересных памятников, не входящий в музейную коллекцию ГМГС, это открытый к 100-летней годовщине образования Технологического института памятник-бюст Д.И.Менделееву (1928 г.) установленный во внутреннем дворе. Имя Менделеева было включено в список учёных, которым в соответствии с «Ленинским планом монументальной пропаганды» надлежало создавать памятники. Бюст из бронзы на высоком, устремленном вверх гранитном постаменте-пилоне, монументальный, лаконичный, как многие программные памятники Плана. Этот бюст одно из немногих сохранившихся произведений монументального искусства данного периода. В 1951 году на территории Московского парка Победы установлен памятник Герою Советского Союза З.А. Космодемьянской. В 2021 году памятнику исполняется 70 лет. М.Г. Манизер выполнил эту скульптуру в 1942 г., вскоре после гибели партизанки. В образе Зои явственно слышны ноты античной героики, он создан мастером, глубоко постигшим классическую скульптуру. 

Манизер участвовал в конкурсах на памятники А.С. Пушкину для площади Искусств (1947) Д.И. Менделееву на Менделеевской линии Васильевского острова (1948). Модели, выполненные скульптором для этих конкурсов, хранятся в ГМГС. Наследие скульптора бережно сохраняется не только в фондах. Практически ежегодно проводятся профилактические, реставрационные работы на «музейных» памятниках города, о которых шла речь.

Интересно, что последний по времени монумент работы М.Г. Манизера в нашем городе установлен в 1999 г., спустя более тридцати лет после смерти автора. В Румянцевском саду возле Академии художеств появился памятник-бюст И.Е. Репину, имя которого носит Академия. Символичный факт, если вспомнить, как имя художника связано с петербургской Коломной и с историей семьи Манизеров. Вид этого уголка написан сыном скульптора, известным художником Гуго Матвеевичем Манизером (1927-2016).

Логическая ясность, стройность, продуманность композиции, художественная выразительность свойственны лучшим монументальным работам М.Г. Манизера. Безукоризненное, виртуозное владение ремеслом, глубокое постижение искусства и профессии ставят скульптора Матвея Генриховича Манизера в ряд выдающихся мастеров XX века.

Е.В.Шудрова, старший научный сотрудник, хранитель фонда Открытки.
©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: