«Портрет в открытке»

Продолжая знакомство с Фондом открытки, десятилетие которого мы отмечаем в уходящем году, расскажем о портрете в открытке из музейного собрания.

Портрет всегда привлекал художника, с самых первых изображений человека, зафиксированных наукой, до сего дня. Художник исследует мир, в том числе свой внутренний, обращаясь к портрету. Сначала это было скорее запечатление физического облика, с большей или меньшей искусностью и степенью схожести. Много позже портрет становится парадным, репрезентативным представлением о человеке. Далее меняется, на первый план выходит интерес к духовным переживаниям, раскрытию характера, передаче индивидуальности модели.

Портреты стали темой открытки с самого начала, изображения выдающихся личностей одно из востребованных направлений в этой отрасли. Условно можем выделить портрет репродукционный, воспроизводящий живописный или графический оригинал и фотографический портрет. К числу интереснейших предметов нашей коллекции относятся портреты исторических личностей, деятелей науки и культуры, чьи имена связаны с историей отечественного искусства в целом, и с нашим музеем.

Несколько десятков репродукций портретных изображений знатных особ с оригиналов известных художников  воспроизведены в изданиях Общины Святой Евгении. Среди них, например, выпущенные после «Выставки женских портретов кружка любителей изящных русских изданий 1911 г.» открытки с портретами императрицы Елизаветы Алексеевны, графини Е.В. Скавронской, графини М.П. Чернышёвой и др.

Портретная открытка это типографский, как правило, предмет, где тем или иным способом воспроизводится изображение. Это может быть портретная фотография, фотография произведения искусства (например, скульптурного портрета) или репродукция живописного, либо графического произведения. Важное место в портретном жанре занимает фотографический портрет. Фотограф как художник-светописец на протяжении всего времени существования искусства фотографии обращается к жанру портрета.        Фотографический портрет в открытке, созданный способом прямой печати, как фотоснимок, имел сравнительно меньшие тиражи, чем «промышленная» открытка.

Новым в отечественном искусстве XIX в. стало понимание общественной значимости портретных изображений выдающихся соотечественников. Вероятно, фотопортрет самый популярный вид фотографии. Но портрет деятеля культуры интересен не только членам семьи и друзьям, а всему обществу. В круг этих изображений входили портреты не только исторических деятелей прошлого, но и, что важно, современников. Демократические изменения в государстве привели к массовому появлению таких портретов в печати, сначала в виде альбомов и отдельных листов-эстампов, позднее, в последние десятилетия XIX века, и на открытках. Это портреты деятелей культуры: писателей А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, Л.Н. Толстого,           

И.А. Гончарова, Г.В. Короленко, Г.И. Успенского, Л.Н. Андреева, С.Я. Надсона, композиторов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского,  А.Г. Рубинштейна и многих других. Чрезвычайно популярным сюжетом в открытке всегда были портреты артистов. В нашем фонде есть портреты В.Ф. Комиссаржевской, Л.В. Собинова, Н.Ф. Сазонова и др.

Чаще всего это репродукции графических или живописных портретов. Таким стал комплект открыток, изданный к столетию со дня гибели А.С. Пушкина в 1937 г. Государственным Литературным Музеем. Без сомнений, увековечение  образа поэта, ставшее частью государственной программы, не могло проигнорировать широчайшие возможности массовой открытки. Идеей издания было показать широкой аудитории ранее неизвестные или мало изученные портреты Пушкина. В нашей коллекции есть несколько открыток из этой серии. Одна из них — репродукция автолитографированного портрета А.С. Пушкина 1827-28 гг. художника Г.Ф. Гиппиуса. Как известно, портрет бывает парный, бывает групповой. На открытке, репродуцирующей полотно Г. Чернецова «Группа писателей в Летнем саду» (1832) мы видим группу из четырёх выдающихся литераторов: Крылова, Пушкина, Жуковского и Гнедича. Этот экземпляр также относится к серии 1937 года.

Согласимся, что большой интерес вызывает фотопортрет в открытке. Среди уже упомянутых изображений артистов портреты В.Ф. Комиссаржевской, Н.Ф. Сазонова, погребённых в Некрополе Мастеров искусств, выполненные фототипией.

Конечно же, открытка всегда находилась на острие общественно-политических событий. Портреты политических деятелей, издаваемые большими тиражами, становились необходимой, наглядной, понятной частью агитации и пропаганды. Портрет В.И. Ленина работы классика отечественной фотографии Моисея Наппельбаума, напечатанный на фотобумаге, один из них. Это очень известное изображение 1918 года, о работе над которым вспоминает фотограф в своей книге «От ремесла к искусству». «Индивидуальность фотографа, так же, как художника, участвует в создании портрета». Несомненно, это высказывание Наппельбаума в полной мере относится к представленному образу вождя.

К числу скульптурных портретов, воспроизведённых в открытке, причислим фрагмент скульптуры памятника Ивану Андреевичу Крылову. Комплект открыток «Памятник И.А. Крылову в Летнем саду» выпущен в 1968 г. издательством «Советский художник» в Ленинграде. Фотохудожник В.В. Стрекалов-Оболенский (1905-1990) создал замечательную сюиту об этом монументе, его сложносочинённом постаменте, насыщенном персонажами, где главное действующее лицо – сам баснописец. Чёрно-белый портрет выразителен, удачно переданы свето-теневые переходы, благодаря которым фотограф, как скульптор, лепит форму.

Хранитель фонда открытки Е.В. Шудрова

 

 

©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: