Свод памятников Санкт-Петербурга, состоящих на учёте Государственного музея городской скульптуры. Александровский сад

Адмиралтейская аллея (бульвар) была «устроена» в 1817 г. на месте валов и каналов, окружавших Адмиралтейство с петровских времен до начала XIX века. Президент русского общества садоводства адмирал С. А. Грейг предложил на месте бульвара и прилегающей к нему площади разбить сад в ознаменование 200-летия со дня рождения Петра I. Проект сада создал известный ботаник Э. Л. Регель. Сад, получивший свое название в честь Александра II, был открыт 8 июня 1874 г.
В мае 1880 г. на заседании Городской Думы предложено «украсить наш новый Александровский сад бюстами знаменитейших деятелей в области науки и словесности, начиная с Кирилла и Мефодия». Была создана комиссия, в которую вошли А. А. Краевский, известный журналист, редактор и владелец журналов; Н. Л. Бенуа, профессор архитектуры и живописец; И. И. Домонтович, гласный Думы; Ц. А. Кавос, архитектор, гласный Думы; А. Н. Неустроев, библиограф и коллекционер книг, основатель музея книг, гласный Думы; А. С. Лыткин, архитектор. Председателем выбран М. И. Семевский, историк, основатель и редактор журнала «Русская старина». Фактически работу по установке бюстов вел Н. Л. Бенуа, возглавлявший технический отдел городской Управы. Он организовывал конкурсы, составлял сметы, договаривался с исполнителя-ми, следил за оплатой. Бенуа составил первый предварительный чертеж рас-положения бюстов на территории сада. Всего предполагалось установить 14 бюстов: 6 — у фонтана, 6 — вокруг статуи Флоры, 2 — у статуи Геракла. Прилагались и чертежи пяти различных постаментов — прямоугольной, круглой и сложной форм. Таковы были первые шаги, предпринятые комиссией по установке бюстов. Вопрос о сооружении бюстов вновь был поднят в начале 1883 г. в связи с приближающимся столетним юбилеем В. А. Жуковского.

Пащенко В.М., ск., Лыткин А.С., арх.
1899
Бронза, гранит,
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста 1,1 м; высота постамента 2,25 м.

19 января 1894 г. Городская Дума приняла решение об установке памятника в Александровском саду и об ассигновании на сооружение 3600 руб. В октябре 1897 г. скульптор В. М. Пащенко обратился в Академию художеств с просьбой предоставить ему мастерскую для создания памятника. В 1898 г. работа над бюстом была завершена. Отливка бюста выполнена на бронзолитейном заводе А. Морана. Тексты надписей для постамента представлены Комитетом по народному образованию.

Крейтан В.П., ск., Максимов А. П., арх
17 июня 1896.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье.
Высота бюста 1,1 м; высота постамента 2,25 м.

23 мая 1891 г. на заседании Думы был заслушан доклад Комиссии народного образования и финансовой комиссии «…об ассигновании на сооружение памятников 1000 рублей из остаточного капитала. Тексты надписей согласовать с Комиссией народного образования, Техническому отделу разработать проекты и сметы на бюсты». В конкурсе на памятник в 1892 г. участвовали проекты скульпторов А. М. Опекушина, М. А. Чижова, Н. А. Лаверецкого, М. П. Попова, А. Л. Обера. Победил проект, представленный скульптором В. П. Крейтаном. В 1896 г. по его модели на заводе К. А. Берто выполнена отливка бюста в бронзе. Работы по постаменту проведены в мастерской К. А. Гвиди.

Чаркин А.С., ск., Петров Б.А., ск., Соколов.Н.Н., худ., Михайлов С.Л., арх
16 октября 1998 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста — 1,2 м; высота постамента — 1, 85 м.

Памятник сооружен в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга к 200-летию со дня рождения А. М. Горчакова — дипломата, государственного канцлера России.
При создании портрета авторами за основу взят небольшой камерный бюст А. М. Горчакова, выполненный скульптором К. К. Годебским в 1870 г. при жизни канцлера. Отливка бюста произведена на заводе «Монументскульптура». Гранит для постамента доставлен из месторождения «Кашина Гора» в Карелии.

Крейтан В.П., ск., Лыткин А.С., арх.
4 июня 1887 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье.
Высота бюста 1,15 м; высота постамента 2,25 м.

Вопрос о сооружении бюста был поднят в начале 1883 г. в связи с приближающимся столетним юбилеем В. А. Жуковского.
Большой друг Жуковского, известный терапевт К. К. Зейдлиц, в 1883 г. выпустил второе издание биографии поэта и весь доход от продажи книги предложил Думе для установки памятника поэту. Н. Л. Бенуа поручил проектирование памятника своему помощнику архитектору А. С. Лыткину. Используя имеющийся иконографический материал, в том числе слепок с прижизненного бюста поэта работы немецкого скульптора Л. Вихмана 1850–1851 гг., живописный портрет Жуковского, созданный немецким художником Т. Ф. Гильдебрандтом, скульптор В. П. Крейтан выполнил модель бюста. Тексты надписей для постамента подобраны Комиссией по народному образованию. Бюст отлит в бронзе на заводе «А. Моран». Гранитный постамент выполнен в мастерской В.Ефимова.

Крейтан В.П., ск., Максимов А.П. арх.
17 июня 1896 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста 1,2 м; высота постамента 2,25 м.

В 1891 г., в память 50-летия со дня смерти М. Ю. Лермонтова, Городская Дума предложила установить бюст поэта в Александровском саду. На заседании Думы 29 мая 1891 г. было решено ассигновать на его сооружение «1000 рублей остаточного капитала», тексты надписей согласовать с Комиссией народного образования, Техническому отделу разработать проект и смету. В 1896 г. по модели скульптора В. П. Крейтана на заводе К. Берто отлит бронзовый бюст Лермонтова.

Бильдерлинг А.А.,худ., Шредер И.Н., ск.
20 октября 1892 г.
Бронза, гранит. Каменотесные работы, литье, рубка по камню. Высота бюста 1,5 м; высота постамента 3,3 м.

Памятник-бюст Н.М.Пржевальскому сооружен на средства, собранные по подписке Русским географическим обществом. Проект монумента составил генерал-майор А.А.Бильдерлинг — ближайший друг путешественника. Утвержден проект 13 июня 1891 г. К этому времени относится и выбор места для установки — Александровский сад. Для осуществления проекта был приглашен скульптор, академик И.Н.Шредер. По его модели отлиты на бронзолитейном заводе К.Берто (б. фабрике Ф.Шопена) бюст Пржевальского и скульптура верблюда. По модели И.Шредера создавался и постамент в виде гранитной скалы. Работы по изготовлению постамента выполнены фирмой «Бюро Вега», возглавляемой Р.И.Рунебергом.

Неизвестный мастер, Шарлемань Л.И., арх., Демут-Малиновский В.И., ск., Пермагорев А.И., мастер (постамент)
Повторение античной статуи Лисиппа (IV в. до н.э).

Первая половина XVIII в. — скульптура;
1833 г. — установка на постамент;
2014 г.- установка в экспозиции Выставочного зала Некрополя мастеров искусств

Мрамор, гранит.
Рубка по камню.
Размеры скульптуры без плинта: 2,1 х 0,9 х 0,78 м.
Плинт 1,1 х 0,7 х 0,7 м.
Высота постамента — 2 м.

Мраморное изваяние Геркулеса принадлежит к числу многочисленных копий колоссальной статуи античного происхождения, найденной в XVI в. при раскопках в термах Кара- каллы в Риме и находившейся в собрании Папы Римского Павла III Фарнезе (отсюда название).
Судя по надписи, скульптура создана в III в. афинским мастером Гликоном, который, в свою очередь, копировал не сохранившийся бронзовый оригинал Лисиппа (2-я пол. IV в. до н.э.). В собрании Фарнезе находилась также найденная в термах Каракаллы античная статуя, обычно называемая Флорой и, очевидно, симметричная Геркулесу. Часто копии этих скульптур устанавливают вместе, как символы силы и плодородия. Позднее фарнезская коллекция была перемещена в Неаполь, где сохраняется в Национальном музее. В музее Академии художеств в Петербурге с конца XVIII в. находятся гипсовые копии Геркулеса и Флоры Фарнезских. На фасаде здания установлены уменьшенные копии скульптур Геркулеса и Флоры.
По образцу античных изваяний скульптор Ф.Г.Гордеев в 1785 г. создал модели бронзовых скульптур, украшающих Камеронову галерею в Царском Селе. Близкий по типу мраморный Геркулес находится на Елагином острове.
Мраморные Геркулес и Флора были помещены в нишах восточного фасада Михайловского замка (1797-1800 гг., арх. В.И.Баженов, В.Брен- на) со стороны реки Фонтанки. Вероятнее всего, статуи были заказаны в Италии специально для Михайловского замка, так как в это же время и для этой же цели в Италии выполняется ряд копий с античных оригиналов для интерьеров замка: «Лаокоон», «Меркурий», «Вакх», «Венера» и др.
Существующая атрибуция скульптур Геркулеса и Флоры как работы неизвестного мастера первой четверти XVIII в. ничем не подтверждена. По мнению ряда исследователей, происхождение скульптур связано со строительством и декоративным оформлением Михайловского замка, поэтому статуи могут быть датированы концом XVIII в.
В начале XIX в. статуи перенесены в Таврический дворец вместе с другими мраморными изваяниями. В 1832 г. император Николай I «повелеть соизволил колоссальные мраморные статуи Геркулеса и Флоры, находящиеся в Таврическом дворце, установить на Адмиралтейском бульваре… на мраморных пьедесталах по углам Адмиралтейской аллеи, как намечено на плане и фасаде».
Проект мраморных круглых постаментов архитектора Л.И.Шарлеманя при участии скульптора В.И.Демут-Малиновского был отвергнут из-за отсутствия нужных блоков мрамора. Гранитные постаменты, вероятно, по рисунку тех же авторов изготовил мастер А.М.Пермагоров.
Скульптуры установили летом 1833 г.: Флору — в восточной части аллеи «со стороны Зимнего дворца, Геркулеса — в западной со стороны Исаакиевского собора».
Геркулес (римский вариант имени Геракл) — один из наиболее известных героев древнегреческой мифологии, обладавший богатырской силой и совершивший 12 подвигов. Обычно, Геркулеса изображают с палицей, покрытой львиной
шкурой, в напоминание о первом подвиге — победе над немейским львом. Три яблока в руке Геркулеса — символ одиннадцатого подвига, когда герой с помощью Атланта похитил яблоки из сада Гесперид.

Шарлемань И.И., арх. Демут-Малиновский В. И., ск.
1-я пол. XVIII в. — скульптура;
1833 г. — установка на постамент;
2014 г.- установка в экспозиции Выставочного зала Некрополя мастеров искусств.

Мрамор, гранит.
Рубка по камню.
Размеры скульптуры без плинта: 2,1 х 0,9 х 0,4 м.
Плинт 1,1 х 0,64 х 0,64 м.
Высота постамента — 2 м.

Флора — римская богиня цветов и весеннего цветения — обычно изображалась в виде прекрасной женщины в длинном одеянии с венком в руке. Мраморное изваяние Флоры на аллее Александровского сада симметрично статуе Геркулеса.

Авторы проекта Е.А.Шишкина, А.А.Алексеев, А.С.Конев
©ГМГС,2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: