Менелас А.А., арх., Демут-Малиновский В.И., ск., Иванов И.А., худ.
1827 — 1832 гг.
Чугун, кирпич, силумин, путиловская плита.
Литье, кирпичная кладка.
Общая высота — 11,6 м; площадь основания караулок — 6,5 х 6 м; площадь у карниза 5,1 х 5,1 м; высота проезда — 7,5 м; ширина проезда — 9,05 м; высота герм — 4,5 м.
Первоначально ворота, установленные на дороге, ведущей в Царское Село из деревни Кузьмино, были названы Кузьминскими. Архитектурное и декоративное оформление ворот дало им новое, ставшее традиционным название — Египетские. Ворота представляют собой два массивных пилона, соединенных звеньями ограды. Внутри пилонов-башен расположены служебные помещения — караулки, так как ворота служили заставой при въезде в царскую резиденцию.
Поверхность каждой из башен, сложенных из кирпича, облицована чугунными плитами с тематически разнообразными рельефами, воспроизводящими сцены из жизни и религиозных обрядов древних египтян. К башням примыкают гермы с изображением головы фараона. Двухлицевые гермы соединены штангами, перекинутыми аркой над дорогой. В центре арки подвешен фонарь.
Проект Египетских ворот выполнен архитектором Адамом Менеласом при участии «знатока востока» художника И.А.Иванова, предложивших сооружение «в египетском стиле» по мотивам древнеегипетского искусства, популярного в Европе со времен египетской экспедиции 1798—1801 гт. Наполеона Бонапарта.
Декоративное убранство ворот, рельефы, ограда с большой точностью воспроизводят отдельные сцены, фигуры, символы, детали оформления египетских храмов, в том числе таких широко известных, как Луксор, Карнак. Соединение воспроизведенных образцов произвольно. Авторы стремятся решить только лишь декоративные задачи, наиболее рационально и выразительно заполнив плоскости фасадов.
Для «рисования иероглифов в натуральную величину» был заключен договор с художником В.Дадоновым, а на выполнение по ним моделей для отливки — со скульптором В.И.Де мут-Малиновским.
В своей работе мастера использовали рисунки художников, сопровождавших армию Наполеона в египетском походе, опубликованные в парижском многотомном издании. Заказ на изготовление чугунной облицовки ворот и других деталей из чугуна выполнялся на петербургском Александровском чугунолитейном заводе под руководством директора завода, талантливого инженера М.Е.Кларка. Сооружение ворот, облицовка стен чугунными плитами продолжалось до осени 1830 г.
С 1831 г. по сентябрь 1832 г. отделывались внутренние помещения. В связи со смертью А.Менеласа (31 августа 1831 г.) продолжал строительство архитектор К.А.Тон.
В октябре 1832 г. выполнена и установлена ограда ворот.
В годы Великой Отечественной войны воротам нанесен значительный урон. В 1949 г. произведены работы по их восстановлению. Значительные реставрационные работы, в ходе которых памятнику возвращена первоначальная окраска светло-бежевого цвета и воссоздан исторический фонарь, завершены в 2004 г.