Гликман Г.Д., ск., Мачерет Ю.Я., арх.
1962 г.
Бронза, гранит.
Литье, каменотесные работы.
Высота бюста — 1,5 м; высота постамента — 3, 5 м.
Еще в 1933 г., вскоре после смерти И. И. Газа, революционера и партийного деятеля, рабочие Путиловского завода, на котором он работал, выступили с инициативой сооружения памятника. Тогда же Старо-Петергофский проспект переименован в проспект Газа. В 1959 г. принято решение об установке памятника-бюста И. И. Газа в Кировском районе. Отливка бюста произведена в бронзолитейной мастерской Академии художеств.
Обер А. Л., ск.,Филотей Я. И., арх
Автор проекта Путятин Н. С.
15 мая 1908 г.
Бронза, гранит, латунь
Памятник посвящен морякам броненосца «Император
Александр III», погибшим во время Цусимского боя 14–15 мая
1905 г. в составе 2-й Тихоокеанской флотилии. Вскоре после
этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского
экипажа было решено приступить к сбору средств на соору-
жение памятника погибшим. Осенью 1907 г. полковник
Н. С. Путятин представил проект и рисунок памятника,
получивший одобрение императора. Заказ на исполнение
получил архитектор Я. И. Филотей, владелец мастерской
по изготовлению монументов. Скульп турные работы вы-
полнил скульп тор А. Л. Обер.
В третью годовщину Цусимского сражения состоялось
торжественное открытие памятника.
Общая высота памятника — 8,5 м
Лазарев Л.К., ск., Лазарева Е.Е., арх.
30 сентября 1999 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье.
Высота бюста — 1,3м; высота постамента — 2м.
Памятник-бюст Гете сооружен в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга, по инициативе Генерального консульства Федеративной Республики Германии «Гете-института». Открытие памятника приурочено к 250-летию со дня рождения поэта. Установлен перед зданием лютеранской церкви Святого Петра и Павла. По свидетельству скульптора Л. К. Ла-зарева, Генеральное консульство ФРГ обратилось к нему с предложением создать памятник. Основным иконографическим материалом стала посмертная маска Гете, копия которой привезена скульптором из музея Гете в Веймаре. Отливка бюста произведена в литейной мастерской при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (ОО НПКП «ПИН». Постамент выполнен в частной камнеобрабатывающей мастерской.
Пащенко В.М., ск., Лыткин А.С., арх.
1899 г.
Бронза, гранит,.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста 1,1 м; высота постамента 2,25 м.
19 января 1894 г. Городская Дума приняла решение об установке памятника в Александровском саду и об ассигновании на сооружение 3600 руб. В октябре 1897 г. скульптор В. М. Пащенко обратился в Академию художеств с просьбой предоставить ему мастерскую для создания памятника. В 1898 г. работа над бюстом была за-вершена. Отливка бюста выполнена на бронзолитейном заводе А. Морана. Тексты надписей для постамента представлены Комитетом по народному образованию.
Бах А.Р., арх., Бах Р.Р., ск.
3 февраля 1906.
Бронза, гранит,.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота скульптуры — 3,55 м; высота постамента — 4 м.
Памятник М. И. Глинке сооружен по инициативе Императорского русского музыкального общества. Вопрос о создании памятника был поднят в 1901 г. в связи с предстоящим в 1904 г. 100-летним юбилеем композитора. В ко-миссию по строительству памятника вошли В. Э. Направник, А. С. Танеев, А. И. Шестакова, сестра композитора, В. В. Стасов и другие. Тогда же была от-крыта подписка по сбору средств на па-мятник. Для этой цели во многих городах прошли спектакли и концерты. В сборе средств приняли участие представители всех слоев общества. На сооружение па-мятника собрано 106 788 руб. 14 ½ коп.
Осенью 1902 г. опубликованы усло-вия конкурса проектов, комиссия при-ступила к выбору места для будущего монумента. 26 февраля 1903 г. Городская Дума утвердила «пересечение улицы Глинки и Театральной площади как место для памятника», т. е. в створе улицы Глинки.
Академия художеств составила спи-сок из 22 скульпторов, которым предлагалось участвовать в конкурсе. 1 марта 1903 г. на рассмотрение комиссии были представлены модели А. Л. Обера, И. Я. Гинцбурга, Л. А. Бернштама, Р. Р. Баха и некоторых других, лучшими признаны 8 моделей, в том числе и работа Р. Р. Баха.
Высочайшее утверждение (с отдельными замечаниями) получила модель Р. Р. Баха, и вскоре ему был передан заказ на исполнение памятника. В качестве архитектора Р. Р. Бах при-гласил своего брата — Александра Романовича Баха — архитектора Царско-сельского дворцового управления.
Закладка монумента состоялась 20 мая 1903 г. Летом того же года фирма «Кол и Дюрер» приступила к сооружению фундамента и постамента. Модель лавровой ветви для пьедестала исполнил Р. Р. Бах. Модели двух канделябров — скульптурная мастерская Лапина. Отливка фигуры композитора, ветви и канделябров произведены бронзолитейным заводом А. Морана. Уже в первые годы своего существования памятник, находящийся в цен-тре площади, препятствовал движению экипажей, затем конки. В 1925 г. в связи с перепланировкой площади и прокладкой трамвайных путей па-мятник был разобран. В апреле 1926 г. Комиссия, в которую вошли известные архитекторы В. А. Щуко, Л. А. Ильин, Л. И. Тверской и др., решает восстановить памятник на Театральной площади с южной стороны здания Консерватории. По решению этой же Комиссии были сняты и отданы в переплавку два канделябра, как не соответствующие общему художественному решению памятника. Работы по установке памятника на новом месте велись под наблюдением скульптора Н. Вальдмана.
В годы Великой Отечественной войны памятник не был укрыт, и уже в ноябре 1944 г. заводом «Монумент-скульптура» проведены реставрационные работы.
Петров Б.А., ск., Боголюбов В.Я., ск., Шаповалова Е.Ф. арх.
25 января 1999 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота скульптуры — 3,6 м; высота памятника — 8,5 м.
Маршал Советского Союза Л. А. Говоров командовал войсками Ленинградского фронта в январе 1944 г., в разгар ожесточенных боев за освобождение города от фашистской блокады. К 55-й годовщине полного снятия блокады Ленин-града решено установить памятник Л. А. Говорову на площади у Нарвских Триумфальных ворот. Модель скульптуры выполнена по оригиналу статуи маршала, созданной в 1945 г. скульптором В. Я. Боголюбовым. Бронзолитейные работы выполнены на заводе «Монументскульптура».
Крейтан В.П., ск., Максимов А. П., арх
17 июня 1896.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье.
Высота бюста 1,1 м; высота постамента 2,25 м.
23 мая 1891 г. на заседании Думы был заслушан доклад Комиссии народного образования и финансовой комиссии «…об ассигновании на сооружение памятников 1000 рублей из остаточного капитала. Тексты надписей согласовать с Комиссией народного образования, Техническому отделу разработать проекты и сметы на бюсты». В конкурсе на памятник в 1892 г. участвовали проекты скульпторов А. М. Опекушина, М. А. Чижова, Н. А. Лаверецкого, М. П. Попова, А. Л. Обера. Победил проект, представленный скульптором В. П. Крейтаном. В 1896 г. по его модели на заводе К. А. Берто выполнена отливка бюста в бронзе. Работы по постаменту проведены в мастерской К. А. Гвиди.
Белов М.В., ск., Васильковский В.С., арх..
8 декабря 1997 г.
Бронза, гранит,
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота скульптуры-3,4 м; высота постамента-1,5 м.
Первоначально решение о сооружении памятника Н. В. Гоголю в Ленин-граде принято в 1952 г. к 100-летию со дня смерти писателя. Тогда же на Манежной площади был установлен закладной камень. Проводившиеся конкурсы на проект памятника не дали положительного результата.
В 1996 г. в связи с созданием на Малой Конюшенной улице первой в го-роде пешеходной зоны по инициативе общественной организации Ассоциации «Клуб “Невский проспект”» предложено выполнить новый проект и установить памятник Н. В. Гоголю на Малой Конюшенной ул. Создание проекта па-мятника поручено скульптору М. В. Белову, который, еще обучаясь в аспирантуре института им. И. Е. Репина в творческой мастерской М. К. Аникушина, работал над скульптурным воплощением образа Гоголя.
Окончательный проект утвержден Художественным советом при Главном Архитектурном управлении города и одобрен Правлением Ассоциации «Клуб “Невский проспект”». Отлив-ка скульптуры произведена на заводе «Монументскульптура».
Постамент выполнен из гранита горнопромышленной корпорацией «Возрождение». Полировка постамента и вырубка знаков производились в петербургской каменотесной мастерской А. В. Рытова. Фонари изготовлены литейщиками фирмы «Аспект». Памятник стал даром Санкт-Петербургу от Ассоциации «Клуб “Невский проспект”.
Алымов А.И., арх., Брудно Б.Н., инж., Лукьянов В.С., арх,, Иванов В.М., арх., Чаркин А.С., ск., Свешников В.Д., ск., Петров Б.А., ск., Виноградов А.А.
8 мая 1985 г.
Гранит, бронза, латунь.
Высота обелиска — 34,2 м.
1 мая 1945 г. Ленинград получил звание «Города-героя», которым был отмечен подвиг воинов и мирных жителей, защитивших город от вражеского вторжения в период героической обороны в 1941–1944 гг. В соответствии с «Положением о почетном звании “Город-герой”» в городах, удостоенных этого звания, устанавливались памятные обелиски. Решение Ленгорисполкома о сооружении обелиска в Ленинграде от 21 ноября 1983 г. определило авторский коллектив архитектора А. И. Алымова и скульптора В. Б. Пинчука. Уникальной особенностью спроектированного обелиска было пятигранное сечение: в плане он имеет форму пятиконечной звезды, напоминающую медаль «Золотая Звезда». Гранит для памятника был выбран в карьерах «Воз-рождение» на Карельском перешейке. Проводились многократные лабораторные исследования на прочность камня и аэродинамические испытания модели памятника на ветровую нагрузку. Проект фундамента предусматривал забивку 52 железобетонных свай 0,4×0,4 м дли-ной 26 м. Обработка гранитных блоков для памятника выполнялась на месте, в карьере, а доставка — автотранспортом и по железной дороге. Из-за болезни скульптор В. Б. Пинчук не смог продолжить работу и бронзовые рельефы «Победа», «Блокада», «Тыл — фронту», «Атака» создали в 1984 г. ученики мастера: А. С. Чаркин, Б. А. Петров, В. Д. Свешников и А. А. Виноградов. Строительство памятника начато 26 июня 1984 г. После сооружения фундамента началась доставка на Камнеобрабатывающий завод пяти гранитных блоков для стилобата весом от 60 до 100 т. В конце июля в карьере был успешно отделен от скалы монолит весом около 9 тысяч тонн, длиной до 40 м, предназначенный для вырубки обелиска. Серией взрывов монолит разделен на части. Технология обработки блоков такого размера пятигранным сечением осуществлялась впервые в мировой практике. К февралю 1985 г. изготовлены: обелиск весом 177 т, высотой 22,5 м и постамент весом 183 т, высотой 10,5 м. В марте начался монтаж постамента, погруженного в ростверк фундамента на 3,3 м. Операция при помощи специального крана грузоподъемностью 320 т продолжалась 45 минут. Одновременно на Адмиралтейском объединении было выполнено навершие обелиска в виде Золотой звезды на шаре и пятигранном основании. Конструкция изготовлена из нержавеющей стали, обтянута латунью с золочением. Подъем обелиска на постамент проводился тремя кранами, один из которых поднимал обелиск, а два других поддерживали. Подъем и установка длились 40 минут. Бронзовые рельефы и венок славы были отлиты и установлены заводом «Монументскульптура».
Чаркин А.С., ск., Петров Б.А., ск., Соколов.Н.Н., худ., Михайлов С.Л., арх
16 октября 1998 г.
Бронза, гранит.
Каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста — 1,2 м; высота постамента — 1, 85 м.
Памятник сооружен в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга к 200-летию со дня рождения А. М. Горчакова — дипломата, государственного канцлера России.
При создании портрета авторами за основу взят небольшой камерный бюст А. М. Горчакова, выполненный скульптором К. К. Годебским в 1870 г. при жизни канцлера. Отливка бюста произведена на заводе «Монументскульптура». Гранит для постамента доставлен из месторождения «Кашина Гора» в Карелии.
Исаева В.В., ск., Габе М.Р., ск., Левинсон Е.А., арх.
28 марта 1968 г.
Бронза, гранит.
Высота фигуры — 4,6 м; высота постамента — 2, 75м.
В 1936 г., в год смерти А. М. Горько-го, Совет Народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) приняли решение о сооружении памятника писателю в Ленинграде. В 1938 г. состоялся первый конкурс, не выявивший победителя. В 1952 г. вновь объявлен конкурс, в нем приняли участие В. В. Исаева, В. Г. Стамов, М. С. Алещенко. Лучшим признан проект скульптора В. В. Исаевой и архитектора Е. А. Левинсона. В 1959 г. в творческую группу вошел скульптор М. Р. Габе. В день 100-летия со дня рождения писателя памятник был торжественно открыт.
Бронзовая скульптура отлита на за-воде «Монументскульптура». Работы по изготовлению постамента выполнены в 1968 г. Ленинградским камнеобрабатывающим заводом «Возрождение».
Лишев В.В., ск., Яковлев В.И., арх.
23 ноября 1959 г.
Бронза, гранит.
Высота скульптуры — 3 м; высота постамента — 3,9 м.
Памятник писателю и дипломату А. С. Грибоедову сооружен на основании Постановлений Совета Народных Комиссаров СССР 1936 и 1945 гг. В 1949 г. проект памятника, выполненный В. В. Лишевым и В. И. Яков-левым принят к исполнению. Модель скульптуры рекомендована к отливке в бронзе. В сентябре – ноябре 1950 г. фигура отлита на заводе «Монументскульптура», где и хранилась длительное время, так как место установки памятника не было окончательно определено.
Первоначально памятник предполагалось установить перед зданием театра имени Ленинского комсомола.
В 1956 г. решением Ленгорисполкома местом установки памятника выбрана территория бывшего ипподрома перед строящимся зданием Театра юного зрителя. Работы по сооружению памятника и изготовлению постамента выполнены камнеобрабатывающим заводом «Красная Заря» к лету 1959 г.
Соколов П.П., ск., Треттер В.К., инж.
Выполнены по моделям скульптора П.П.Соколова в 1828 г. Установлены в 1834 г. Открытие моста 25 июля 1826 г.
Чугун, медь, позолота.
Литье, чеканка.
Высота скульптуры — 2,85 м; высота плинта — 0,085 м; размеры постамента — 1,08 х 1,13 х 2,55 м.
Банковский пешеходный мост построен по проекту Вильгельма фон Треттера при участии инженера В.А.Христиановича.
Название Банковского моста связано с близостью к зданию Ассигнационного банка. Украшение моста фигурами грифонов имеет символический смысл: фантастические крылатые существа с львиными телами и птичьими клювами охраняли, по легенде, золото и драгоценности.
Скульптуры грифонов имеют не только декоративное, но и конструктивное значение, так как в них закреплены подвесные цепи, держащие перекрытие моста.
Отливка из чугуна четырех фигур грифонов производилась по модели скульптора П.П.Соколова на Петербургском казенном чугунолитейном заводе. В сентябре 1825 г. были выполнены модели скульптур и глиняная форма для их отливки. Каждая из фигур отлита из двух частей, скрепленных болтами. Над головами грифонов на изогнутых чугунных дугах укреплены шарообразные фонари. Крылья грифонов вычеканены из меди. Изначально крылья грифонов, гребни на их головах, а также кольца и крышки светильников золотились червонным золотом «на масле».
Скульптуры и постаменты окрашены «свинцовою краскою, и пьедесталы сверх того еще наведены лаком».
Открытие Банковского моста состоялось 25 июля 1826 г.
Антокольский М.М., ск., Цейдлер В.П., арх.
18 октября 1906 г.
Бронза, гранит.
Высота бюста — 0,6 м; высота постамента — 3 м.
Идея сооружения памятника К. К. Гро ту, видному обществен-ному деятелю на поприще благотворительности и помощи слепым, принадлежит членам Общества попечительства слепых. 16 сентября 1898 г. последовало Высочайшее соизволение императора Николая II на открытие подписки по сбору средств для сооружения памятника. Общество попечительства слепых в 1900 г. заключило договор со скульптором М. М. Антокольским, который «принял на себя» изготовление памятника.
Работа над памятником и отливка скульптур в бронзе проводилась в Париже, в мастерской М. М. Антокольского. В Париж были высланы все необходимые биографические и иконографические сведения. Ваятель успел выполнить лишь бронзовую фигуру слепой девочки. Скульптор умер 26 июня 1902 г.
Моделью для фигуры девочки послужила ученица школы слепых Елена Супсе.
Бюст К. К. Грота «был изготовлен в парижских скульптурных мастерских учениками М. Антокольского». Академик архитектуры В. П. Цейдлер консультировал вопросы «общего архитектурного решения памятника». Изготовление постамента производилось в г. Житомире на каменотесной фабрике С. Оляшкевича. Первоначально памятник установили перед зданием Александро-Мариинского училища слепых, основанного по инициативе К. К. Грота. Строительство этого здания на Песочной улице, в настоящее время — ул. Профессора Попова, 37, осуществлено в 1888–1889 гг. по проекту зодчего А. О. Томашенко.
Систематическое печатание книг для слепых началось с 1882 г., когда крупнейший деятель в области просвещения незрячих, основоположник русской тифлопедагогики А. И. Скребицкий применил новый рельефно-линейный шрифт, так называемый «унциал». Первой книгой, напечатанной по этому методу, стал сборник рассказов «Детский мир» К. Д. Ушинского. Именно эту книгу и изваял в бронзе М. М. Антокольский. Раскрыта она на 95-й странице, текст воспроизведен до-словно. Таким образом, памятник К. К. Гроту является не только замечательным произведением искусства, но и единственным в своем роде памятником русской книге, напечатанной рельефно-линейным шрифтом.
Свое нынешнее местонахождение памятник обрел в 1963 г. в связи с переездом школы-интерната в новое здание на проспекте Шаумяна.
Агибалов В.И., ск., Мухин В.И., ск., Федченко В.Х., ск., Кирхоглани В.Д., арх.
Январь 1956 г.
Бронза, гранит. Общая высота около 11 м.
Скульптурная группа, состоящая из пяти фигур молодогвардейцев: Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Любови Шевцовой, Сергея Тюленина, является авторским повторением скульптурной группы «Клятва», установленной в 1954 г. в г. Краснодоне. Отливка из бронзы производилась в Ленинграде на заводе «Монументскульптура».
По решению ЦК ВЛКСМ Украины повторная отливка с той же модели, выполненная на заводе, была передана в дар ленинградскому комсомолу. На-званная «Героям Краснодона» скульптурная группа установлена в парке имени 30-летия ВЛКСМ, так назывался парк «Екатерингоф» в 1948–1991 гг.
Авторы проекта Е.А.Шишкина, А.А.Алексеев, А.С.Конев
©ГМГС, 2020-2021