тасов В.П., арх., Демут-Малиновский В.И., ск., Пименов С.С., ск., Клодт П.К., ск.
17 августа 1834 г.
Кирпич, медь листовая, медь, выколотка, бронза золоченая, гранит, черницкий камень,
выколотка, чеканка, позолота, кирпичная кладка.
Общая высота ворот — 31 м; ширина ворот — 22 м; ширина торцевой стороны ворот — 7 м; диаметр колонн — 1,4 м; высота колесницы со статуей Победы — 7,6 м; высота статуи Победы — 5,1 м; высота коней — 4,5 м; высота воинов — 4,1 м; высота постаментов под фигурами воинов — 1,45 м.
Для встречи российской гвардии, воз-вращавшейся из Парижа после победоносного завершения военной кампании 1812–1814 гг., соорудили триумфальную арку у въезда в столицу. Деревянные триумфальные ворота, представляющие собой по замыслу архитектора Д. Кваренги вариацию на тему арки Тита в Риме, установили на Петергофской дороге, се-вернее городской заставы. Скульптурный декор ворот из гипса выполнен по моделям И. И. Теребенева. Строительство было завершено к 30 июля 1814 г. По инициативе петербургского дворянства принято решение соорудить монумент в честь побед русской армии в постоянном материале. Император Александр I распорядился для возведения триумфальных ворот использовать 400 тысяч рублей, завещанных генералом Ф. П. Уваровым на памятник в честь Гвардейского корпуса. Первоначально предполагалось повторить проект Д. Кваренги на месте старых городских ворот, лишь увеличив ширину пролета арки. Но в 1827 г. архитектор В. П. Ста-сов создает новый проект, существенно отличающийся от арки Кваренги как по размерам и пропорциям, так и характеру монументально-декоративного оформления. Длительное время обсуждался вопрос, в каком материале создавать триумфальные ворота. 21 мая 1830 г. утверждено предложение В. П. Стасова о сооружении их из кирпича с облицовкой медными листами и установкой на гранитном цоколе. Торжественная закладка памятника состоялась 17 августа 1827 г., в годовщину Бородинской битвы. Скульптурный декор выполнен из листовой меди. В его в создании приняли участие известные ваятели петербургской Академии художеств. Однопролетная 12-ти колонная арка увенчана Колесницей Славы с шестеркой коней (скульпторы П. К. Клодт, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский). На аттике ворот — 8 крылатых Гениев Мира и Победы (скульпторы М. Г. Крылов, Н. А. Токарев), в тимпанах — фигуры летящих Слав (скульптор И. И. Леппе). У подножия пило-нов — 4 изваяния русских витязей (скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский).
В 1879–1881 гг. проводилась реставрация медного покрытия ворот, скульптуры, окон, дверей, внутренних помещений. В 1888 г. внутренние помещения в аттике были приспособлены для размещения архива, сгоревшего в 1918 г. Триумфальные ворота пострадали во время Великой Отечественной войны, но к 1952 г. были полностью отреставрированы. В 1987 г. после капитальной реставрации в помещении аттика разместился новый отдел музея городской скульптуры — «Нарвские ворота». Его сотрудники разработали первую мемориальную экспозицию, посвященную не только созданию конкретного памятника, но и истории развития русского монументального искусства в целом. В настоящее время Нарвские ворота стали местом проведения временных выставок, посвященных военной истории России, а также лекций, конференций и других мероприятий научно-просветительского характера.