«… Своему родному городу Ленинграду я посвящаю это сочинение»

Самое пронзительное, запоминающее, всколыхнувшее душу событие последних дней – это исполнение Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича в Петербурге на Стрелке Васильевского острова под руководством Ю.А.Башмета.

80 лет назад,  9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в Большом зале Филармонии  под руководством К.И.Элиасберга прозвучала грандиозная, легендарная Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича. Исторически ленинградская премьера стала самой важной, хотя и не первой. Премьеры состоялись  в Куйбышеве, Москве и Новосибирске  под управлением Е.А.Мравинского, но самая  сильная, поистине героическая состоялась в  блокадном Ленинграде. Симфонию  композитор посвятил своему родному городу, городу, жители которого проявили  беспримерное мужество, бесстрашие и стойкость во время почти  900 дневной блокады  города. Потрясающее произведение такой силы и мощи спасло многих ленинградцев не только от всех физических страданий, но и «моральной  дистрофии».  Поистине это был «День Победы посреди войны».                                                                                                                         

Будучи профессором Ленинградской консерватории, 34-летний Д.Шостакович «осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт, но раз за разом ему отказывали». Тогда он, как и большинство ленинградцев, вступил в Народное ополчение, дежурил на крышах, обезвреживал, сбрасывал зажигательные бомбы, снаряды.

Уже летом 1941 г. Шостакович начал писать свое бессмертное произведение, тогда же им была закончена первая часть, в сентябре завершена вторая часть и начата работа над третьей. Первые три части были созданы «буквально на одном дыхании». Последняя часть и финал, написанные в Куйбышеве «продвигались медленно». «Финал не пишется», — сетовал Дмитрий Дмитриевич  в письме к своему другу.

Премьеру симфонии назначили на  9 августа 1942 года  не случайно: в этот день немцы планировали захватить Ленинград.   Очень образно произведение охарактеризовал Алексей Толстой: «Седьмая  симфония посвящена торжеству человеческого в человеке … «симфония возникла из совести русского  народа, принявшего  без колебаний  смертный  бой  с черными силами.  Написанная  в Ленинграде она выросла до размеров большого мирового искусства…».

 «Ленинградской» симфония названа  «с легкой руки Анны Ахматовой». «Чтобы исполнить монументальное сочинение с огромным  составом оркестра музыкантов отзывали  из военных частей. Перед началом  репетиций некоторых пришлось  положить в больницу – подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали  дистрофиками». В день исполнения  симфонии – вся артиллерия осажденного города была брошена  на подавление огневых точек врага: «ничто  не должно было помешать  знаменитой премьере».

Талантливый швейцарский живописец, график Андре Сюньо выставка, которого  с большим успехом проходила в 2008 году в Новом выставочном зале, подарил нашему Музею свою  монументальную  живописную работу «Посвящение ленинградской блокаде» (Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича). Многогранное, глубоко символическое произведение этого замечательного мастера стало итогом многолетних размышлений и о блокаде, и о создании великим музыкантом  «Symphony № 7. Leningrad». Яркими изобразительными средствами, приемами автор представил  монументально-драматический эпос блокадного  города с  садами, парками, церквями (отчетливо читается силуэт Никольского морского собора), легендарной Дорогой  жизни на Ладоге…

Художник прожил, глубоко прочувствовал произведение Д.Д.Шостаковича,  только так можно было написать это полотно. Он настроен на одну волну с композитором и  воспринял  его симфонию, как миссию, посыл к жителям осажденного города на Неве, как преддверие  Победы.

Ирина Лермонтова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: