Самое пронзительное, запоминающее, всколыхнувшее душу событие последних дней – это исполнение Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича в Петербурге на Стрелке Васильевского острова под руководством Ю.А.Башмета.
80 лет назад, 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в Большом зале Филармонии под руководством К.И.Элиасберга прозвучала грандиозная, легендарная Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича. Исторически ленинградская премьера стала самой важной, хотя и не первой. Премьеры состоялись в Куйбышеве, Москве и Новосибирске под управлением Е.А.Мравинского, но самая сильная, поистине героическая состоялась в блокадном Ленинграде. Симфонию композитор посвятил своему родному городу, городу, жители которого проявили беспримерное мужество, бесстрашие и стойкость во время почти 900 дневной блокады города. Потрясающее произведение такой силы и мощи спасло многих ленинградцев не только от всех физических страданий, но и «моральной дистрофии». Поистине это был «День Победы посреди войны».
Будучи профессором Ленинградской консерватории, 34-летний Д.Шостакович «осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт, но раз за разом ему отказывали». Тогда он, как и большинство ленинградцев, вступил в Народное ополчение, дежурил на крышах, обезвреживал, сбрасывал зажигательные бомбы, снаряды.
Уже летом 1941 г. Шостакович начал писать свое бессмертное произведение, тогда же им была закончена первая часть, в сентябре завершена вторая часть и начата работа над третьей. Первые три части были созданы «буквально на одном дыхании». Последняя часть и финал, написанные в Куйбышеве «продвигались медленно». «Финал не пишется», — сетовал Дмитрий Дмитриевич в письме к своему другу.
Премьеру симфонии назначили на 9 августа 1942 года не случайно: в этот день немцы планировали захватить Ленинград. Очень образно произведение охарактеризовал Алексей Толстой: «Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке … «симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде она выросла до размеров большого мирового искусства…».
«Ленинградской» симфония названа «с легкой руки Анны Ахматовой». «Чтобы исполнить монументальное сочинение с огромным составом оркестра музыкантов отзывали из военных частей. Перед началом репетиций некоторых пришлось положить в больницу – подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками». В день исполнения симфонии – вся артиллерия осажденного города была брошена на подавление огневых точек врага: «ничто не должно было помешать знаменитой премьере».
Талантливый швейцарский живописец, график Андре Сюньо выставка, которого с большим успехом проходила в 2008 году в Новом выставочном зале, подарил нашему Музею свою монументальную живописную работу «Посвящение ленинградской блокаде» (Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича). Многогранное, глубоко символическое произведение этого замечательного мастера стало итогом многолетних размышлений и о блокаде, и о создании великим музыкантом «Symphony № 7. Leningrad». Яркими изобразительными средствами, приемами автор представил монументально-драматический эпос блокадного города с садами, парками, церквями (отчетливо читается силуэт Никольского морского собора), легендарной Дорогой жизни на Ладоге…
Художник прожил, глубоко прочувствовал произведение Д.Д.Шостаковича, только так можно было написать это полотно. Он настроен на одну волну с композитором и воспринял его симфонию, как миссию, посыл к жителям осажденного города на Неве, как преддверие Победы.
Ирина Лермонтова